Развитие творческого воображения у дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
учебно-методический материал по теме
Данный материал содержит методические рекомендации по овладению детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , а также рекомендации по использованию природного материала и нетрадиционных техник для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proiskhodyashchie_v_strane_modernizatsiya_obrazovani1.docx | 12.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Происходящие в стране модернизация образования , особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обуславливают необходимость изменений в содержании и организации педагогического процесса. Это требует от педагога поиска новых способов и методов для развития ребёнка. Внутренние резервы современных детей раскрываются в различных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, литературной. Но в отличии от сверстников прошлых лет , он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортней и все можно успеть. Современные дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность, чем их ровесники 80-90-х годов 20 века. Это яркая черта маленьких граждан современности. Только творческий человек может двигать общество вперёд к прогрессу. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связанны с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток на уровень выполняемой деятельности, на стиль общения с людьми, на осознание своих достоинств и недостатков.
Креативность, т.е. способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалами. Нас интересует изобразительная деятельность. В частности, влияние нетрадиционных методов изобразительной деятельности на развитие творческой стороны личности ребёнка. Изобразительная деятельность - наиболее зрелищный, интересный, доступный вид деятельности для дошкольников. Ребёнок видит результат своей работы, а нетрадиционные техники изобразительной деятельности позволяют создать образ без каких-либо особых технических художественных навыков и способствовать развитию творческого воображения.
Данная программа ориентирует на активное освоение детьми разнообразными средствами и материалами для самовыражения творческого начала в рисовании, лепке, аппликации, а также природоведческой и речевой сферах. Автор программы считает, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщенна разнообразными ситуациями, материалами, побуждающими детей к творческой самостоятельности, проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок, в соответствии со своими склонностями и интересами, приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Цель:
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе овладения ими нетрадиционными художественными техниками.
Задачи:
- Способствование развитию моторики рук, элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения с помощью природного материала, используемого в изобразительной деятельности.
- Развитие творческого потенциала и креативности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
- Формирование правильного отношения к изобразительным материалам, преодоление чувства брезгливости и неприязни к ним.
- Воспитание доброты, инициативы, усидчивости, терпения, эстетического вкуса.
Организация непосредственной образовательной деятельности:
Программа рассчитана на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагога. Проводиться в течение 4 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 10-35 минут. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.
. Ожидаемый результат:
- Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
- Повышение уровня развития творческих способностей, креативности.
- Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Развитие высокого уровня творческого воображения.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце работы в ходе диагностики. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
- Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.
- Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
- Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей. Ознакомление с картинами великих художников.
- Образовательная область «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие. Обогащение тактильного опыта детей.
- Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
- Образовательная область «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.
- Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
- Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
- Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток..
Анализируя свой опыт работы с детьми раннего и дошкольного возраста, я пришла к выводу, что проблемы недоразвития мелкой моторики рук наиболее эффективно и интересно можно решить с помощью изобразительной деятельности. Именно в этом виде творчества ребёнок может, действуя с предметами, не теряя интерес, развивать моторику рук. Это было первостепенной задачей для моей работы. В совместной деятельности с детьми для этого я использовала природный и бросовый материал. Известно, что только та деятельность развивает способности, в процессе которой возникают положительные эмоции, поэтому, работая с детьми , я опиралась на их интерес, эмоциональный настрой, также с учетом возрастных возможностей. Используя нетрадиционный материал в аппликации, лепки, рисовании, дети получали информацию о разнообразии окружающего мира, как, например, используя крупу, муку, листья в аппликации, они знакомились со свойствами этого материала.
Рекомендации по применению нетрадиционных техник изобразительной деятельности по возрастам:
II младшая группа
Аппликация
- техника нарывания бумаги
- техника сминания бумаги, где, при создании образов ( колобок, щенок, снеговик), дети совершенствуют моторику рук.
Лепка
- из глины
- из теста
Рисование
- пальчиками
- ладошками
- ватными палочками
- сухой жесткой кистью
- мятой бумагой
Средняя группа
Рисование
- губкой
- печаткой
- техника резервирования
- печатание растениями
- восковые мелки
Аппликация – добавляется техника обрывания бумаги.
Лепка – совершенствуется техника лепки из теста и глины.
