Игра – как средство воспитания
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Поленова Надежда Тихоновна

В педагогической теории игры, особое внимание уделяется изучению игры, как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stotya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование осознанного поведения старших дошкольников посредством организации рефлексии

Формирование осознанного поведения, создание условий, необходимых для всестороннего развития детей являются основными задачами дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В ходе решения данных задач важно поддержать индивидуальность и инициативность детей, умение принимать решения в различных ситуациях, выражать собственные мысли и чувства.

Способность управления собственными действиями и их контроль означает произвольность, которую выделяют как главное среди всех достижений в области психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Основная отличительная черта произвольного и волевого действия представлена его осознанностью. Без осознанности в своих действиях человек не может управлять ими и контролировать их. Объяснить импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников можно с помощью категории «неосознанность», когда ребенок не замечает, не знает и не осознает, что делает. Для того чтобы выявить способность ребенка к осознанию его действий можно проводить с ним специальные беседы. Они должны, с одной стороны, быть тесно связаны с конкретными действиями ребенка, а с другой, должны позволять ему посмотреть на них со стороны, отнеся к себе и своим действиям.

При определении уровня осознанности, нужно внимательно рассматривать ответы ребенка на поставленные вопросы. Если преобладают содержательные ответы и развернутые сообщения о себе, то самосознание находится на высоком уровне. Отсутствие ответа (молчание), ситуативные или стереотипные ответы, свидетельствуют о неразвитом самосознании.

Эффективное средство осознания поведения и овладения им в дошкольном возрасте представлено игрой с правилом. Именно здесь ребенок начинает соотносить свое поведение с образцом, заданным в правиле.

Проявление осознанности действий, прежде всего, происходит в свободной, ненормированной жизни ребенка: сознательная постановка целей, осознание собственных состояний и намерений, выработка отношения к окружающей действительности и др. Все эти действия должны совершаться самим человеком, а не задаваться кем-то другим извне.

Центральное значение в становлении осознанности поведения ребенка должно принадлежать речи и речевому общению со взрослыми. Важнейшая функция речи заключается в том, что она представляет собой средство для преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации. Она призвана связывать действия ребенка во времени, благодаря чему появляется возможность планировать собственное поведение. Потребность в формулировании своих намерений для ребенка становится толчком к осознанию ситуации и собственных действий в ней. Речь здесь способна выступать в качестве фактора, способного мобилизовать детский опыт.

Одним из средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности является рефлексия.

Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние.

Развитие рефлексивных умений ведет к подготовке к сознательной внутренней рефлексии, к развитию очень важных качеств современной личности, таких как самоконтроль, самооценка, самоосмысление. Поэтому важно формировать рефлексивные умения с дошкольного возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит.

Рефлексия не реализуется автономно, это часть работы по формированию осознанного поведения детей. Рефлексия в совместной деятельности может осуществляться на любом ее этапе: в начале, на этапе проведения, в конце. Целесообразно применять различные формы и виды рефлексии.

В дошкольном возрасте проводится индивидуальная, групповая и коллективная форма рефлексии. Каждой форме соответствуют определенные методы и приемы организации.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Используется в младшей возрастной группе ДОУ, и проводится в конце организованной образовательной деятельности. Учитывая возрастные особенности детей, для проведения рефлексии эмоционального настроения используются различного рода наглядности (карточки со смайликами, цветовые карточки и т.д.). Педагог предлагает детям оценить свое настроение во время совместной деятельности путем выбора карточки с изображением. Важно не просто показать карточку, но и постараться добиться от ребенка ответа, почему он выбрал именно ее. Особенно это важно в том случае, если ребенок выбирает отрицательную эмоцию.

