Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения детей 4-5 лет
статья (средняя группа) по теме

Петрова Вера Николаевна

 

 

Доклад "Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения" содержит главы:

 "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР" ,

 "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство воспитания

культуры поведения детей 4-5 лет

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………….6

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.......................................................................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.  Культура поведения — одна                          из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Согласно приказу № 665 от 3 ноября 2008 г. МОН и ВРФ  «Об утверждении    и введении в действие федеральных государственных требований                             к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования дети должны уметь  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы                          и правила поведения. 

Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами поведения: воспитывать навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру этикета; воспитывать любовь и уважительное отношение к близким                          и окружающим людям; прививать бережное отношение к культурным ценностям; знакомить сотрудников ДОУ и родителей с культурой поведения, так как в семье выполнение основных требований поведений обязательно                  не меньше, чем вне дома.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как А.М. Виноградова, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и другие.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя                     в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания                         и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека,                              и в доступной форме раскрывать их. В «Программе воспитания и обучения                  в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части - воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания - оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса.

Мы считаем, что проблема воспитания культуры поведения                            у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.

Цель: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность воспитания культуры поведения  у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

Провести экспериментальную работу по воспитанию культуры поведения посредством дидактических игр.

Разработать годовой план занятий с использованием дидактических игр.

Методологической основой исследования являются основополагающие труды по проблемам воспитания культуры поведения                у детей А.М. Виноградовой, С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной,                               Т. Ерофеевой, Т. Яковенко, О.В. Защиринской, Л.Ф. Островской и других.

В процессе проведения исследования использовался комплекс методов: теоретический анализ философской, психологической                                 и педагогической литературы; наблюдение, анкетирование, психологическое диагностирование.

Работа проводилась в МБОУ «Солнышко» с.Крестях Сунтарского улуса.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко,                О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др.

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач,                 а для ребенка - возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации.                      В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться моральные переживания, и соответствующие изменения                            в поведении.

Организация жизни детей в детском саду также содержит значительный резерв воспитания культуры поведения. Во-первых, время                        и возможности индивидуального общения ребенка со взрослыми в детском саду по сравнению с семьей существенно ограничены. Во-вторых, в отличие от семьи, ребенок постоянно находится в обществе сверстников. С точки зрения морального развития наличие группы сверстников имеет принципиальное значение. В такой группе ребенок уже с двух-трех лет приобретает опыт разнообразного социального взаимодействия с равными себе людьми. Он попадает в сферу различных социальных конфликтов                        и путей их преодоления; начинает занимать определенное место в группе                      и во взаимоотношениях с другими; приобщается к групповым нормам, которые являются мощным фактором морального становления [8, с.67].

Средством формирования культуры поведения старших дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Средством формирования культуры поведения может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных  качеств.

Как известно, средство становится эффективным в сочетании                            с адекватными методами и приемами воспитания.

В.Г. Нечаева выделяет группы методов формирования культуры поведения дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание [5, с. 65].

Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной деятельности формирования культуры поведения. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.

Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.

Важной особенностью содержания методических рекомендаций является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, можно использовать самые разные ситуации, возникающие                         в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей [2, с. 178].

Выделим еще ряд задач формирования культуры поведения:

1. Выявление сформированности навыков культуры поведения у детей, уважительного отношения к окружающим людям. Развивать и воспитывать осознанные взаимно-доброжелательные отношения со сверстниками.

2. Развивать умение обращаться к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.

3. Знакомить с традиционными приветствиями, сформировать навыки вежливого разговора по телефону, развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных привычек, развивать добрые, теплые отношения между детьми.

4. Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни. Научить высказывать свое мнение о выполнении правил культуры поведения. Находить определения для оценки поведения реальных людей. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением

5. Научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых. Познакомить с правилами взаимоотношения людей друг с другом.

6. Сформировать осознанное понимание значимости родственных отношений. Научить детей адекватным формам поведения.

7. Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Закреплять навыки бережного отношения                      к вещам. Развивать умение избавляться от дурных привычек                             и способствовать формированию полезных. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения

8. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением.

9. Формировать навыки культуры поведения в общественном транспорте.

10. Сформировать навыки вежливого разговора по телефону.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы                        и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни                            в человеческом обществе [7, с. 112].

Для формирования культуры поведения важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Таким образом, формирование культуры поведения - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку                     в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Во время занятий, в других режимных моментах организуй дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой               и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

Дидактическая игра – сложный процесс. Она является одной из форм обучения и вместе с тем остается игровой деятельностью. Это выражается                 в особом характере отношений между воспитателем и детьми и между самими детьми. В практике, при проведении, организации дидактических игр, воспитателю обязательно нужно найти подход к каждому ребенку. Общение, совместная игра, доброжелательное отношение взрослого приводит к привлекательной игре. Игра вызывает у ребенка живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления, веселого смеха, доброжелательного отношения к сверстникам и к взрослым.

Именно благодаря наличию игровых ситуаций, дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более увлекательным, содержательным и эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание, мышление, память, работоспособность, повышает интерес                           к новым знаниям, интеллектуальных операций.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

В среднем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей необходимо активно                           и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

Для этих целей нами был разработан перспективный годовой план занятий с использованием дидактических игр (См. табл. 1).

План занятий по воспитанию культуры поведения детей 4-5 лет                  с использованием дидактических игр

Таблица 1

Дата

Тема

Цели и задачи

Дидакт. игры

сентябрь

Культура взаимоотношений

Формировать дружеские взаимоотношения, учитывать интересы другого ребенка, уметь  договариваться                       о совместных действиях.

 «Добрый-злой мяч», «Отвечай», «Испорченный телефон», «Ожившие игрушки», «Жизнь в лесу», «Магазин игрушек».

октябрь

Культура общения

Пополнить словарный запас вежливыми словами, научить их употреблять в повседневной  жизни. Познакомить с нормами поведения в общественных местах, быту.

 «Вкусные слова», «Цветок красивых слов», «Река вежливости», «Кто больше скажет?», «Поделись улыбкой», «Меняемся местами».

ноябрь

Культурно-гигиенические навыки и привычки.

сформировать навыки личной гигиены, навыки культуры питания, навыки бережного отношения к вещам и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.

 «Грязнуля и Чистюля»,

«Накорми куклу», «Утро Тани», «Вечером».

декабрь

Культура деятельности

Научить организовать свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим.

«День Рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати», «Магазин», «Да – нет», «Похож – не похож».

январь

Культура деятельности

Вызвать интерес интерес к работе, формировать активность, самостоятельность; проявлять волевые усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь                       в коллективном труде.

 «Подбор картинок по парам»,  «Подбор картинок по общему признаку», «Отгадай-ка?», «Кто больше заметит небылиц?», «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

март

Культура взаимоотношений

Формирование опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.

Умение взаимодействовать и сотрудничать.

 «Кто ты?», «Рассказ о себе», «Художники».

«Играем, как ты хочешь»,

«Что я люблю», «Совместный рассказ».

апрель

Культура общения

Формирование доброжелательного отношения ко всем членам группы.

«У нас все хорошие»,

«Проснись», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких».

май

Культурно-гигиенические навыки и привычки.

Познакомить с правилами поведения за столом





Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать                            в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить                   до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети                     в среднем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии                        с игровым замыслом.

Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» учим детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр проводится несколько: «День Рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати».

Используем следующие настольно-печатные игры:

«Подбор картинок по парам». Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два предмета, которые могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

«Подбор картинок по общему признаку». Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

«Составление разрезных картинок и кубиков». Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В картинках может быть один предмет: игрушка, растение, предметы одежды или же  какой-нибудь сюжет.

