Выступление на педагогическом совете "Презентация проекта "Сад добрых дел"
проект (старшая группа)
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для решения задач духовно – нравственного воспитания. Для их решения в условиях реализации ФГОС ДОО необходимо оптимизировать образовательный процесс через использование адаптированных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, актуальных особым образовательным потребностям, адекватных возможностям наших воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_kovalchuk.docx | 29.1 КБ |
prezentatsiya12.ppt | 480 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»
Выступление на педагогическом совете
«Презентация проекта «Сад добрых дел»»
Подготовила:
Ковальчук Юлия Константиновна
педагог - психолог
Нижневартовск 2017г.
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для решения задач духовно – нравственного воспитания. Для их решения в условиях реализации ФГОС ДОО необходимо оптимизировать образовательный процесс через использование адаптированных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, актуальных особым образовательным потребностям, адекватных возможностям наших воспитанников.
В представленном ниже проекте раскрывается часть работы (про срокам реализации – 1 месяц), основанная на методологических положениях авторской программы по духовно – нравственному развитию старших дошкольников «Шагаем по дороге мудрости», пособии «Книга – нравственность». Исходя из этого, на каждую тему выше указанной программы в рамках ДОУ может быть подготовлен и реализован социально – педагогический проект.
Интеграция в различных образовательных областях видов деятельности по ознакомлению дошкольников с нравственными качествами личности составляет значимость проекта.
Тип проекта: социальный
Вид проекта: практико – ориентированный
Объект проекта: процесс формирования духовно – нравственного начала у дошкольника старшего возраста
Предмет проекта: разработанная система ознакомления дошкольников с нравственными качествами личности
Участники проекта: обучающиеся МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка» группы старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, педагог - психолог
Срок реализации проекта: 1,5 месяца
Актуальность проблемы поставила перед нами цель проекта: гармонизация духовно - нравственной сферы личности старшего дошкольника посредством проведения социально – психологических акций в рамках ДОУ.
Цель реализуется через следующие задачи:
1. Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к людям, доброта, отзывчивость и др.) в игровой и других видах деятельности.
2. Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера и желание их преодоления.
3. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
4. Формировать устойчивую положительную самооценку.
5. Воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
6. Способствовать развитию лидерского потенциала через внедрение социо-игровых технологий.
Этапы реализации инновационного проекта
- Подготовительный (организационный) этап.
- На данном этапе педагог – психолог проводит развивающее занятие на тему: «Что такое доброта?» на котором ставит проблему – «В городе много людей, которые нуждаются в проявлении доброты, добросердечия, милосердия. Как можно им помочь?». Обсуждение пословицы: «Добро не лихо, ходит тихо». Рисунок «Фея доброты» (педагог – психолог просит детей представить, что к ним в гости тихими шагами вошла невидимая фея доброты. Что она рассказывает? Как можно ее изобразить?)
- Определяются цели и задачи проекта «Сад добрых дел».
- Прогнозирование результатов «Как можно показать добрые дела?»
- Подбор материалов и оборудования для реализации проекта.
- Основной (практический) этап.
Дети, заинтересованные проблемной темой, принимают непосредственное участие в его реализации: активно участвуют в играх в качестве ведущего, оформляет выставки, совместно с родителями выполняют творческие задания, сочиняют истории и сказки.
Примерами игр могут быть игры на коммуникацию:
«Птица благодарности»
Показывает детям рисунок «Птица благодарности». Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что – либо своих родителей, друзей или знакомых и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.
«Палочка – выручалочка»
Каждой группе дается красивая палочка – выручалочка. Дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-то ситуацию, когда им нужна была нужна помощь. После этого дети говорят ведущему: «палочка – выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий дотрагивается до них палочкой и просит помочь в беде.
Результатом на этом этапе – выставка рисунков «Дерево добрых дел» и другое по предложению детей.
3. Заключительный (обобщающий) этап.
- Обобщение результатов проекта.
- Анализ деятельности.
- Презентация проекта.
Проводится рефлексия, где дети оценивают свою деятельность и деятельность своей группы. На этом этапе возможно определение другой проблемы, которая вытекает из решенной.
В данном случае результатом становится социальная акция «Счастливое детство»
Прочитайте детям пословицу: «Счастлив тот, кто в радости живет». Каждая группу придумать какое – либо одно правило счастья, чтобы всем детям в группе жилось радостно. Все правила счастья записываются педагогом, украшаются рисунками и вывешиваются на стенд.
