Проектная деятельность "Мальчики и Девочки" (социально-коммуникативное развитие)
методическая разработка (младшая группа)

Новикова Нина Марковна

Данный проект относится к познавательному, социально-коммуникативному типу.

Цель проекта - создание условий для естественного развития ребенка в детском саду и  в семье с учетом гендерной идентичности для приобретения ребенком полоролевого опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_devochki_i_malchiki_novikova_n.m.docx242.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района

         « Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки»

 г. Вольска Саратовской области»

Принято

на педагогическом совете

Протокол № ____      

от «____»___________ 20__г.

«Утверждаю»

Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР – детский сад №17 «Ладушки»

______________В.В. Чалова

Приказ №____  от «____»___________ 20__г.  

«Согласовано»

Заместитель заведующего по ВМР

__________Т.Б. Шилова

Проектная деятельность:

 « Девочки и мальчики»

https://i.pinimg.com/originals/27/6d/db/276ddbac3d25e840d33be3327ced6e3a.png

Образовательная область:

 « Социально-коммуникативное развитие»

 

 Воспитатель Новикова Нина Марковна

Квалификационная категория:    высшая

Вольск, 2020г

Технологическая карта проекта

Название проекта

« Девочки и мальчики»

Тип

Познавательный,  социально-коммуникативный

Вид

Групповой

Срок реализации

Кракосрочный   16.11.- 20.11.2020г

Организатор

Куратор проекта

 Воспитатель Новикова Нина Марковна

Заместитель заведующего Шилова Татьяна Борисовна

Целевая группа

Воспитанники   младшего дошкольного возраста, родители, педагоги

Основания для разработки проекта.

Проблема.

 Для того, чтобы процесс полоролевой социализации проходил успешно, необходимо сотрудничество детского сада и семьи в этом вопросе. Семья- основа гендерного воспитания, поэтому воспитание у девочек и мальчиков гендерной устойчивости зависит от отношения родителей к ребенку в семье и в детском саду.

Цель

 Создание условий для естественного развития ребенка в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности для приобретения ребенком полоролевого опыта.

Задачи

  1.  Активизировать представление детей о различии полов (физических, поведенческих, нравственных) посредством ролевых игр.
  2. Развивать способы взаимодействий характерных для мужского и женского типов поведения, через знакомство с русским фольклором.
  3. Обогащать знания детей о своей семье, роде, семейных традициях, знакомить с функцией семьи.
  4. Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности.
  5. Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию, развитие семейного творчества и сотрудничества детского сада и семьи.
  6. Развивать представление о себе и о других людях со своими достоинствами и недостатками, а так же индивидуальными особенностями.

Ожидаемые результаты

Дети научатся  взаимодействовать друг с другом,  договариваться, уступать друг другу,   извиняться, если не правы,   оказывать и принимать помощь, пользоваться этикетными формулами.

Развитие игровой деятельности на основе сотрудничества;  

  •  В группе создана новая предметно - развивающая среда с различными маркерами с акцентом на гендерную особенность детей. 
  • Определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
  • Осознание собственного «Я» мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
  • Приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом.
  • проявление позиции активных участников  

Гипотеза:

 Усвоение детьми общепринятых моральных норм, полоролевой принадлежности, проявление уважительного отношения к интересам детей противоположного пола. Дети научатся играть дружно, не ссориться, вместе радоваться успехам

Актуальность

Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. К сожалению, многие из современных дошкольников не приучены к элементарным правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, не приносят извинений в случае необходимости.

 Как известно в детстве происходит становление образа мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в национальных семейных традициях и в фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

План реализации проекта   в детском саду и дома

Разделы

Вид деятельности

Участники

Психолого-педагогическое сопровождение

ОО «Познавательное развитие»

  1.  Ситуативные игры-истории   «На качелях», «Помощь бельчонку», «Два упрямых козлика»
  2. ТРИЗ «Добрые  слова – хорошо-плохо»
  3. Историческая справка «Всегда ли были  девочки и мальчки?»
  4. Акция «Доброта начинается с меня»

ОО « Развитие речи»

  1. Беседы с детьми «  Мальчики и девочки»

«Чем похожи и чем отличаются?» «Игры мальчиков и девочек»

  1. Художественное   чтение : «Три весёлых братца», «Наши уточки с утра», «Наша  Маша маленька», А. Барто «Девочка-ревушка», Э. Успенский «Я один у мамы сын»
  2. Разучивание стихов   о мальчиках и девочках, загадывание загадок.
  3. Речевые игры. «Угадай по описанию»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Развлечение» Мы – дружные ребята»  »
  2.  Рисование «Подарок другу»
  3. Конкурс чтецов «Стихи о маме»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Организация сюжетно-ролевых игр

« День рождения»,  «Мамин помощник».

Игра «Кто больше знает «добрых слов»

  1.  Совместная деятельность. Изготовление книжки малышки « Журнал мод для мальчиков и девочек
  2. Коммуникативная игра  «Ласковое имя»
  3. Ситуативные игры «Подарок», «Если ты обидел кого-то», «Встретились на мостике»
  4. Этюды ; «Прикосновение» «Поссорились – помирились», «Встреча друзей»
  5. «Минутки вхождения в день»

ОО «Физическое воспитание»

  1  «Догоню, догоню», «Дружные ребята»

  2 « Конфеты в корзину»

 Воспитатель Новикаова Н.М.

 дети

Предметно-развивающая среда

 Организация и наполнение предметно-пространственной среды по гендерным принципам

Пополнение «Центра сюжетно-ролевых игр» материалами гендерной принадлежности,

«Литературный цент» пополнить книгами о мальчиках и девочках.

   Воспитатель Новикова Н.М., родители

Работа с родителями

Презентация для родителей «Доброта начинается с меня»

 Занятие с родителями «Семейный альбом или путешествие в прошлое»  

Фотовыставка « Мы – дружная семья»

 Консультация «Воспитывать мальчишек»,

«Пять заповедей отцовства»

  Воспитатель Новикова Н.М. родители,              дети

Работа с педагогами

Дискуссия «Воспитание девочек и мальчиков в русских традициях»

 Самообразование педагогов по теме гендерного воспитания детей

  педагоги ДОУ

Список источников

  1. Откупщиков Ю.В.  « К истокам слова», Азбука- классика, 2008. ,
  2. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
  3. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.
  4. Список литературы - Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

https://studwood.ru/1872907/pedagogika/spisok_literatury 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

Проектная работа «Влияние игры на творческое развитие ребенка»

Детские игры являются прекрасными помощниками в развитии ребёнка. Игра приносит пользу тем, что ненавязчиво обучает новым навыкам, развивает у детей мышление и воображение, способствует установлению к...