Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека

дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи

1.    «Чудесный мешочек»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

 Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Содержание.   «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это?  (Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

2.    «Разноцветный мешочек»

Цель: ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.

Содержание.  Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

3.    «Такой листок – лети ко мне!»

Цель.  Упражнять в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (название деревьев: клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.

Содержание.  Воспитатель вместе с детьми на прогулке собирает листья деревьев (по количеству детей, каждому по одному). Дети стоят полукругом.

- Вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним. Посмотрите, какие листья у клена – большие с зубцами. Листья рябины – небольшие, сам лист похож на перышко (Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья).

- У меня в руках листья от разных деревьев(показывает). Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику и  у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» - вы побежите ко мне.

4.    «Кто скорее соберет?»

Цель.  Правильно собирать пирамидку, отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в названии величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).

Материалы: пирамидки (по количеству детей), флажки.

Содержание.  Играют с небольшой группой детей. Раздав пирамидки каждому ребенку, воспитатель привлекает внимание детей:

- Посмотрите, какое кольцо внизу: большое или маленькое? (большое)

- А вот это какое? (поменьше)

А наверху какое кольцо? (самое маленькое)

Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель помогает:

- Запомните, что внизу находиться самое большое кольцо, а наверху какое? (самое маленькое)

А теперь послушайте, как мы будем играть с пирамидками. Разберем сначала пирамидку (снимает кольца, кладет их на стол) и вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собирать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выиграет. Он получит флажок.

5.    «Что изменилось?»

Цель.  Упражнять в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек.

Материалы: пять разных по размеру разноцветных матрешек.

Содержание.  Воспитатель показывает поочередно пять матрешек и вместе с детьми называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

- Что вы видите на моем столе? (матрешек)

- Посмотрите, какие матрешки по росту (ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки). Одинаковые по росту или нет? (разные) А что у них разное?

Воспитатель помогает наводящими вопросами:

- Посмотрите на платочки. Какие они? (прикасается то к одной, то к другой матрешке) У одной матрешки красный платочек, у другой – зеленый, а у этой – синий. Как мы скажем про платочки одним словом? (платочки у матрешек разного цвета)

- А сарафаны, как можно сказать? (сарафаны тоже разного цвета)

- А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому тот, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

Далее воспитатель обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого покажет матрешка.

6.    «Теремок»

Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Содержание.   Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

- Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

—   Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

7.    «Чего не стало?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

Содержание.   Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.

-  Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

-  Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

8.    «Где наши ручки?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Содержание.  Дети сидят на стульчиках.

- Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину, дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

-   Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки!  (Топают ножками.)

-   Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.)  Вот наши ручки! -  Где   же   наши   ножки?   Чего   нет?    (Ножек.)    Вот   наши

ножки!   Игра повторяется 2—3 раза.

9.    «Найди предмет по описанию»

Цель.  Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам, формировать умение описывать предмет, не называя его.

Материалы: игрушка Буратино.

Содержание.  Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры (мяч, грузовая машина, собачка, кукла и т.д.) При этом необходимо обратить внимание детей на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться (прячет предметы по разным местам).

- Разбежались все наши игрушки, сейчас вы их будете искать. Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой, - предлагает Буратино. Это круглый, резиновый предмет, который прыгает и катится по полу (это мяч).

- Сережа, найди мяч.

Буратино описывает другую игрушку:

- Пластмассовое, зеленое с ручкой, в нем носят воду, чтобы полить растения. Что это за предмет? (ведро)

- Лена, поищи ведро и принеси сюда.

Игра продолжается, пока дети все спрятанные предметы по описанию не найдут.

10.    «Лото»

Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).

Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

Содержание.   Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

- Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

11.    «Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

Содержание.  Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

- Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо  сказать: «Мишка, поезжай!». А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!»  (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

- Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

12.    «Подбери посуду для куклы»

Цель: закреплять знания о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению.

Материалы.  Три куклы: одна – повар, другая – няня, третья – просто девочка. Игрушечная плита, игрушечная обеденная посуда, игрушечный стол и стул.

