Социальное развитие дошкольника в игровой деятельности.
консультация (подготовительная группа)
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,
традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми
и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и
нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_razvitie_doshkolnika_v_igrovoy_deyatelnosti.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное развитие дошкольника в игровой деятельности.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,
традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми
и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и
нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным».
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой
развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный
дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения
в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим
объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью дошкольника.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют
творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях
все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра
наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством
воспитания.
Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни,
которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него
действительности» (А. Н. Леонтьев). Игровая роль определяет своим содержанием
действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим
участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют
положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо
обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает
воспитательным потенциалом. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности
роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир
социальных отношений.
В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно — ролевой игры.
В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение
отношений между людьми. Коллективная игра не возможна без общения детей друг
с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить
между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются
согласовать свои действия для достижения общей цели.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной
обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия
играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает,
что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не
«поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым
моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником,
знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в
игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного
воздействия игры. Так как обычно дети отражают в игре то, что их особенно поразило,
произвело на них впечатление, то неудивительно, что темой спонтанно возникающих
детских игр может стать и яркое, но отрицательное явление или факт.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует
действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
А. В. Запорожец отмечал: «Детская игра — это подлинная социальная практика ребенка,
это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируется общественные качества
и моральное сознание детской личности».
Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является
непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный
организованный коллектив, научить детей играть. Воспитатель должен знать особенности
организации игры в детском коллективе. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей
дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр,
обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Поэтому вопрос о руководстве детскими играми является очень важным.
Используемая литература:
1. Чернышева В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетноролевую игру [Текст] / В. Л. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы IV
междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 75-78.
2. Юдина Е.Г, Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду:
Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение,
2003. – с.91.
3. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью / С.А. Козлова. – М., 2000.
4. Воспитание детей в игре. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«СОЦИАЛЬНО - КОММУНИ КАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность»
Методический материал...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Методическая разработка)
Проблема социализации и коммуникации дошкольников в игровой деятельности, остается недостаточно разработанной в теории и практике, не смотря на имеющиеся исследования. В статье акцент на изучение и ис...
Презентация СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников, через игровую деятельность
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была...
Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»
План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель: О...
Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»
Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном образовании. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социальног...
консультация для педагогов: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»
консультация для педагогов...