Рефлексия деятельности. Используется со средней возрастной группы ДОУ, и организуется в конце организованной образовательной деятельности. Дети совместно с педагогом или между собой обсуждают и анализируют проведенное занятие, что им понравилось больше всего, а что было не понятно. Педагог фиксирует ответы детей, для того чтобы в дальнейшем планировать совместную деятельность с учетом отрицательных моментов. Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

Рефлексия содержания совместного образовательного опыта. Используется со старшей возрастной группы ДОУ. Данный рефлексивный прием применяется педагогом в конце организованной образовательной деятельности, с целью подведения итогов, обсуждения того, кто и что узнал нового, как работал каждый ребенок, какой вклад был внесен и т.д. В процессе рефлексии дети осуществляют анализ своей деятельности и активности во время занятия. Наиболее эффективным приемом является прием незаконченного предложения, поговорки, пословицы или афоризма. Ребенку предлагается продолжить высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…».

Таким образом, рефлексия в дошкольном учреждении имеет тройную направленность: на действие, на содержание и на эмоциональное состояние.

Рефлексию как одну из форм работы по формированию осознанного поведения дошкольников реализую в своей работе.

Рефлексию деятельности применяю со старшего дошкольного возраста. Использую прием рефлексивного круга, который провожу не только после клубного часа, но и по любым возникающим вопросам.

На рефлексивном круге ребята садятся в круг и рассказывают о своих впечатлениях, интересах, успехах и трудностях, что позволяет выражать собственные чувства и мысли. И видно, что дети не просто фиксируют результат своей деятельности, но и выстраивают смысловую цепочку, сравнивают способы и методы свои с другими, учатся принимать решения в различных ситуациях.

Чтобы развить у ребят навыки самоконтроля и самооценки, использую в своей практике разные формы рефлексии : словесные, рефлексивные экраны; продумываю завершение каждой образовательной ситуации (занятии), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии; учитываю индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы; знакомлю родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в дальнейшем.

Предметно-развивающую среду группы оснащаю в соответствии с возрастом: в средней группе – смайлики, в старших группах – это экран успеха, центры планирования деятельности и питания. Совместно с детьми планируем все моменты деятельности, обсуждаем прием пищи, каждый выражает свое мнение, свое отношение, отмечаем в экране успеха свои успехи, достижения.

Каждый день в центре планирования деятельности в соответствии с расписанием планируем, выясняем, какие образовательные деятельности нас ждут, что мы будем делать и что хотели бы делать на них, и какие виды совместной деятельности можем и желаем провести.

В центре питания, ребята, по слогам читая, сами выкладывают меню, обговаривая при этом, что будут и что им больше всего нравится есть, рассказывают, иногда обыгрывают, как данные блюда готовятся.

А в экране успеха ребята сами оценивают себя в той или иной деятельности, и сами ставят кружочки: за хорошее поведение, прилежание, добрые дела, трудолюбие. Это фиксируется всю неделю, в конце недели в пятницу на рефлексивном круге подсчитывают кружочки, рассказывают, что было интересно в течении недели, что не получилось у них, что запомнилось им больше всего. Если они за неделю набирали от 15 до 20 кружочков, то получают зведочки, которые клеют себе на шкафчики, и вечером в пятницу рассказывают своим родителям о своих успехах и о том, что у них не получилось и почему. А в конце месяца, если набрали 4 или 5 звездочек, то получают приз.

Таким образом, систематическая и грамотная организация рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста готовит к сознательной внутренней рефлексии как к очень важному качеству современной личности, что в конечном итоге способствует формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Ребята лучше умеют планировать и взаимодействовать в команде, поддерживают друг друга, слушают и слышат разные мнения, стараются их учитывать, а при необходимости обращаются за помощью к взрослым, чувствуют коллективную ответственность за результат, помогают друг другу в случае затруднений.

 

Литература:

  1. Голубинская Л.М. Диагностика уровня развития рефлексивных умений: Сборник материалов научно - практической конференции «Детство, открытое миру» [Текст] /Л.М.Голубинская. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 160 с.
  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации/ Н.П. Гришаева.- М.: Вентана-Граф, 2015. - 184 с.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В., Воспитываем, обучаем дошкольников. Изд-во: Центр педагогического образования,2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников  ....

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения детей 4-5 лет

Доклад "Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения" содержит главы: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ...