Выступление на педагогическом совете "Презентация проекта "Сад добрых дел"
проект (старшая группа)

Юлия Константиновна Ковальчук

Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для решения задач духовно – нравственного воспитания. Для их решения в условиях реализации ФГОС ДОО необходимо оптимизировать образовательный процесс через использование адаптированных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, актуальных особым образовательным потребностям, адекватных возможностям наших воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_kovalchuk.docx29.1 КБ
Office presentation icon prezentatsiya12.ppt480 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Выступление на педагогическом совете

«Презентация проекта «Сад добрых дел»»

Подготовила:

Ковальчук Юлия Константиновна

педагог - психолог

Нижневартовск 2017г.

           Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для решения задач духовно – нравственного воспитания. Для их решения в условиях реализации ФГОС ДОО необходимо оптимизировать образовательный процесс через использование адаптированных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, актуальных особым образовательным потребностям, адекватных возможностям наших воспитанников.

        В представленном ниже проекте раскрывается часть работы (про срокам реализации – 1 месяц), основанная на методологических положениях авторской программы по духовно – нравственному развитию старших дошкольников «Шагаем по дороге мудрости», пособии «Книга – нравственность». Исходя из этого, на каждую тему выше указанной программы  в рамках ДОУ может быть подготовлен и реализован социально – педагогический  проект.

        Интеграция в различных образовательных областях видов деятельности по ознакомлению дошкольников с нравственными качествами личности составляет значимость проекта.

Тип проекта: социальный

Вид проекта: практико – ориентированный

Объект проекта: процесс формирования духовно – нравственного начала у дошкольника старшего возраста

Предмет проекта: разработанная система ознакомления дошкольников с нравственными качествами личности

Участники проекта: обучающиеся МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка» группы старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, педагог - психолог

Срок реализации проекта: 1,5 месяца

Актуальность проблемы поставила перед нами цель проекта: гармонизация духовно - нравственной сферы личности старшего дошкольника посредством проведения социально – психологических акций в рамках ДОУ.

Цель реализуется через следующие задачи: 

1.        Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к людям, доброта, отзывчивость и др.) в игровой и других видах деятельности.

2.        Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера и желание их преодоления.

3.        Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

4.        Формировать устойчивую положительную самооценку.

5.        Воспитывать желание и готовность помогать другим людям.

6.        Способствовать развитию лидерского потенциала через внедрение социо-игровых технологий.

Этапы реализации инновационного проекта

  1. Подготовительный (организационный) этап.

 - На данном этапе педагог – психолог проводит развивающее занятие на тему: «Что такое доброта?» на котором ставит проблему – «В городе много людей, которые нуждаются в проявлении доброты, добросердечия, милосердия. Как можно им помочь?». Обсуждение пословицы: «Добро не лихо, ходит тихо».  Рисунок «Фея доброты» (педагог – психолог просит детей представить, что к ним в гости тихими шагами вошла невидимая фея доброты. Что она рассказывает? Как можно ее изобразить?)

- Определяются цели и задачи проекта «Сад добрых дел».

- Прогнозирование результатов «Как можно показать добрые дела?»

- Подбор материалов и оборудования для реализации проекта.

   

  1. Основной (практический) этап.

      Дети, заинтересованные проблемной темой, принимают непосредственное участие в его реализации: активно участвуют в играх в качестве ведущего, оформляет выставки, совместно с родителями выполняют творческие задания, сочиняют истории и сказки.

Примерами игр могут быть игры на коммуникацию:

«Птица благодарности»

Показывает детям рисунок «Птица благодарности». Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что – либо своих родителей, друзей или знакомых и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.

 «Палочка – выручалочка» 

Каждой группе дается красивая палочка – выручалочка. Дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-то ситуацию, когда им нужна была нужна помощь. После этого дети говорят ведущему: «палочка – выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий дотрагивается до них палочкой и просит помочь в беде.

       Результатом на этом этапе – выставка рисунков «Дерево добрых дел» и другое по предложению детей.

3. Заключительный (обобщающий) этап.

