урок игры в шахматы
методическая разработка (средняя группа)

Болотова Алевтина Николаевна

Играть с шахматными фигурами можно даже тогда, когда еще не известны все правила игры в шахматы. Это интересная и очень мудрая игра.Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться.Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_urok.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для начинающих шахматистов.

Здравствуйте, дорогие наши  юные зрители. Сегодня мы хотели бы рассказать вам об одной древней и мудрой игре….

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.
Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел Падишах на троне  неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» – Так раньше у царей водилось.
Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» – спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.
Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» – закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» – спрашивает грозный царь.
Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не всё то золото, что блестит!» – мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.
Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» – объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.
 В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

И сегодня, дорогие ребята я хочу познакомить вас с этой древней и мудрой игрой. Это не просто игра – это целый мир, который живет по своим правилам (показываю шахматную доску, по порядку выставляю на них шахматные фигуры).

Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска.

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Светлые клетки шахматной доски  называются – Белые поля. Темные клетки шахматной доски – Черные поля.

В шахматы обычно играют два партнера, или, по другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.

Горизонтальная линия, или горизонталь – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая  проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).

Вертикальная линия, или вертикаль – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.

Вертикалей, как и горизонталей, 8. Поля в каждой вертикали и горизонтали  чередуются: за белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.

А ещё на шахматной доске есть линии, состоящие только из одного цвета: белые  или черные. Эти цепочки одинакового  цвета, касающиеся друг друга уголками, называются – Диагонали. Самая большая диагональ состоит из восьми полей, а самая маленькая – из двух.

Большая белая диагональ и Большая чёрная диагональ пересекаются в середине шахматной доски. Это пересечение, состоящее из четырех полей называется – Центр.

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем. Так как довольно сложно уследить за доской, на которой так много клеток – полей, для игры мы возьмем шахматную доску состоящую из меньшего количества полей.

  1. Заполните  пешками одну из горизонталей.
  2. Заполните пешками одну из вертикалей.
  3. Заполните пешками любую диагональ.

Следующая  игра требует быть внимательными.

«Горизонтально – вертикально – диагональная игра». На одно из полей устанавливается белая пешка, необходимо передвинуть пешку на одно поле в требуемом направлении:

1.направо по горизонтали,

2.вверх по вертикали,

3.налево по горизонтали,

4.вниз по вертикали,

5.направо вверх по диагонали,

6.налево вверх по диагонали, и т.д.

Как вы уже знаете, на шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это Белые. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это Чёрные.

По очереди показываю шахматные фигуры двух цветов, четко проговаривая их название.

«Пешка!», «Ладья!», «Конь!», «Слон!», «Ферзь!», «Король!»

Запомнили? Тогда давайте поиграем.

Игра «Волшебный мешочек»: в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, необходимо на ощупь определить, какая из фигур спрятана.

Следующая игра называется «Доскажи словечко». Будьте внимательны!

Сделай паузу в игре,

Доскажи словечко мне.

Если ты знаток фигур,

Отгадай мой каламбур:

  • У него большая роль,
    А зовут его … (король)
  • Не фигура, а насмешка -
    Эта маленькая … (пешка)
  • Шустрый, быстрый, как огонь
    Шахматный, но всё же … (конь)
  • Есть сестра у корабля –
    Очень важная … (ладья)
  • Не отвесит вам поклон!
    Не индийский, хоть и  … (слон)
  • Самый главный в войске есть,
    А для вас он просто … (ферзь)

Перед каждой шахматной игрой, Партией, шахматные фигуры на доске занимают одни и теже места. Такая расстановка фигур называется начальным положением. Как можно видеть, белые фигуры расположены на двух первых горизонталях, а чёрные – на двух последних.

 Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя 
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.

Чтобы не перепутать места ферзя и короля, есть правило: ферзь любит свой цвет, то есть, белый ферзь стоит на белом поле, черный ферзь стоит на черном поле.

Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

А теперь мы познакомимся с тем, как передвигаются шахматные фигуры. 

Король.
Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
Лишь дебют закончит ловко
Может сделать рокировку.
А без войска остаётся,
То врагам он не сдаётся.
В рукопашную идёт,
Лично всем отпор даёт.

Ферзь.
Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.

Слон.
Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный 
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.

Конь.
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок, 
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!

Ладья.
А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоять.

Пешка.
А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит в бок,
Не бывает ход широк.
Лишь однажды, первым ходом,
Через клетку переходит.
На проходе может сбить.
Будут знать куда ходить!

Теперь мы с вами знаем, как передвигаются фигуры по шахматной доске. Пришло время немного поиграть.

Игра «Обозначь фишками ход шахматной фигуры».Задание: обозначить фишками возможные ходы шахматной фигуры (ладьи, коня, слона, пешки, короля, ферзя).

Игра «Лабиринты». Задание: добраться до ракеты, минуя мины.

  1. «Ладья».
  2. «Слон».
  3. «Конь».

Ребята, какие вы молодцы, что играли вместе с нами. Вы видите, играть с шахматными фигурами можно даже тогда, когда еще не известны все правила игры в шахматы. Вы убедились, что это увлекательная и интересная игра. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Урок СБО в 6 классе по теме: « Властелин вкуса» Тип урока: нестандартный урок – игра( урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнование КВН между двумя командами.

Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего разви...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...