Содержание.   Игра проводится после беседы о работе повара и няни, какая посуда используется в их работе. Во время игры кукла-повар стоит около плиты, другая кукла-няня готовит посуду к обеду, кукла-девочка сидит за столом. Воспитатель просит рассмотреть кукол, идет беседа о том, кто это, что они делают, какая им нужна посуда.

На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, рассказывает, как этот предмет называется(кастрюля), она нужна повару.

- Коля, отнеси кастрюлю повару, поставь на плиту.

Далее воспитатель показывает хлебницу:

- Этот предмет как называется, кому нужен? (хлебница, ее нужно отнести няне)

Воспитатель показывает чайную ложку:

- Это что, для чего она нужна? (чайная ложка, чтобы положить сахар в чай, есть торт)

Поочередно воспитатель показывает всю посуду. Для поддержания интереса можно использовать следующие варианты:

- А эта посуда, наверное, никому не нужна? (показывает половник, дуршлаг или чайник), - Нужна, нужна!

- Кому же нужен половник? (повару)

- А няне он нужен? (нужен)

- Значит сколько нужно половников? (два) Давайте поищем еще половник (дети находят еще половник и относят повару и няне).

13.    «Больше - меньше»

Цель: упражнять в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаковые)

Материалы.  Природный материал: шишки, желуди, листья, камушки, ракушки (разные по величине, так, чтобы каждого вида было одинаковое число).

Содержание.  Дети сидят за столом и рассматривают вместе с воспитателем предметы, называют их.

- Давайте рассмотрим шишки. Как вы думаете, они по величине одинаковые или разные? (разные) Витя, покажи, какая из них больше. Лена, значит, это какая шишка? (поменьше)

- Вот с этими шишками, камушками, листочками и ракушками мы сегодня поиграем. Мы будем раскладывать их по величине: сначала положим самый большой предмет, а потом все меньше и меньше (показывает действия на столе с желудями).

- Надо класть в ряд только одинаковые предметы. Кто взял шишки, тот и кладет в ряд только шишки. А кто возьмет листик, тот, что будет класть в ряд? (листики)

По команде воспитателя дети раскладывают предметы в ряд на столе. Дети выбирают предметы, раскладывают по величине (по 5-6 предметов каждого вида).

- Кто быстро и правильно положит все предметы в ряд, тот и выигрывает.

14.    «Мишка, ляг!»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.

Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

Содержание.  В   гости   к детям   приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.)

По желанию детей медвежонок выполняет разные задания.  Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик».   Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи, попляши, напиши письмо   и др.

15.    «Сложи картинку»

Цель: упражнять в составлении целого предмета из его частей.

Материалы.   В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке лежат такие же картинки, разрезанные на четыре равные части по вертикале или диогонали.

Содержание.   Воспитатель знакомит с картинками, дети называют, что на них изображено. Затем показывает части картинки:

- От какой картинки этот кусочек? (от яблока). Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

- А теперь найдем другие части яблока.

Дети ищут картинки с изображением частей яблока, когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой:

- Получилось целое яблоко. Сейчас, я вам дам картинки. Свете – дам грушу, Вике – помидор, а Диме – морковь. Соберите целые картинки из их частей (разрезные картинки лежат на столе).

После правила меняются:

- Я дам вам не целую картинку, а кусочек. Вы по этому кусочку догадайтесь, какую картинку надо собирать (если ребенок догадался, какой предмет у него получится, то обязательно ему нужно дать сложить целую картинку, чтобы проверить верность предположения).

16.    «Прятки»

Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Материалы: грузовик, мишка, мышка.

Содержание.  В гости к детям приходят мишка и мышка, они стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется.

- Давайте закроем глаза Мышонок спрятался.

Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?». Где же он, ребята? (В кабине.)  Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

17.    «Потерялись»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Содержание.  Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши.

- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.

-   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др.

18.    «Чей голос?»

Цель: закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; Закреплять умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Материалы: набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок и т.д.

- Давайте покажем, как мычит корова, как мяукает котенок.

- Смотрите, какая лужайка! (прикреплена полоска зеленой бумаги). Здесь будут ходить животные. Вот на луг вышла…(корова). Как она зовет своего сыночка? (му-му) У Вовы картинка теленка, поставь ее к корове. Вова, кто прибежал к своей маме? (теленок) Правильно дети? (да)

Поочередно ставят других животных, дети произносят характерные для каждого животного звуки.

