Проект "Радуга настроений"
проект
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 87
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ЦРР д/c № 87
___________ К.Е. Некрасова
«___ » ___________ 2020 г.
ПРОЕКТ
по развитию эмоционального мира дошкольников
«РАДУГА НАСТРОЕНИЯ»
Авторы проекта:
Ложкина В.С., педагог-психолог,
Каракчеева В.Г., воспитатель.
Возраст детей: 4-7 лет
Продолжительность: 01.09.2020 г. – 31.05.2023 г.
г. Калининград
2020 г.
Пояснительная записка
Радость пробежала по дорожке.
Радость распахнула все окошки.
Радуется клен, что он силен, -
Радугу на ветке держит он.
(М. Карем)
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявить свое сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли людям, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия очень высока и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что у детей меняются нравственные ориентиры, что мы – взрослые – не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают личное отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.
Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и систематично, начиная с дошкольного периода. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества. В результате эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе развития определенную общность содержания при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний.
Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.
Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Проект "Радуга настроения" направлен на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
сформировать физически и психически здорового ребенка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью, готового жить в меняющемся социуме и характеризующегося достаточной самостоятельностью.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Познакомить с основными эмоциями. Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснять, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
- Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
- Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (жестом, мимикой, пантомимикой).
- Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих.
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
- Обучение приемам саморасслабления, снятие напряжения.
- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитие потенциальных возможностей.
Тип проекта: тематический, познавательный, творческий.
Срок проекта: долгосрочный
По составу участников: групповой.
Участники проекта: дети группы «Озорные бабочки», педагог-психолог, воспитатели и родители воспитанников.
По времени проведения: долгосрочный (01.09.2020 – 31.05.2023)
Формы работы:
- Этюды
- Упражнения
- Игры с правилами
- Творческие игры
- Дидактические игры
- Беседы
- Мини-конкурсы
- Моделирование и анализ заданных ситуаций
- Свободное и тематическое рисование
- Творческая речевая деятельность
Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется вовремя:
- чтения художественных произведений;
- наблюдения;
- показы этюдов (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр, игр с правилами:
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений педагогами;
- обобщающих рассказов;
- ответов на вопросы педагога детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала педагогом;
- рассматривания наглядного материала.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (подвижные, малоподвижные и др.);
- организовать вечера с родителями, для родителей;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап:
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр, создание развивающей среды;
- разработка конспектов занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды в группе «Озорные бабочки»;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Радуга настроения»; консультации для родителей : «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», «Как формировать у ребенка социальные эмоции», «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста», «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
- реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- анализ проведенной работы;
- изучение уровня эмоционального развития детей;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
- публикация проекта на интернет-сайте.
- Видео фильм о проделанной работе.
Предполагаемый результат:
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Освоение элементов техники выразительных движений.
- Формирование способности «видеть» сверстника и позитивно воспринимать его, понимать его эмоциональное состояние.
- Формирование умения согласовывать свои действия с действиями других детей.
- Развитие чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
- Развитие творческих способностей, речи и воображения
- Повышение самооценки, снижение тревожности.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей данного возраста.
Тематическое планирование
2020-2021 гг.
Средняя группа
Дата | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Радость» Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; |
|
Октябрь | «Радость» Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать весёлое настроение людей. |
П.И. Чайковского «Новая кукла».
|
Ноябрь | «Грусть» Познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений. |
|
Декабрь | «Удивление» Познакомить детей с эмоцией удивления; учить их передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим. |
|
Январь | «Страх» Познакомить детей с эмоцией страха; учить их передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх. |
|
Февраль | «Гнев» Познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально-приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений. |
|
Март | «Интерес» Познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. |
|
Апрель | «Наши эмоции» Продолжить знакомство детей с эмоциями радости, грусти, удивления, страха, гнева, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения. |
|
Май | «Наши эмоции» Продолжить знакомство детей с эмоциями радости, грусти, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширить представления детей об эмоциях; продолжить развивать эмпатию, воображение. |
|
Заключи-тельное мероприятие | Выпуск газеты | Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам. Видео фильм. |
Тематическое планирование
2021-2022 гг.
