Мастер - класс "Упражнения для преодоления чувства страха в сольном пении"
методическая разработка по теме

Гайсина Таслия Рафгатовна

Мастер - класс "Упражнения для преодоления чувства страха в сольном пении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»

Мастер-класс

«Негативная роль страха в сольном пении»

Составитель:

музыкальный руководитель

Гайсина Таслия Рафгатовна

г. Лангепас

«Негативная роль страха в сольном пении»

Мастер-класс в рамках «городского педагогического сообщества музыкальных руководителей»

Цель: Познакомить педагогов с психологическими проблемами исполнительской деятельности.

Задачи:

  • познакомить с формами зажатости;
  • отработать приёмы снятия мышечного напряжения;
  • снять эмоциональное напряжение у педагогов.

Практическая значимость: повышение уровня компетенции педагогов в использовании методов для раскрепощения детей во время пения, снятия эмоциональной и психологической зажатости.

Структура практической консультации:  

  • Вступительное слово по теме «Негативная роль страха в сольном пении».
  • Практическая часть – занятие с педагогами с использованием игр, направленных на снятие психологической зажатости.
  • Рефлексия – итог мастера-класса.

Ожидаемый результат: участники познакомятся с основными формами, методами работы с детьми, направленных на раскрепощение, снятие эмоциональной и психологической зажатости.

Ход мастера-класс

Стою на сцене, зал затих,

И я молчу, не вспомню  стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Уважаемые педагоги, свой мастер класс я хочу начать с вопроса. Приходилось ли вам выступать на сцене и испытывали ли вы те чувства, которые описаны в этом стихотворении? Да, конечно, педагоги – публичные люди.  А теперь представьте себе маленького ребёнка. Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одарённых, но робких  детей? Я – музыкальный руководитель. Моя задача – учить детей петь.

Исполнительская деятельность, в частности, пение, разделяется на два направления: хоровое и сольное. Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности, которое провоцирует зажатость.  Наиболее встречающаяся причина – психологическая. Проанализировав проблемы, которые ведёт за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от неё не избавляться, то ребёнок вряд ли научится петь. Эта проблема, наверное, знакома многим педагогом. И каждый ищет свои пути решения. Сегодня на свой мастер класс я принесла музыкальный сундучок. В нём находится то, что позволяет мне максимально быстро снять психологическую зажатость в пении.  Не удивляйтесь, это – обычная театральная кукла.

Сегодня я хочу остановиться на работе с куклой, которая включает в себя работу над  движением и вокально-хоровую работу.

Скажем так, что должна уметь делать кукла? Двигаться и петь.

  • При работе над движением куклы я сталкиваюсь с двумя проблемами: либо ребенок очень вялый и здесь требуется комплекс упражнений на напряжение мышц, либо он чрезмерно напряжен, и здесь требуется комплекс театральных упражнений на расслабление мышц. Напомню, что данные проблемы (зажатость всего организма) могут отрицательно сказаться и на пении. Все упражнения очень просты, выполним некоторые из них:

Игра со всем залом.

  • Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки)
  • Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)
  • Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)
  • Гребет на веслах.

После упражнений мы переходим к работе непосредственно с куклой. Характер движения кукол зависит от характера музыки. Здесь обратимся к методу импровизации. Вызвать из зала 4 человека. Прошу вас, взять куклу и передать характер песни в движениях с  куклой.

Кукла мы в движение привели, но она должна ещё петь.

Пение со сцены отличается от обычного. Необходимо хорошее дыхание, чёткая дикция. С этой целью используются разнообразные комплексы упражнений, положительно сказывающиеся на пении. Для развития дикции проводится артикуляционная гимнастика.

Игра с залом «Ночной лес»

Лес ночной был полон звуков (а-а-а шёпотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мяу-мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю),

Кто-то топал (топ-топ-топ),

Кто-то укал (у-у-у)

И кричал (ау-ау-ау),

Ну а кто-то тихо –тихо, тонким голосом молчал.

Важная и неотъёмлемая часть вокальной работы – это работа над дыханием. Игры и упражнения на дыхание очень хорошо помогают снять напряжение мышц, участвующих в пении. Я думаю, будет неплохо, если некоторые упражнения сделаем мы.

Упражнение «Весёлый паровозик»

Установка: чей паровозик дольше проедет? Предлагаю сделать глубокий вдох носом. По моему знаку «паровозик едет»: «Чух-чух-чух» - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватило дыхания.

«Сердитая муха»

Муха жужжит над ухом: «Дз-з-з…» - на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

После работы над дыханием, дикцией, идёт работа над выразительным исполнением песни.

Соединив работу над движением и вокально-хоровую работу, мы вновь обращаемся к кукле, которая позволяет ребёнку  спрятаться за неё, и при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением и раскрыть свои вокальные способности.

 Песня «А ты меня любишь?»

Не только, скрывшись за куклой, ребёнок чувствует себя спокойно и защищено, но и в общей массе своих друзей, то есть в хоре. И, конечно же, я не могу закончить свой мастер-класс, не пригласив вас поучаствовать в увлекательном действии – хоровом пении.

 Песня «Песня остается с человеком»

Ночью звёзды вдаль плывут по синим рекам,
Утром звезды гаснут без следа,
Только песня остаётся с человеком,
Песня верный друг твой навсегда.
Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь - до свиданья,
Песня не прощается с тобой.

Рефлексия. Итог мастера класса:

Муз. рук.: Наша практическая консультация закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашей консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования Кружок по обучению детей 5-7 лет сольному пению «Апельсин»

Программа дополнительного образования расчитана для работы с детьми 5-7 лет. Цель программы - приобщение детей к искусству пения, развития музыкальных способностей средствами вокального пения. В...

Помощь родителям в преодолении детских страхов

советы родителям в преодолении детских страхов, основные группы страхов, методы преодоления...

Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...

Сольное пение как эффективная форма развития детей дошкольного возраста (статья)

Практика показала, что развитие личностных творческих способностей и вокальных навыков у дошкольников для самореализации и самовыражения в музыке наиболее продуктивно происходит через индивидуальные з...