- Гуляют по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком – говорит воспитатель, при этом обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросенком, котенком.

19.    «Домики» 

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Содержание.  Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

20.    «Поручение» 

Цель: называть детенышей животных.

Материалы: игрушки: бельчонок и котенок.

Содержание.   Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?

После игры животные прощаются с детьми и уходят.

21.    «Дружные ребята»

Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.

Материалы: белка и лиса.

Содержание.  

-  Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна  - бельчата, вторая -  лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

Игра повторяется 3-4 раза.

22.    «Кому что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.

Материалы: большие карточки  на которых изображены повар, врач, шофер, свинарка; на маленьких карточках – предметы необходимые в работе.

Содержание.  Эту игру проводят после бесед и наблюдений за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, доярки и орудий их труда.  Игра проводится по типу «Лото». Проводится соревнование – кто быстрее закроет все клетки на больших карточках. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и орудиях их труда, затем напоминает правила игры «лото». Необходимо помогать вопросами:

- Что еще нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает?

23.    «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания о временах года, их характерных признаках, развивать связанную речь.

Материалы: картинки с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки.

Содержание.  Эту игру можно проводить после того, как у детей накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей. Воспитатель разъясняет правила игры:

- У меня в руках много картинок, я их вам не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. На столе лежит стрелка, тот на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать.

Воспитатель раздает всем по картинке, затем вращает стрелку. Тот, на кого указала стрелка рассказывает, что нарисовано на его картинке.

- А сейчас стрелка укажет не того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша.

Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

24.    «Качели» 

Цель: соотносить слова стихотворения с собственными движениями.

Содержание.  Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ритмическими движениями.

Все лето качели качались и пели,

И мы на качелях на небо летели.

            (Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)

Настали осенние дни. Качели остались одни.

            (Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.)

Лежат на качелях два желтых листка.

И ветер качели качает слегка.

            (Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо.)                                                                                    

25.    «Погремушки»

Цель: двигаться по слову взрослого.

Материалы: погремушки на ручке (по 2 на каждого ребенка); коробки (корзины) для складывания погремушек.

Содержание.  Дети стоят перед взрослым, который держит коробку с погремушками и говорит:

Все скорей ко мне бегите, Погремушки получите!

                                (Взрослый быстро раздает детям погремушки)

Погремушки дети взяли. С ними быстро зашагали!

                               (Взрослый идет впереди детей, помахивая погремушками)

Стали бегать и скакать. Погремушками играть!

                               (Дети   бегают, звеня   погремушками)  

Надо в круг теперь всем встать, Погремушки показать!

                               (Дети встают в круг)

Погремушки поднимать. А потом их опускать. Поднимать и опускать! Поднимать и опускать!

                               (Дети поднимают и опускают погремушки)

Стали дети приседать, Погремушками стучать. Стук и прямо! Стук и прямо! Стук, стук, стук! И встали все.

(Дети приседают, стучат об пол погремушками, встают, повторяют эти движения дважды; на слова «стук, стук, стук» быстро трижды   стучат об   пол   погремушками, затем   поднимаются)

А теперь мы все бежим. Погремушками гремим.

                                (Дети бегут за взрослым, размахивая погремушками)

Тихо, тихо   все пойдем. Погремушки уберем!

                               (Дети проходят мимо поставленной на их пути коробки и кладут туда свои погремушки)

26.    «Конь»

Цель: развивать речь, упражнять в правильном звукопроизношении.

Содержание.   Все дети стоят в колонне, впереди боец (на нем шапка-буденовка).

- Кирилл будет бойцом, а мы – все его лошадки. Куда скажет буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами разучивали (стихотворение разучивается заранее). Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слов тпру останавливаются.

Топ-топ-топ! Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро.

Через реки, через горы.

Все в галоп, в галоп. Гоп-гоп-гоп!   (дети скачут по комнате, имитируя бег лошади. Бег все время убыстряется)

Тпру!

                             (дети останавливаются и тоже произносят: «Тпру!»)