Старшая группа
Дата | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Радость» Расширять представления детей об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; |
|
Октябрь | «Радость» Расширять представления детей об эмоции «радость»; Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку. |
|
Ноябрь | «Грусть» Расширять представления детей об эмоции «горе»; учить их понимать свои чувства и чувства других; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать детям преодолевать негативные настроения. |
|
Декабрь | «Удивление» Расширять представления детей об эмоции удивления; учить понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. |
|
Январь | «Страх» Расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе. |
И. Демьянова «Трусов Федя», «Закаляка».
|
Февраль | «Гнев» Расширять представление об эмоции «гнев»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативные настроения. |
К. Чуковского «Мойдодыр», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца».
Бабы -Яги. |
Март | «Интерес» Расширять представления детей об эмоции «интерес»; учить их понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать эмоциональное состояние «интерес», используя различные выразительные средства. |
Е. Тараховской «Скворушка», А. Барто «Фонарик».
|
Апрель | «Наши эмоции» Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, грусти, удивления, страха, интереса; закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления детей об эмоциях. |
|
Май | «Наши эмоции» Продолжать знакомство детей с эмоциями, продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам. |
|
Заключи- тельное мероприятие | Выпуск газеты | Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам. Видео фильм. |
Тематическое планирование
2022-2023 гг.
Подготовительная группа
Дата | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Радость» Расширять представление детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; |
|
Октябрь | «Радость» Способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими). |
|
Ноябрь | «Грусть» Расширять представление детей об эмоции «горе»; способствовать открытому проявлению эмоций социально- приемлемыми способами; снимать негативные настроения. |
И. Токмаковой «Мне грустно», «Мне приснился грустный сон».
|
Декабрь | «Удивление» Расширять представление етей об эмоции удивления учить понимать свои чувства и чувства других людей; развивать эмпатию. |
А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», Д.Хармса стихотворение «Что это было?».
|
Январь | «Страх» Расширять представление детей об эмоции «страх»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими); способствовать снятию тревожных состояний, страхов. |
|
Февраль | «Гнев» Расширять представление детей об эмоции «гнев»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности; учить детей анализировать свою агрессивность и устранять её через игру и позитивное поведение |
|
Март | «Интерес» Расширять представление детей об эмоции «интерес»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими). |
А. Барто «Снегирь», И. Молчанов-Сибирский «Живой уголок».
|
Апрель | «Наши эмоции» Закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других. |
|
Май | «Наши эмоции» Закреплять полученные знания об основных эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение, выразительность речи и движений. |
|
Заключи- тельное мероприятие | Выпуск газеты | Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам. Видео фильм. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Список литературы
- Андреенко Т.А., Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
- Клюева В.Н., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2010.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
- Шипицына Л.И., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: «Валерии СПД; 2002.
- Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
26 способов поднять настроение или анти-тучки
Душевная погода бывает разной: теплой и солнечной, с легким морским бризом, а иногда появляются облачка и даже тучки. И сегодня давайте подумаем над способами и вариантам...
Занятие "Путешествие в страну "Настроение""
Занятие для детей подготовительной группы на развитие вербального и невербального общения....
Психокоррекционная программа "Настроение" для детей 5-7лет
Психокоррекционная программа «Настроение» продиктована жизненной необходимостью, поскольку дети, поступающие в первый класс, зачастую бывают психологически не готовы к этому важному этапу жизни. Занят...
Занятия по программе "Настроение".21занятие
Занятия по психокоррекционной программе «Настроение» будут полезны для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной...
Тренинг хорошего настроения " Цветное настроение"
Материал тренинга будет полезен воспитателям и педагогам - психолагам ДОУ. Тренинг направлен на коррекцию и стабилизацию эмоционального состояния детей. Игру " Цветок настоения...
Тема: «Хорошее настроение» Цель: Поднять настроение детям и родителям, вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство сопереживания.
Задачи: Продолжить знакомство друг с другом. Создать атмосферу радости добра, взаимопонимания.Формирование культуры умственного труда, речевой культуры. Создать положительный э...
Цикл занятий на формирование психологического здоровья детей 4-5 лет "Я в стране настроений и чувств". Занятие №7. Парад настроений
Цикл занятий "Я в стране настроений и чувств" для дошкольников 4-5 лет разработан для создания условий по формированию психологического здоровья дошкольников, гармоничного личностного развит...