Старшая группа
Рисование
- по сырому слою
- рисование отдельных пятен
- выдувание из трубочки
- набрызг
- нитью
- мыльными пузырями
- углем
- гелиевыми ручками и маркерами
- техника гратаж
- техника раздельного мазка
- монотипия
- тонирование бумаги солью, пищевой пленкой
- тонирование губкой, жесткой кистью
Методы и приемы обучения нетрадиционным техникам изобразительно деятельности по возрастам.
Для того, чтобы выполнить задачу по развитию творческого воображения у детей, необходима база, так называемый, фундамент – это хорошо развитые руки детей. Поэтому свою работу начинаем с развития мелкой моторики рук и кинестетической памяти (то есть двигательной памяти кистей рук). Для этого используется а во время лепки муляжи необходимых мне форм. Предлагается детям раскатать между ладоней муляж палочки, сделанной из катушек ниток, при лепке округлых форм дети раскатывают шарики от погремушек, при лепке морковки - муляж конусовидной формы. Детские руки запоминали движения и с легкостью могли вылепить нужную форму. При этом, для работы нужен не пластилин, а соленое тесто. Оно намного эластичней и мягче.
Используя природный материал (орехи, крупу, семена, плоды) дети выкладывают в альбомах по схемам, а затем и самостоятельно предметы, узоры. Это тоже позволяет развивать мелкую моторику и в то же время творчество.
Применение сухого бассейна, наполненного горохом, фасолью, бобами позволяет детям обогащать тактильные ощущения.
В аппликации в младшем возрасте используется техника нарывания бумаги. Это позволяет развить мышечную силу в пальцах рук, причем начинаем нарывать салфетки, затем – газеты, и только после этого цветную бумагу. Нарванная бумага используется для передачи образов( «Снежная горка», «Румяный колобок»)
В рисовании дети овладевают навыком техники рисования пальчиками, ладошками, тычком, ватными палочками и техникой резервирования. Что касается последней техники, это совместная деятельность воспитателей и детей. Педагог рисует образ свечой или восковым мелком, а дети закрашивают широкой кистью. Рисунок проявляется, для детей это - чудо.
В среднем возрасте перед детьми раскрывается секрет техники резервирования, и они начинают самостоятельно рисовать образ, а затем закрашивают лист («Облака», «Снегопад», «Горы в снегу»). На этом же этапе учат рисованию штампами, которые сделаны из пробкового материала. Именно в этом возрасте можно говорить, что у детей появляется креативность в работах, так как накапливается определенный опыт владения некоторыми нетрадиционными техниками. Ребята самостоятельно выбирают, чем им лучше рисовать : пальцем, кисточкой или ватной палочкой, для лучшей передачи образов. В этой же группе знакомятся с техникой рисования губкой.
В лепке ребенок по-прежнему оттачивает свои навыки, используя глину и соленое тесто, причем они уже самостоятельно могут определить, какой предмет из чего лучше вылепить.
К старшему дошкольному возрасту совершенствуется не только мелкая моторика рук, возрастает жизненный опыт ребенка. Он осознанно создает вопросы «откуда?», «Как получают?». Это период экспериментаторов, и здесь следует учитывать их интересы. Происходит знакомство с тем, как можно самостоятельно получить акварель, гуашь, масленые краски. Смешивается цветной мел с водой, маслом или клеем, получаются нужные материалы. Также проводятся опыты по смешиванию, например, гуаши разного цвета прямо на листе бумаги ( синяя +желтая, получается ярко-зеленое поле, добавить ромашки – получается красивый летный пейзаж). На данном этапе знакомят с техникой рисования по мокрому слою и техникой отдельных пятен, дорисовывая тонкой кистью элементы, получаются красивые зимний, осенний, весенний пейзажи. Очень нравится детям при получении цветной мыльной пены получать на бумаге её отпечатки, и в этих отпечатках они видят разные образы. Обводят эти образы карандашом, фломастером, дается воля фантазии.
В технике выдувания дети с удовольствием узнают в веселых кляксах человечков, цветы, деревья, насекомых - все, что видит детский глаз, детская фантазия.
При обучении техники рисованию нитью, развивается творческое мышление, умение видеть образ, дорисовывать до нужного.