При повторении игры считалочкой выбирается другого бойца.

27.    «Поезд»

Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Содержание.  Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.

Чух, чух, пых-чу, пых-чу, вор-чу!             (произносится 2 раза).        

Стоять на месте не хочу! Ко-ле-са-ми стучу, стучу.

Ко-ле-са-ми  верчу, верчу!                       (произносится 2 раза)  

Са-дись скорее, прокачу. Чу, чу!                                                    

На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу» - топают ногами, на слова «Колесами верчу, верчу» - делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

28.    «Петушок»

Цель: развивать речевую активность, упражнять в правильном звукопроизношении.

Содержание.  Дети сидят кружком на стульях, посередине стоит стул для петушка. Петушка выбирают по считалочке.

- Чья это шапочка? (показывает шапочку петушка). Давайте поиграем с петушком, выберем петушка считалкой.

Петушок одевает шапочку и воспитатель ему тихо говорит  что, когда он сядет на стул, он должен пропеть «ку-ка-ре-ку!». После этого дети произносят слова:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь? Что ты громко поешь?      (после слов петушок должен несколько раз прокукарекать)

Затем выбирают нового петушка. Воспитатель работает над выразительностью речи детей, формирует умение интонацией выделять слова золотой, масляный, шелкова.

29.    «Уточка»

Цель: углублять знания об утке, развивать речевую активность.

Материал: игрушка утки и утят.

Содержание.  Воспитатель показывает игрушки -  большую утку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что утки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. Выбирается утка, а все остальные маленькие утята. Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят:

Уточка луговая, серая, полевая.

Где ты ночку ночевала?            (далее уточка отвечает)

Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу, детей своих вожу,

Сама утя поплыву, детей своих поведу.

Ребенок-утка становится впереди колонны. Дети идут за уткой по комнате, то переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью. Затем выбирают другую утку.

30.    «Где мы были, мы не скажем»

Цель: активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Содержание.  Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.

   Эта игра доступна не всем детям младшего дошкольного возраста. Она более популярна у старших дошкольников.

31.    «Курочка-рябушечка»

Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.

Содержание.  Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей  шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:

-  Курочка-рябушечка, куда идешь?

-  На речку.

-  Курочка-рябушечка, зачем идешь?

-  За водой.

-  Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

-  Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.

32.    «Молчанки»

Цель: образовывать глаголы приставочным способом.

Содержание.   Перед началом игры дети хором произносят:

Первенчики, червенчики.

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе.

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, Молчок!

После слова «молчок» все должны замолчать и замереть. Ведущий (взрослый) наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется, заговорит или пошевелится, то дает ведущему фант.

В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде (залезь под стол и вылези обратно; подпрыгни на месте два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; подбрось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.).

. С младшими детьми лучше разыгрывать фант сразу, как только кто-то из играющих рассмеется или заговорит; команды придумывает взрослый.

33.    «Добавь слово»

Цель:  находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материалы: игрушка  Гена.

Содержание.  Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. После приходит Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать:

   - Я   умею   постель… (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять).  Я помогаю вилки ... (раскладывать).  Я   помогаю   крошки  ... (сметать).  Я   помогаю   комнату  ...    (убирать).

34.    «Скажи наоборот»

Цель: подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением).

Материалы: кукла Чиполлино.

Содержание.  В гости приходит Чиполлино: - Чиполлино пришел в детский сад. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать, но он загрустил. Почему? Да потому, что не умеет подбирать слова «наоборот» - слова с противоположным значением.  Поможем, дети, Чиполлино?

    -  Я буду называть разные слова, а вы с Чиполлино придумывайте к ним слова «наоборот», то есть слова с противоположным значением.

Взрослый

Дети

входить

выходить

вбегать

выбегать

прибегать

убегать

привозить

увозить

прилетать

улетать

приходить

уходить

подплывать

отплывать

закрывать

открывать

вставать

ложиться

говорить

молчать

мириться

ссориться

надевать

снимать

одевать

раздевать

кричать

молчать

нагревать

охлаждать

смеяться

плакать

хвалить

ругать

улыбаться

хмуриться

-  Теперь Чиполлино понял, что значит «наоборот».

