Детские чувства: страх
статья
Страх — чувство, знакомое всем людям, даже героям. Но побеждает тот, кто умеет одолеть свой страх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_chuvstva_-_strah.docx | 848.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские чувства:
СТРАХ
Страх — столь же естественная человеческая реакция, как и злость, но практически также не принимаемая взрослым миром. К девочкам, испытывающим страх, еще будут проявлять понимание, стремиться защитить. К мальчикам — у матерей чаще всего бывает тревожное сочувствие, у отцов — пренебрежение, раздражение, насмешка. Именно для таких отцов объясняю: нигде не написано, что мальчики должны бояться меньше девочек! Более того, иногда именно мальчишки бояться больше, поскольку у них сильно развита фантазия, у них много энергии и любопытства к неизведанному. Однако именно для них — страх — самое запретное чувство. Совершенно очевидно, что те, кто позволяет себе бояться, наиболее приспособлены в жизни, потому что у них развито трезвое чувство опасности, потому что они не «зацикливаются» на страхе, а проживают его до конца и могут жить дальше. Непрожитый, подавленный страх, как и злость, может вечно жить в человеке с самого детства, сидя в какой-нибудь потайной «коробочке» и исподволь управляя его жизнью. На удерживание страха в надежном укрытии уходят огромные психологические силы.
В нашем обществе страх изгнан из разряда приемлемых эмоций из-за стыда. Бояться стыдно. Непонятно, почему. Ведь страх — это всего лишь ощущение, что есть нечто, что тебе угрожает. Угрожает тебе как человеку, как существу. Страх — это очень человеческая эмоция, биологически оправданная эмоция, полезная эмоция, часто помогающая нам выживать. Страх появляется, когда ты понимаешь, что незащищен. Дети — наиболее беззащитны, поэтому они бояться больше всего. Это очень естественно.
Нужно иметь потрясающее мужество, чтобы позволять себе бояться. Потому что если не страшно, то не требуется никакого мужества. Это так просто — не бояться. А вот если вы боитесь и позволяете себе проживать этот страх, встречаться с ним — это настоящий подвиг. Для некоторых малышей — подвиг каждый день.
Высмеивая же или осуждая детский страх, вы как будто говорите маленькому человеку, который еще к тому же чувствует себя очень незащищено:
— Ты трус! (с тобой явно что-то не так).
— Ты мог бы быть лучше, если б не боялся (такой как ты есть, ты нам не подходишь).
— Я же не боюсь (я — большой и смелый, а ты — маленький и никчемный).
— Если будешь трусом, тебя никто не будет любить (я — в первую очередь).
— Если не перестанешь бояться, вырастешь настоящим трусом (из тебя ничего не получится, и ты меня разочаруешь).
Как вы понимаете, такие послания вовсе не позволяют перестать бояться, а наоборот, они рождают еще один страх: оказаться трясущимся зайцем в ваших глазах, показать свою слабость, и в итоге — навсегда потерять вашу любовь. И тогда так больно смотреть на мальчишек, которые идут на войну с одной неосознанной целью — доказать своим отцам, что они — не трусы.
Страх, как любая другая эмоция, живет по своим законам. Страх зарождается, растет, достигает своего пика, держится на нем какое-то время, а потом постепенно уходит. Страх начинает возвращаться вновь и вновь и превращается в фобию тогда, когда случилось так, что мы не прожили эту эмоцию до конца в тот самый первый раз, когда она нас настигла. Есть такое понятие: страх страха. Когда-то вы начали бояться и испугались самого страха, самой интенсивности эмоции, которая, наверняка, была близка к пику. В этот самый момент вы что-то сделали, чтобы страх ушел: убежали, попытались отвлечься — в общем, вырвали себя из ситуации. Вам удалось тогда избежать накала переживаний, но как только вызрела похожая ситуация, ваш страх выскочил, и вы снова попытались его подавить. В результате он будет к вам возвращаться все снова и снова с удручающим постоянством, пока в не минуете злополучный пик ваших переживаний.
Как ни странно, рецепт здесь один: позволить себе отбояться. С детьми проще: мы рисуем страх, разговариваем с ним: начинаем дружить или злиться на него, как получится, главное — начинаем смотреть ему «в лицо». Иногда играем во что-нибудь страшное, иногда играем в те самые страшные жизненные ситуации, которые заставили малыша испугаться.
История про котенка по имени «Гав», который ходил на чердак бояться грозы вместе со щенком — кладезь мудрости. Если бояться вместе — не так страшно, ты становишься не таким уж слабым и никчемным, ты разделяешь свой страх с кем-то, и это позволяет тебе перевалить через пик переживаний.
Со взрослыми страхами, переросшими в укоренившиеся фобии или панические атаки, разобраться будет куда как сложнее. Потому, пока малыш еще мал, его, по крайней мере, лучше не осуждать за страх, а еще лучше помочь — самим или с помощью психотерапевта.
Повторюсь, что для маленьких детей бояться — естественно. Еще и потому, что именно так они проживают свое столкновение со смертью. Понимание неизбежной вероятности смерти в этой жизни, в их детской жизни может появиться в любой момент. Но, как правило, это происходит в возрасте 5—6 лет, при условии, что ребенок не имел прямого столкновения с чьей-то смертью раньше. Дети, может, головой и не понимают того, что есть смерть. Но их чувства, и иногда опыт говорят им о том, что это какая-то страшная и непонятная потеря.
И тогда: им становится страшно засыпать, потому что смерть так похожа на сон, они не хотят вырастать, потому что умирают в основном старые люди, они начинают беспокоиться, когда уходят близкие люди, потому что боятся их потерять, они начинают «перестраховываться», потому что боятся быть незащищенными.
