Использование современных педтехнологий в музыкальном развитии дошкольников
учебно-методический материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
В своей работе с детьми я использую следующие современные образовательные технологии:
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
- здоровьесберегающие технологии,
- технология проектной деятельности,
- игровая технология.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Задачи музыкального воспитания осуществляю посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности также предполагает использование новых информационных технологий. Широко использую магнитофон , что позволяет у детей выработать четкую дикцию, развивает музыкальный слух. На ноутбуке предлагаю посмотреть иллюстрацию к песне или видеоролик, что повышает интерес детей к пению и желание спеть эту песню.
Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик» и т. д.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Видеоролики позволяют интересно, ярко и доступно знакомить дошкольников с разными видами искусства. Использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.
Использование ИКТ позволяет мне делиться опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на страницах своего мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования».
Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Организация музыкальной деятельности дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения позволяет обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
В своей работе с детьми я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игровой массаж;
- оздоровительные упражнения;
- логоритмика;
- валеологические песенки-распевки ;
- музыкотерапия.
- речь с движением.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности дошкольников.
Технология проектной деятельности.
Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Мною разработаны и реализованы проекты: познавательно-творческий «Новый год у ворот», «Широкая масленица»; музыкально-творческий «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»; исследовательский «Звуки вокруг нас».
На первом этапе я формулирую проблему и цель проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи.
Задачами детей на данном этапе проекта являются:
- вхождение в проблему,
- вживание в игровую ситуацию,
- принятие задач и целей.
На втором этапе помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
На третьем этапе оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
На четвёртом этапе дети представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
В ходе реализации проектов я убедилась, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания .
Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Игровая технология.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в соответствии с классификацией, предложенной различными исследователями.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровую форму занятий я создаю игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Реализацию игровых приемов и ситуаций на занятии я провожу по таким основным направлениям:
- дидактическую цель ставлю перед детьми в форме игровой задачи;
- учебную деятельность подчиняю правилам игры;
- учебный материал использую в качестве ее средства;
- в учебную деятельность ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом.
Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс стал более целесообразным, результативным, эффективным, проектируемым, современным и воспроизводимым. Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую я отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в познавательном развитии дошкольника в ДО
содержит ряд использования педагогических технологий в работе....
Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников
Развитие речи детей 2-3 лет посредством игровых технологий ...
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...
Выступление на педсовете на тему "Использование современных интерактивных технологий в развитии дошкольника".
В данном выступлении рассматриваются две технологии: интерактивные игры "Мерсибо" и здоровьесберегающая технология "БОС-Здоровье (дыхательная технология). Их использование в дошкольном ...
Консультация для педагогов "Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников"
Консультация...
Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольниковПодготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Николаевна Аннотация: в статье раскрывается проблема использования ин...
Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Аннотация: в статье раскрывается проблема использования инновационных технологий в музыкальном образовании дошкольников. В число используемых видов музыкальной деятельности входят импровизированная те...