Словесные игры: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет», «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?», «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

Культура общения  -  предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении                                  и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Например, словесные игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), “Кто больше скажет?” (волшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга                             к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем.                          Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения — важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. При этом использовали различные игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям. Например, словесные дидактические игры «Испорченный телефон», «Ожившие игрушки», «Жизнь в лесу», «Магазин игрушек» (вежливое обращение к продавцу) и т.д.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Культуры еды часто относят                         к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же                    к тем, кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.  Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием,                с аппетитом и опрятно.

Для этих целей нами проводятся такие словесные игры как «Грязнуля и Чистюля», игры с предметами «Передай движение», «Накорми куклу», настольно-печатные игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Как мы одеваемся»  (отработка навыков детей в культуре внешнего вида).

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться                       от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели                         и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь                       в коллективном труде.

При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша                      за удачно выполненное задание.

Через игры можно в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности,  но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми среднего дошкольного возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми правил культуры поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Теоретический анализ проблем формирования культуры поведения детей 4-5 лет посредством дидактических игр, итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сформулировать следующие выводы:

Формирование культуры поведения - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества                              и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Дидактическая игра – сложный процесс. Она является одной                       из форм обучения и вместе с тем остается игровой деятельностью. Это выражается в особом характере отношений между воспитателем и детьми и между самими детьми. В практике, при проведении, организации дидактических игр, воспитателю обязательно нужно найти подход к каждому ребенку. Общение, совместная игра, доброжелательное отношение взрослого приводит                                            к привлекательной игре. Игра вызывает у ребенка живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления, веселого смеха, доброжелательного отношения к сверстникам и к взрослым.

В старшем дошкольном возрасте формирование привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения                           к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим.                 У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть                      и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие                 у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

Таким образом, благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Буре, Р.С. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада./ Р.С. Буре, Л.Ф.  Островская. – М.: Академия, 2005. – 143с.

Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2005 – 96 с.

Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.:МОДЭК, 2006. – 141 с.

Карпова, С.Н., Лысюк, Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 142с.

Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению: Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева и др. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с., ил.

Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. -  98-104с.

Купина, Н.А., Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры/ Н.А.Купина, Н.Е. Богуславская. – М., 2005. – 176 с.

Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. Уч. пособие для студентов ВУЗ – ов / И. Н. Курочкина. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006 – 224 с.

Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: уч. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений / И. Н. Курочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 256 с.

Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. 61-65с.

Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / М. И. Лисина. – М.: Просвещение, 2000. – 190 с.

Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания/ А.В.  Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 320с. 

Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для студ. Вузов. – 7-е изд., стереотип/ В.С. Мухина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 456 с.

Отношение между сверстниками в группе детского сада: опыт социально – психологического исследования / Под ред. Т. А. Репиной. – М.: Педагогика, 2008. –  156 с.

Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада./ С.В. Петерина. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 96с.

Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М.: Мозаика – Синтез, 2006 – 72 с.

Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Т. А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 148 с.

Смирнова, Е.О., Калягина, Е. А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников/ Е.О. Смирнова, Е. А. Калягина. // Вопросы психологии. – 2008. - № 3. – С.14-19. 

Стрелкова, Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников/ Л.П. Стрелкова. - М.: АПН СССР, 1989. - С. 23-33.

Ткаченко, Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Методическое руководство для проведения бесед, игр, упражнений/ Т. А. Ткаченко. –М.: Книголюб, 2005. – 56 с.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655 // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2010, №3.

Шалаева, Г. П. Школа этикета для самых маленьких / Г. П. Шалаева. – М.: СЛОВО; Эксмо, 2007. – 223 [1].: ил.

Шипицына, Л.М. Азбука общений. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - СПб.: Детство-Пресс, 2001 - 380с.

Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /  Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."

В данной статье  приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....

Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей

В данной статье приведена классификация дидактических игр...

Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В настоящее время, дидактические игры являются одним из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него в...

Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"

Статья на тему: "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста"...

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения детей 4-5 лет

quot;ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР" , "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУР...

Статья на тему: дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе

Дидактические игры как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовительной группы при подготовке к школе...