План реализации инновационного проекта
Этапы | Действия педагога | Действия детей |
Выбор проблемы проекта | Отбирает проблемные моменты и предлагает их детям | Обсуждают и принимают общие решения по выбранной теме |
Выбор решения проблемы | Предлагает выбранную тему | Обсуждают и принимают решения проблемы |
Принимает участие в определении решений проблемы, фиксирует их в технологической карте | Предлагают разные варианты решения проблемы. Обосновывают действенность выбранного ими решения. (Что можно предпринять для решения задачи?) | |
Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулировка вопросов, заданий для групп, отбор материалов (литература, оборудование и др.) | Педагог - психолог подбирает вопросы, материалы для решения проблемы | Принимают участие в разработке заданий или обсуждении вопросов, предложенных педагогом (Что мне необходимо для решения задачи?) |
Реализация проекта | Консультирует, координирует, стимулирует работу | Осуществляют задуманную деятельность. Оформляют результаты работы (Что я делаю?) |
Презентация фотоальбома «Добрые дела», «Дерево добрых дел», акция «Счастливое детство» | Организует презентацию фотоальбома, дерева; консультирует, направляет | Представляют полученные результаты, рассказывают о своей работе (Что удалось сделать? Каким способом?) |
Рефлексия | Анализирует проведенную работу по педагогическому эффекту в педагогической деятельности | Адекватно оценивает результат и деятельность. Учатся видеть и определять свою функциональную и социальную роль. Определяет возможность дальнейшей реализации проекта на новом уровне (Что еще можно сделать?) |
Прогноз возможных рисков и эффектов инновационного проекта
Возможные риски | Эффекты |
Тема данного проекта будет для ребенка неинтересна, вследствие низкого уровня познавательной инициативы, интеллектуальной пассивности | Ребенок будет адекватно и грамотно оценивать свои поступки и поступки сверстников; сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения |
Определенное количество воспитанников не сможет адекватно участвовать в упражнениях, проводить их самостоятельно, так как у него них низкий уровень коммуникативного развития. | Ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; у него сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности |
Предъявляемые этюды и упражнения будут отличатся примитивность вследствие низкого уровня творческого воображения дошкольников | Ребенок будет обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности |
Низкий уровень участия родителей в реализации данного проекта | У родителей (законных представителей) повысится психолого-педагогическая грамотность и компетентности в области взаимодействия с ребенком в процессе выполнения творческих заданий |
Работа по данному проекту требует временных затрат и некоторой индивидуальной работы | У педагогов повысится компетентность в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности |
Развивающее оценивание (мониторинг) уровня духовно – нравственного развития дошкольника представлено авторскими методиками:
1. Индивидуальная беседа (автор Е.З.Басина)
2. Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина).
Данный выбор обоснован тем, что в мониторинге к программе «Социокультурные истоки» недостаточно разработан диагностический инструментарий и более информативными методиками для оценивания результатов данного проекта считаю вышеперечисленные методики.
Условия организации и реализации проекта
Для эффективной реализации проекта необходимы:
- Квалифицированные специалисты: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физо, учитель – дефектолог.
- Методическая и художественная литература по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, разработки, диагностические методики и пособия к ним.
- Технические средства (музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс, мультимедиа проектор, экран).
- Просторное помещение.
- Игрушки и игровое оборудование для дидактических игр, драматизаций, инсценировок.
- Изобразительные средства.
- Музейное пространство.
Методическое обеспечение проекта включает перспективные и календарные планы, планы взаимоработы с воспитателями, рекомендации для родителей в виде картотеки игр для всех возрастных групп.
Программное обеспечение
1 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС № 4 «Сказка»
2. Программа духовно-нравственного «Социокультурные истоки» И.А.Кузьмин, А.В.Камкин
3. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В процессе реализации проекта практически оправдано системное использование инновационных педагогических технологий, которые позволяют повысить эффективность применения методов, приемов работы по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников: игровая технология, технология проблемного обучения (И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), инновационная технология О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», «Социо -игровая педагогика» Е.Е. Шулешко и др.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовно – нравственное развитие в дошкольном возрасте предполагает формирование в единстве и взаимосвязи: нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения); нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами); нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).
Особенности духовно - нравственного развития ребенка в раннем детстве: нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому; выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми; выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша; требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша - ситуативности и импульсивности; нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;
Особенности духовно - нравственного развития ребенка в раннем детстве: у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим; нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое; формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности; создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.
Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте Первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Моральные нормы закрепляют социальный способ поведения Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает.
Программа «Шагаем по дороге мудрости» Целью Программы «Шагаем по дороге мудрости» является создание оптимальных психолого – педагогических условий для формирования основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций старших дошкольников при эффективном использовании возможностей единого образовательного пространства ДОО, инновационных педагогических технологий и партнерских взаимоотношений с родителями.
Проект «Сад добрых дел»
Интеграция в различных образовательных областях видов деятельности по ознакомлению дошкольников с нравственными качествами личности составляет значимость проекта. Тип проекта: социальный Вид проекта: практико – ориентированный Объект проекта: процесс формирования духовно – нравственного начала у дошкольника старшего возраста Предмет проекта: разработанная система ознакомления дошкольников с нравственными качествами личности Участники проекта: обучающиеся МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка» группы старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, педагог - психолог Срок реализации проекта: 1,5 месяца
Цель проекта: гармонизация духовно - нравственной сферы личности старшего дошкольника посредством проведения социально – психологических акций в рамках ДОУ Задачи: 1.Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к людям, доброта, отзывчивость и др.) в игровой и других видах деятельности. 2.Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера и желание их преодоления. 3.Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. 4.Формировать устойчивую положительную самооценку. 5.Воспитывать желание и готовность помогать другим людям. 6.Способствовать развитию лидерского потенциала через внедрение социо-игровых технологий.
Этапы реализации инновационного проекта Подготовительный (организационный) этап. На данном этапе педагог – психолог проводит развивающее занятие на тему: «Что такое доброта?» на котором ставит проблему – «В городе много людей, которые нуждаются в проявлении доброты, добросердечия, милосердия. Как можно им помочь?». Определяются цели и задачи проекта «Сад добрых дел». Прогнозирование результатов «Как можно показать добрые дела?» Подбор материалов и оборудования для реализации проекта.
2. Основной (практический) этап Дети, заинтересованные проблемной темой, принимают непосредственное участие в его реализации: активно участвуют в играх в качестве ведущего, оформляет выставки. Результатом на этом этапе – выставка рисунков «Дерево добрых дел» и другое по предложению детей.
Заключительный (обобщающий) этап Обобщение результатов проекта. Анализ деятельности. Презентация проекта. Проводится рефлексия, где дети оценивают свою деятельность и деятельность своей группы. На этом этапе возможно определение другой проблемы, которая вытекает из решенной. В данном случае результатом становится социальная акция «Счастливое детство»
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на педагогическом совете "Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка"
Доклад из опыта работы "Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка"...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Выступление на педагогическом совете по теме "Воспитание добром"
Игровая деятельность...