Поскольку взрослые, по большому счету, о смерти знают примерно столько же, сколько дети, то они, как правило, всячески избегают детских вопросов на эту неприятную и болезненную тему. А детям важно знать. Ну, чтобы хоть как-то ориентироваться. И если взрослые с ними про это не разговаривают, им остается только одно — фантазировать. Фантазии часто могут оказаться страшнее реальности.
Чтобы как-то справляться с этой темой, дети придумали рассказывать друг другу страшилки и коллективно пугаться. Детский фольклор «в одном черном-черном городе стоял черный-черный дом…» и многие другие, которые непременно рассказывались во всех пионерских лагерях загробным голосом после отбоя, имели колоссальный успех и немалый психотерапевтический эффект. А игра «панночка померла…» — это же практически психодрама похорон! Дети — совершенные существа, и если даже их лишить нашей поддержки, они смогут найти выход, как помогать себе сами. Потому что в их психике природой заложено колоссальное стремление выжить и вырасти. При этом взрослым желательно не очень упорствовать в подавлении этого стремления, в чем они, к сожалению, преуспели.
И все же, безусловно, было бы здоровее разговаривать с детьми о смерти, когда они про нее спрашивают. Рассказывать стоит только то, что посчитаете нужным сказать, что принято в традициях вашей семьи, только то, во что вы верите сами. Если вы убеждены, что бабушка теперь на небесах и наблюдает за вами из-за облаков, тогда честно поделитесь своей уверенностью. Если вы подозреваете, что соседский дедушка теперь точно в раю, то так и сознайтесь. Если вам кажется, что теперь уже никто и никогда не сможет увидеть погибшего котеночка живым, не сможет гладить его и играть с ним, лучше признайтесь в этой горькой правде, как она есть. И если после этого ваш ребенок расстроится или заплачет — это будет естественной, здоровой реакцией на потерю. Чего точно не стоит делать в этом вопросе — это лгать ребенку. Потому что он всегда почувствует неправду, и если в результате не скажут хотя бы принятую в этой семье правду про смерть (а всю правду про нее не дано знать никому), он непременно начнет фантазировать, скорее всего, почувствует себя очень одиноким, и возможно, станет вам чуточку меньше доверять.
Дети чувствуют сильное одиночество, если такую сложную тему им не удается разделить с друзьями или взрослыми. Им тогда кажется, что они одни боятся смерти, что с ними будет как-то по-особенному плохо и они с этим не справятся. Поэтому они придумали защитные механизмы, которые, кстати, остаются с нами до старости. По данным Ирвина Ялома — американского психотерапевта, активно исследовавшего эту тему, эти механизмы таковы:
- Вера в конечного спасителя. Берет свое начало от всеобъемлющей родительской заботы и защиты. Вера в то, что мама или папа всегда меня спасет, важно только, чтобы они всегда была рядом.
- Вера в то, что дети не умирают. Это распространенное утешение, к которому начинают прибегать дети (особенно если эту ложную мысль поддерживают их родители).
- Персонификация смерти — наделение ее чертами, образом, ликом. Дети придумали смерть с косой, смерть-скелетину. Все, что угодно, все, что имеет очертания и форму, с чем легче бороться, чем противостоять чему-то неведомому, данному тебе при рождении.
- Высмеивание смерти, вызов ей. Это способ почувствовать себя сильнее и хитрее, чем смерть.
Защитные механизмы, с одной стороны, оберегают нас всех от чрезмерного стресса, с другой стороны, не позволяют взрослым почувствовать конечность собственной жизни, понять, что мы не вечны.
Безусловно, раннее столкновение со смертью может сильно травмировать малыша, но еще никому не удавалось контролировать этот процесс. Люди, животные, насекомые, рыбки все равно умирают, и от этого невозможно оградить ребенка. Но помочь ему пережить эту утрату — вполне посильная задача для любящего родителя.
(материал взят из книги Ирины Млодик «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Предупреждение появления чувства страха у новичков в процессе обучения плаванию"
Педагоги, инструктора по плаванию сталкиваются с провлением у детей повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде....
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста ЧУВСТВО СТРАХА (продолжение)
Цель: продолжение знакомства с чувством страха, снижение уровня тревожности у детей.Задачи:- вырабатывать умения узнавать эмоции по их проявлениям;- учиться самостоятельно преодолевать чув...
Презентация "Синдром детских патологических страхов"
В презентации дается определение синдрома детских страхов, их классификация, и пути их преодоления....
Мастер - класс "Упражнения для преодоления чувства страха в сольном пении"
Мастер - класс "Упражнения для преодоления чувства страха в сольном пении"...
Консультация для родителей «Как преодолеть чувство страха»
Как научить ребенка не бояться воды? Как помочь ему преодолеть робость и боязнь на начальном этапе обучения плаванию? Эти вопросы волнуют многих родителей. Приведенные ниже простые упражнения в обычно...
Памятки для родителей «Развиваем мелкую моторику ребёнка», «Дети и дорога», «Правила поведения взрослого при воспитании детей», «Словесные способы поощрения и поддержки», «Как нельзя наказывать дошкольников», «Что делать, если у ребенка чувство страха?"
Памятки для родителей«Развиваем мелкую моторику ребёнка»,«Дети и дорога»,«Правила поведения взрослого при воспитании детей»,«Словесные способы поощрения и под...
Чувство страха у детей дошкольного возраста
Маленькие дети только учатся познавать мир, в котором их поджидает множество незнакомых и непривычных для них вещей. Поэтому неудивительно, что они подвержены страхам, особенно те у кого богатое вообр...