Развитие образно-пластического творчества в совместной деятельности по физическому развитию
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методический семинар
«Развитие образно-пластического творчества в совместной деятельности по физическому развитию»
Слайд 1. Здравствуйте уважаемые члены жюри и коллеги. Меня зовут Иванова Ольга Валерьевна, я инструктор по физической культуре Первомайского района детский сад 266.
Слайд 2. Придя работать в детский сад, я задалась вопросом, а какой он современный дошкольник? Этот вопрос волнует не только меня, но ученых, практиков, а ответ на него является решающим для определения приоритетных задач воспитания и развития современного дошкольника.
Вице-президент Российской академии образования, академик РАО Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что ребенок сегодня стал качественно другим. Знания, накопленные о детстве 20-40 лет назад, устарели.
Слайд 3. Какой же он современный дошкольник?
- Ученые и практики подчеркивают, что для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация. Их можно охарактеризовать как умные, развитые, эрудированные. (одаренность, таланты)
- У современных детей повышенная потребность к восприятию информации.
- Очень отчетливо прослеживается негативная тенденция в состоянии здоровья современных детей, абсолютно здоровых детей у нас становится все меньше и меньше. Это касается отклонений в физическом и нервнопсихическом развитии дошкольников. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья.
- У детей нашего времени отмечается повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность. В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
- Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации.
- Вследствие того, что количество запретов в нашей жизни уменьшилось, дети стали чувствовать себя более свободными, раскрепощенными.
- Нынешние дети чувствительнее, эмоциональнее прежних. Они обладают восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать, при этом более остро реагируют на внешние условия. Современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, они активнее отвечают насилием на насилие.
- Исследователи отмечают, что у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций - сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства
- «уход» игры из жизни современного ребенка - Результаты исследований детских игр (Е.О. Смирнова, О.В. Гударева, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время не играет. Они демонстрируют отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривают книжки, рисуют, занимаются конструктором и пр.
- Серьезной проблемой является и то, что сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому, помогала социальной адаптации.
- Тревогу вызывают факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Дошкольное детство оказалось под прессом агрессивного влияния СМИ, цифровых технологий, увлечение которыми привело к резкому ограничению времени, так необходимому для общения, взаимодействия со сверстниками.
- Современные дети рано начинают жить по законам взрослых. Они разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступают место прагматизму, рационализму, не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. Между тем взрослые искусственно ускоряют детское развитие, вводя раннее обучение по школьному типу. Сегодня малышам не хватает любви, ласки, терпения, заботы, внимания со стороны родителей. По сути, дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми, наблюдается отстранение взрослого мира от мира детства.
Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия: самостоятельность и инициативность дошкольников.
Учитывая все положительные стороны развития и трудности дошкольного возраста, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько задач, одной из которых представлена на Слайд 4.
Данная задача наиболее полно отражает направление деятельности по физическому развитию, но вопросом для меня стало, как же формировать инициативность и самостоятельности у детей?
Слайд 5. И целью моей педагогической деятельности стало внедрение в образовательную деятельность инновационные средства и методы развития двигательной инициативности и самостоятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Слайд 6. Изучив литературные источники и опыт коллег, я выбрала для своей педагогической деятельности следующий направление: Развитие образно-пластического творчества? в совместной деятельности по физическому развитию. Так как дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский, говоря об особенностях развития творчества у детей, подчеркивал его двигательную природу, действенность воссоздания образов «по средствам собственного тела».
Из выше сказанного становится понятным, сколь значимую роль может играть движение, а точнее — образное движение в развитии продуктивного воображения и творчества. Вот почему я обращаю внимание на тот вид детского творчества, где образные движения используются как главное средство создания творческого продукта.
Слайд 7. Исходя из темы и цели работы, были поставлены следующие задачи, представленные на экране.
И перед тем как продолжить нашу работу, я хочу конкретизировать следующие понятия.
Слайд 8. По определению Т.С. Комаровой «детское творчество» – это создание субъективно нового продукта; создание к известному ранее деталей, по новому характеризующих создаваемый образ; применение усвоенных ранее способов изображения и средств выразительности; проявление инициативы во всем.
Слайд 9. Образно-пластическое творчество — это и придумывание («изобретение», «сочинение») двигательно-пластического образа, и его выразительное исполнение. Средствами обучения образно-пластическому творчеству являются 3 выразительных языка: движение, слово, музыка.
Слайд 10. Язык выразительных движений - это система невербальных (несловесных) двигательно-пластических сигналов, знаков и символов, которые используются людьми в повседневном общении.