- Обобщение результатов проекта.

- Анализ деятельности.

- Презентация проекта.

Проводится рефлексия, где дети оценивают свою деятельность и деятельность своей группы. На этом этапе возможно определение другой проблемы, которая вытекает из решенной.

В данном случае результатом становится социальная акция «Счастливое детство»

Прочитайте детям пословицу: «Счастлив тот, кто в радости живет». Каждая группу придумать какое – либо одно правило счастья, чтобы всем детям в группе жилось радостно. Все правила счастья записываются педагогом, украшаются рисунками и вывешиваются на стенд.

План реализации инновационного проекта

Этапы

Действия педагога

Действия детей

Выбор проблемы проекта

Отбирает проблемные моменты и предлагает их детям

Обсуждают и принимают общие решения по выбранной теме

Выбор решения проблемы

Предлагает выбранную тему

Обсуждают и принимают решения проблемы

Принимает участие в определении решений проблемы, фиксирует их в технологической карте

Предлагают разные варианты решения проблемы. Обосновывают действенность выбранного ими решения. (Что можно предпринять для решения задачи?)

Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулировка вопросов, заданий для групп, отбор материалов (литература, оборудование и др.)

Педагог - психолог подбирает вопросы, материалы для решения проблемы

Принимают участие в разработке заданий или обсуждении вопросов, предложенных педагогом (Что мне необходимо для решения задачи?)

Реализация проекта

Консультирует, координирует, стимулирует работу

Осуществляют задуманную деятельность. Оформляют результаты работы (Что я делаю?)

Презентация фотоальбома «Добрые дела», «Дерево добрых дел», акция «Счастливое детство»

Организует презентацию фотоальбома, дерева; консультирует, направляет

Представляют полученные результаты, рассказывают о своей работе (Что удалось сделать?  Каким способом?)

Рефлексия

Анализирует проведенную работу по педагогическому эффекту в педагогической деятельности

Адекватно оценивает результат и деятельность. Учатся видеть и определять свою функциональную и социальную роль. Определяет возможность дальнейшей реализации проекта на новом уровне (Что еще можно сделать?)

Прогноз возможных рисков и эффектов инновационного проекта

Возможные риски

Эффекты

Тема данного проекта будет для ребенка неинтересна, вследствие низкого уровня познавательной инициативы, интеллектуальной пассивности

Ребенок будет адекватно и грамотно оценивать свои поступки и поступки сверстников; сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения

Определенное количество воспитанников не сможет адекватно участвовать в упражнениях, проводить их самостоятельно, так как у него них низкий уровень коммуникативного развития.

Ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; у него сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности

Предъявляемые этюды и упражнения будут отличатся примитивность вследствие низкого уровня творческого воображения дошкольников

Ребенок будет обладать развитым воображением, которое     реализуется в разных видах деятельности

Низкий уровень участия родителей в реализации данного проекта

У родителей (законных представителей) повысится психолого-педагогическая грамотность и компетентности в области взаимодействия с ребенком в процессе выполнения творческих заданий

Работа по данному проекту требует временных затрат и некоторой индивидуальной работы

У педагогов повысится компетентность в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности

Развивающее оценивание (мониторинг) уровня духовно – нравственного развития дошкольника представлено авторскими методиками:

1.        Индивидуальная беседа (автор Е.З.Басина)

2.        Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина).

Данный выбор обоснован тем, что в мониторинге к программе «Социокультурные истоки» недостаточно разработан диагностический инструментарий и более информативными методиками для оценивания результатов данного проекта считаю вышеперечисленные методики.

Условия организации и реализации проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы:

  • Квалифицированные специалисты: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физо, учитель – дефектолог.
  • Методическая и художественная литература по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, разработки, диагностические методики и пособия к ним.
  • Технические средства (музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс, мультимедиа проектор, экран).
  • Просторное помещение.
  • Игрушки и игровое оборудование для дидактических игр, драматизаций, инсценировок.
  • Изобразительные средства.
  • Музейное пространство.

