«Работа с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ»
статья

Сухинина Юлия Валерьевна

Современная наука делает акцент на приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры проявилось в утрачивании патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Статья

Тема: «Работа с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ»

Подготовила: воспитатель Сухинина Ю.В.

Смоленск

Современная наука делает акцент на приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры проявилось в утрачивании патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа. Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи - есть важнейшее условие эффективной деятельности МБДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников. Они указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. Таковыми являются:

-       рост образования родителей;

 -       повышение материального достатка молодых семей;

 -       мобильность современных родителей;

 -       повышение коэффициента детско-родительского общения;

 -       доступность информации.

Из вышесказанного следует, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка. В настоящее время внимание ученых нацелено на проблему использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В.Туликов). Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, которые используются для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. И.

Перечень технических средств ИКТ, применимых в детском саду:

- компьютер,

 - мультимедийный проектор,

- интерактивная доска,

 - телевизор,

 - принтер,

- сканер,

- магнитофон,

- цифровые фото- и видеокамера,

- программируемые игрушки и другие подобные устройства.

Критерии эффективности использования ИКТ:

 - экономичность;

 -  компактность;

 -  наглядность;

-   возможность проведения мониторинга;

 -  возможность творческого развития личности.

Направления внедрения ИКТ в образовании:                                              

1.Создание презентаций.                                              

2. Работа с ресурсами Интернет.                                            

3. Использование готовых обучающих программ.                                            

4. Разработка и использование собственных авторских программ. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями - это одно из приоритетных направлений модернизации образования, которое позволяет достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Работа по вовлечению родителей в деятельность МБДОУ  по патриотическому воспитанию дошкольников проводится в три этапа:

 1) выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей;

2) педагогическое просвещение родителей;

 3) партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

Этап первый. Активное использование информационно-аналитических форм (социально-педагогические опросы и анкетирование, результаты работы педагога-психолога с родителями). Основываясь на анализе результатов обследования семей воспитанников можно сказать что, семья дошкольника, как ни в какой другой период своего развития, ориентирована на воспитание детей. Наиболее значимыми в системе целевых ориентаций родителей выступают: воспитание у ребенка любви к родителям, близким, дому, малой родине; воспитание стремления к образованию, культуре.

 Этап второй. Педагогическое просвещение родителей - самый важный этап. Здесь применялись коллективные и индивидуальные формы (родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, педагогические гостиные, деловые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми). А также наглядно-информационные средства педагогического просвещения родителей. Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, живой интерес к теме собрания «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» появился у родителей в процессе демонстрации слайдов с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Были включены различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио - фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволило в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей.

Этап третий.

Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, турпоходы, выставки совместного творчества. Использование технических средств ИКТ позволяет сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.

Результаты взаимодействия МБДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ:

 -       возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;

 -       создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;

-       обогатились педагогические знания родителей по проблеме ознакомления детей с родным краем.

Использование средств ИКТ не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

 Перспективы использования ИКТ в работе с родителями:

 -       Создание мультимедийных презентаций по материалам экспозиций краеведческих и художественных музеев.

-       Обобщение и распространение передового опыта семейного воспитания по формированию у дошкольников начал патриотизма (фото-видеоальбомы, мультимедийные презентации, буклеты).

-       Составление родителями электронного портфеля творческих работ, выполненных дома совместно с детьми.

-       Электронные творческие отчеты посещения семьями воспитанников исторических мест, достопримечательностей, социально-значимых событий города и родного края.

 -       Создание медиатеки по патриотическому воспитанию дошкольников «В помощь родителю».

-       Размещение на сайте ДОУ консультаций, опыта работы по формированию начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста «Растим патриотов».

Литература:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.

2. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011, с. 14.

3. Государственная программа; Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы. М., 2005.

4. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. 2003. № 3.

5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.

6. Зверева О. Л. Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников. http://www.udou.ru/vzaimodejstvie-dou-i-semi-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov/ Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Боровая, Е. В. Организация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ / Е. В. Боровая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5035/ (дата обращения: 20.08.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм и методов в работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленьк...

Оганизация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ.

   Родина - сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям - матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, стране, родной ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Статья посвящена взаимодействию с семьей по патриотическому воспитанию через проектную деятельность....

Организация работы с семьёй по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ. Презентация

Организация работы с семьёй по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ....

Консультация для воспитателей «Эффективные формы работы взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников»

Эффективные формы работы взаимодействия с семьейпо патриотическому воспитанию дошкольников “Любовь к Родине начинается с семьи”.Ф. БеконСовременная наука подчеркивает приоритет семьи ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...