35.    «Олины помошники»

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

Материалы: кукла Оля.

Содержание. 

- Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле». Кукла идет по столу. Указываем на ее ноги: «Это что? Это ноги. Они Олины помощники. Что ноги делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют и т. д.) Далее указываем на другие части тела,  и задаем  аналогичные вопросы   (руки  - берут, кладут , держат, моют, одевают, рисуют, вырезают, наклеивают; зубы  - жуют, кусают, грызут; глаза  -  смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся; уши  - слушают).

Далее читаем стихотворение, делая паузы, а дети подсказывают нужное слово:

Оля весело бежит к речке по дорожке, а для этого нужны Нашей Оле ... ножки.

Оля ягодки берет по две, по три штучки. Л для этого нужны Нашей Оле ... ручки.

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки, а для этого нужны Нашей Оле ... зубки.

Оля смотрит на кота. На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле ... глазки.                                                                      

 36.    «Кто больше действий назовет» 

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.

Материалы.  Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Содержание.  Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках.  

- Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);

что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);

что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);

что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);

что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, купать...);

что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);

37.    «Чей голос?» 

Цель: образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы.  Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

Содержание.  Приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

-   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

-   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?

-   Гав, гав, гав!   Кто это?   (Собачка.)   Как лает собачка?

-   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка.)  Как мяукает кошка?

-   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

-  Мяу, мяу! Чей это голос?   (Кошки.)   Что кошка делает? (Мяукает.)

-   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?  (Кудахчет.)

-   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)

38.    «Подарки»

Цель: соотносить глагол с существительным.

Материалы: кукла Оля, корзинка, дудочка, шапочка, конфета (шоколадка), птичка, жук, рыбка, собачка.

Содержание.  У куклы Оли сегодня день рождения. Она пришла с подарками, которые ей подарили друзья. (Все подарки находятся в корзинке)

-  Вова подарил подарок, в который можно дудеть. Что подарил Оле Вова?

(После ответов детей дудочку вынимают из корзинки и кладут на стол. Далее игра продолжается)

-   Коля подарил то, что можно надеть. Что можно надеть?

-   Петя подарил  вкусный  подарок,  который   всем   нравится. Его можно съесть, а золотая бумажка останется.

-   Саша подарил такой подарок, который может летать, сидеть в клетке и петь.

-   Витин подарок может ползать.

-   Толин подарок умеет плавать и грести плавниками.

-   Миша принес подарок, который ходит, который хвостом виляет и лает, и  каждый этот подарок желает.

-   Теперь Оле хочется узнать, что дарят вам в день рождения    родные    и    друзья,  что    вы    делаете   со   своими    подарками

39.    «Вечер загадок» 

Цель: Определять объект по его функциональным и внешним признакам.

Содержание.  Детям загадываются загадки:

      -  Видали вы его не раз —

Он скачет в двух шагах

От нас: чирик-чирик, чирик-чирик!

Кто к этой песне не привык?

                                                         (воробей)

      - То мурлычет, то играет, то куда-то удирает,

        Убегает далеко. А когда придет обратно.

        То мяукает и с блюдца пьет сырое молоко.

                                                           (кот)

      - Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок —

        Может крякать и нырять, как его родная мать.

                                                          (утенок)

      - Днем лежит и молчит. Ночью лает и ворчит.

Кто к хозяину идет, он знать подает.

                                                           (собака)

Встретишь — гогочет, ущипнуть хочет.

А я иду и не боюсь. Чего бояться? Это...

                                                              (гусь)

Серый, зубастый, в лесу воет.

По полю рыщет, ягнят, телят ищет.

                                                              (волк)

В густом лесу под елками, осыпанный листвой,

 Лежит клубок с иголками. Фыркает и живой.

                                                                (еж)

40.    «Гуси»

         Цель: использовать в речи однокоренные слова.

Материалы:  Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.

Содержание.  Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки):

      -  Это... гусь. Он крылатый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.

А это -  мама... гу... сыня. У гуся и гусыни -  дети-гу…сята. Один гу...сенок, много -  гусят.

Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом.

Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.

Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"

ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...