Методическое обеспечение проекта включает перспективные и календарные планы, планы взаимоработы с воспитателями, рекомендации для родителей в виде картотеки игр для всех возрастных групп.

Программное обеспечение

1 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС № 4 «Сказка»

2. Программа духовно-нравственного «Социокультурные истоки» И.А.Кузьмин, А.В.Камкин

 3. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В процессе реализации проекта практически оправдано системное использование инновационных педагогических технологий, которые позволяют повысить эффективность применения методов, приемов работы по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников: игровая технология, технология проблемного обучения (И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), инновационная технология О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», «Социо -игровая педагогика» Е.Е. Шулешко и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №4 «СКАЗКА» Психологическое сопровождение программы «Социокультурные истоки в ДОУ» Ковальчук Юлия Константиновна – педагог-психолог 2019 год

Слайд 2

Духовно – нравственное развитие в дошкольном возрасте предполагает формирование в единстве и взаимосвязи: нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения); нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами); нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

Слайд 3

Особенности духовно - нравственного развития ребенка в раннем детстве: нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому; выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми; выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша; требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша - ситуативности и импульсивности; нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

Слайд 4

Особенности духовно - нравственного развития ребенка в раннем детстве: у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим; нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое; формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности; создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Слайд 5

Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте Первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Моральные нормы закрепляют социальный способ поведения Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает.

Слайд 6

Программа «Шагаем по дороге мудрости» Целью Программы «Шагаем по дороге мудрости» является создание оптимальных психолого – педагогических условий для формирования основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций старших дошкольников при эффективном использовании возможностей единого образовательного пространства ДОО, инновационных педагогических технологий и партнерских взаимоотношений с родителями.

Слайд 7

Проект «Сад добрых дел»

Слайд 8

Интеграция в различных образовательных областях видов деятельности по ознакомлению дошкольников с нравственными качествами личности составляет значимость проекта. Тип проекта: социальный Вид проекта: практико – ориентированный Объект проекта: процесс формирования духовно – нравственного начала у дошкольника старшего возраста Предмет проекта: разработанная система ознакомления дошкольников с нравственными качествами личности Участники проекта: обучающиеся МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка» группы старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, педагог - психолог Срок реализации проекта: 1,5 месяца

Слайд 9

Цель проекта: гармонизация духовно - нравственной сферы личности старшего дошкольника посредством проведения социально – психологических акций в рамках ДОУ Задачи: 1.Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к людям, доброта, отзывчивость и др.) в игровой и других видах деятельности. 2.Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера и желание их преодоления. 3.Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. 4.Формировать устойчивую положительную самооценку. 5.Воспитывать желание и готовность помогать другим людям. 6.Способствовать развитию лидерского потенциала через внедрение социо-игровых технологий.

Слайд 10

Этапы реализации инновационного проекта Подготовительный (организационный) этап. На данном этапе педагог – психолог проводит развивающее занятие на тему: «Что такое доброта?» на котором ставит проблему – «В городе много людей, которые нуждаются в проявлении доброты, добросердечия, милосердия. Как можно им помочь?». Определяются цели и задачи проекта «Сад добрых дел». Прогнозирование результатов «Как можно показать добрые дела?» Подбор материалов и оборудования для реализации проекта.

Слайд 11

2. Основной (практический) этап Дети, заинтересованные проблемной темой, принимают непосредственное участие в его реализации: активно участвуют в играх в качестве ведущего, оформляет выставки. Результатом на этом этапе – выставка рисунков «Дерево добрых дел» и другое по предложению детей.

Слайд 12

Заключительный (обобщающий) этап Обобщение результатов проекта. Анализ деятельности. Презентация проекта. Проводится рефлексия, где дети оценивают свою деятельность и деятельность своей группы. На этом этапе возможно определение другой проблемы, которая вытекает из решенной. В данном случае результатом становится социальная акция «Счастливое детство»

Слайд 13

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете "Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка"

Доклад из опыта работы "Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка"...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....