Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Поиграем с водой»
Проект по опытно – экспериментальной деятельности во 2-ой младшей группе «Поиграем с водой»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта
Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).
• Вид проекта: Опытно — экспериментальный
• Сроки реализации проекта: с 01 ноября 2017 по 31 января 2018 года.
• Участники проекта: Дети дошкольного возраста, воспитатели.
•Планируемый результат: расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
•Материалы и оборудование: емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.
Цель проекта
Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности
Задачи:
1. Расширять знания детей во 2-ой младшей группе (дети 3 – 4лет) о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.
4.Обогатить словарь детей за счет слов: Вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.
5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.
6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.
Реализация проекта в три этапа.
1. Подготовительный
• Составление проекта.
• Подготовка к реализации проекта.
• Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.
2. Основной
•Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».
•Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»
•Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»
•Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».
• Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)», «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».
3. Заключительный
Итоговое занятие «Вода и ее свойства»
Ход образовательной деятельности
• Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз. (банка с рыбкой, закрытая салфеткой) Хотите узнать что это?Отгадайте загадку:
Под водой всегда она,
Молчалива и скромна.
Можно дома содержать,
Лишь водички капельку набрать.
Голова, хвост, плавники,
Ее знаешь точно ты.
Отвечаешь же, делай выбор,
Дети знают, это…РЫБА!
• Воспитатель. Сегодня у нас с вами не обычное день к нам в детский сад приплыла золотая рыбка.
• Воспитатель.
-А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)
- Какая у рыб вода?
• Дети. Чистая, прозрачная.
• Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?
• Дети. Без воды рыбка погибает.
• Воспитатель. Давайте выясним, что же такое вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно,воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт.
- Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
• Воспитатель. Вывод. Вода – это жидкость. Она течёт. Еёможно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.
• Воспитатель. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).
– Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.
• Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
• Дети. Ни чем.
• Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?
• Дети. Нет запаха.
•Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
• Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.
• Воспитатель. Могут ли рыбки жить в грязной воде?
• Дети. Нет.
• Воспитатель. А мы сейчас посмотрим, я, приготовила чёрную краску, покрасим воду и проведем маленький эксперимент. Посмотрите на ваши рабочие столы там лежат бумажные квадратики с изображением рыбок. А сейчас возьмем пустой стакан и перельем часть воды из первого стакана во второй. Теперь капнем кисточкой черной краской в один из стаканов. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
• Воспитатель. Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
• Воспитатель. Ребята, давайте положим под стакан с чистой водой ваши бумажные кружки и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?
• Дети. Рыбок.
• Воспитатель. А теперь положим под второй стакан тоже кружки и тоже посмотрим. Что вы видите?
• Дети. Не чего.
• Воспитатель. А почему? (вода грязная) Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
• Воспитатель. Ребята, повторим, какая вода?
• Дети. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, она имеет вес, прозрачная, вода без запаха и без вкуса.
• Воспитатель. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?
• Дети. Пить, варить пищу, купаться, купаться, стирать белье и т. д.
• Воспитатель. Молодцы! А давайте поиграем.
Физминутка
Рыбка плавает в водице, — плавные движения руками перед грудью
Рыбке весело играть. — хлопки в ладоши справа и слева от головы
Рыбка, рыбка-озорница, — грозим пальчиком
Мы хотим тебя поймать! — обнимаем себя
Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»
Воспитатель. Ребята, а вы хотите сделать для своих бумажных рыбок аквариум? И так начинаем.
Дети создают аквариум для рыбки из готовых отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них композицию по своему желанию.
Воспитатель. Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.
Список используемых источников
• От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М., 2014.
• Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. — Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., — Волгоград.
• «Дети раннего возраста в детском саду» Е. Н. Жердева
• Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».
• Крылова С. В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).