Таким образом, необходимо помочь ребенку увидеть, что каждое движение — это средство выражения того или иного образно-эмоционального содержания. При этом важно, чтобы взрослый не только показывал дошкольнику готовые движения, но и предлагал ему самому искать средства для данного образа путем изменения, варьирования известных элементов и конструирования из них новых двигательно-пластических форм. Освоение ребенком языка движений как живой системы выразительных средств позволяет ему экспериментировать с движением.
Работа в данном направление проводиться в три этапа.
Слайд 11-16. Обогатить знания и двигательный опыт воспитанников.
На первом этапе дети знакомятся с разнообразными движениями, как в спортзале, так и на улице и большой акцент ставиться на объяснение детям оздоровительного и прикладного значения упражнений.
Слайд 17 - 22 Демонстрация личного примера и включение в работу воспитателей и родителей.
Работая по данной теме, я столкнулись с трудностью, дети хоть и владеют знаниями и техникой движений, но самостоятельно использовать их не могут, ожидая подсказки и руководства от взрослого.
Используя свой личный пример в совместной деятельности с детьми, я увидела, что, когда взрослый становиться каким-либо героем или выполняет действия предложенные детьми, это благоприятно влияет на снижение обозначенной мною ранее трудности, и мои дети стали более открытыми и инициативными в выполнение движений.
Слайд 23 -26 Конечным этапом стало самостоятельное использование образно - пластического творчества в совместной деятельности по физическому развитию. Дети сами искали способы преодоления полосы препятствий, из имеющегося инвентаря придумывали игры, принимали на себя образы разных героев и т.д. И стали замечательными помощниками в проведении развлечений для детей младшего возраста, побуждая у них интерес к совместной деятельности по физическому развитию.
Слайд 27. Неожидаемым для нашего коллектива результатом стало проявления инициативы выпускников в проведения творческих встреч, оказание помощи воспитателям в организации детей. (выступление детей, фокусы и т. д)
Слайд 28. Благодаря такой совместной деятельности, у дошкольников значительно обогатился репертуар выразительных движений, эмоционально-пластический опыт, т. е. создалась «материальная база» для творчества. Стала развиваться у детей общительность. В результате знакомства с языком движений дети научился более точно понимать эмоциональные состояния, настроения других людей. Они научились приемам невербального общения с детьми и взрослыми, овладевает социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний, это помогает им быть понятным для окружающих и для самого себя.
А так же происходит развитие самого взрослого, так как дети на последнем этапе, благодаря своей гибкости мышления, придумывают очень разнообразные образы, обогащает - эмоционально пластический образ взрослого.
Слайд 29. Диагностика результата работы проводилась совместно с воспитателями с помощью наблюдения, за детьми начиная со средней группы по трем основным направлениям.
С углублением знаний детей об окружающем мире, знание образов возрастает.
В результате совместной деятельности дети запоминают, каким способом можно передать заданный образ и с каждым годом более легко справляются с этим заданием. Трудности возникают у тех воспитанников, которые редко посещают детский сад.
Труднее обстоят дела с придумыванием образа, не все дети готовы предлагать свои идеи, боясь насмешек и осуждений.
Слайд 30. Я считаю, что полученный опыт может быть применен в ДОУ, как в совместной деятельности с детьми разной направленности, так и в кружковой работе. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.
Новизна опыта заключается в том, что образно – пластическое творчество в совместной деятельности по физическому развитию способствует изменению позиции воспитанника из пассивной в активную.
Слайд 31. Данная работа получила распространение как в работе с педагогами, так и родителями.
Слайд 32. Элементы данной работы будут продемонстрированы в образовательной деятельности с детьми 23 мая в МБДОУ №92.
Слайд 33. И завершить свое выступление я бы хотела словами Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»
Спасибо за внимание, если у Вас есть вопросы, я готова ответить на них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность по познавательному развитию и художественному творчеству через интеграцию различных видов деятельности.
Способствовать развитию речевой речи ребенка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию. Проявлять творческие способности....
Совместная деятельность по физическому развитию.
Данный конспект способствует физическому развитию детей,проявляет желание играть вместе и реагировать на указания взрослого....
Конспект совместной деятельности по физическому развитию «В поход!»
В конспекте дан проект создания подвижных игр в детском саду....
Методическая разработка «Развитие детского изо-творчества в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста»
Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства, поэзии. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сфе...
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...
Методическая разработка Конспект совместной деятельности по физическому развитию для детей подготовительной группы «Олимпийские надежды»
Методическая разработка Конспект совместной деятельности по физическому развитию для детей подготовительной группы «Олимпийские надежды» нацелен на создание у детей представлений об О...
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"...