Техника монотипии знакомит ребенка с законами симметрии и учит находить в своих кляксах образы (отражение пейзажа в реке, собаку, бабочку и так далее). Малыш додумывает и дорисовывает то, что получилось.
В 6 лет ребенок сам способен приготовить фон для своей будущей работы, например, с помощью крупной соли или мятой бумаги придать своей будущей работе определенную фактуру. Экспериментируя с разными материалами, ребенок знакомится элементарными законами физики, химии. Так, например, овладевая техникой граттаж, дети самостоятельно готовят фактурный фон, а затем, с большим старанием, выцарапывают на поверхности свой сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети уже более аккуратны в обращении с нетрадиционными материалами, поэтому знакомятся с техникой рисования углем, сангиной, учатся определять пригодный вид бумаги для данной техники.
На данном этапе детям нравится рисовать мелкие предметы, детали, поэтому актуально познакомить их с техникой рисования гелиевыми ручками. Основным условием данной техники является то, что предмет не должен быть закрашиваться, а только быть расписан декоративными элементами (точки, колечки, зигзаги, волнистые линии, и т.д.) При такой работе размер листа уменьшается вдвое или вчетверо, так как это очень кропотливая работа.
В декоративной лепке, опять же, используется глину, а работы высушиваются, покрываются белилами и расписываются элементами народных промыслов.
Для того, чтобы дети черпали вдохновение, параллельно со знакомством с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, происходит их знакомство с произведениями знаменитых художников. Ребята начинают понимать тонкости пейзажной живописи, портрета. Большой вклад в развитие эстетического вкуса вносит посещение виртуального мира Русского музея. Здесь дети видят полотна великих мастеров русской живописи и иконописи. Дети посещают картинную галерею и выставки учеников школы искусств изобразительного отделения.
Предварительная работа по обогащению опыта детей
Экскурсии в природу:
- «Осенний парк» (наблюдение за изменениями в окраске листвы деревьев, травы, цветов, неба; наблюдение за отлетом птиц в теплые края) Д\игры: «Найди похожий оттенок», «Какого цвета листья?», «Назови цвета осени», « На что похож листик, коряга, облако и т.п.»
- «Зимний сон нашего парка» (наблюдение и сравнение оттенков снега в солнечный день, восход солнца, закат, пасмурная погода), рассматривание зимних деревьев и кустарников ( на что похожа крона, сучок), наблюдение за зимующими птицами.
- «Река уснула» (наблюдение и нахождение линии горизонта; Д\и «Цвета неба и земли», экспериментирование с водой и снегом, с гуашью – получение оттенков и тонов зимы.
- «Ледоход на Волхове» (наблюдение за движением льдин, формы льдин на что похожи? Назвать цвет воды)
- «Вот журчит в канавке быстрый ручеек» (наблюдение за таянием снега «Оттенки ранней весны»); Д\игра «На что похожа проталинка?»
- «Краски летнего луга» (наблюдение за насекомыми, цветами, травой, обследование живых объектов)
Экскурсии в музеи
- «Виртуальный мир Русского музея» Дворец культуры г. Кириши
-«Знакомство с Русским музеем» (просмотр видеоролика, рассказ экскурсовода, вопрос, беседа, словесная игра на запоминание терминов, проблемная ситуация)
- Знакомство с иконописью. Рассматривание иконы « Ангел златые власа» (рассматривание иконы на экране, рассказ экскурсовода, вопрос, беседа.)
-Знакомство с картинами художников: Левитан, Поленов, Остроухов «Золотая осень» (рассматривание, беседа по вопросам, сравнение картин, вхождение в картину посредством компьютера.)
-«Рождественские встречи». Картины о зимних забавах. Рассматривание на экране, беседа по вопросам, художественное слово.
-«Мамин праздник». Знакомство с женским портретом (рассматривание, беседа, вопросы).
- «Музей природы» ДК г. Кириши (рассматривание экспонатов, рассказ экскурсовода, вопросы, проблемные ситуации, беседа)
- 3. Краеведческий музей г. Кириши. Выставка кружевоплетения местных и вологодских кружевниц. (рассматривание узоров, рассказ экскурсовода, обследование инструментов для плетения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....
Развитие творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Опыт работы Косенко С.А., воспитателя МБДОУ ДС КВ № 31 «Голубая стрела» г.Туапсе...
Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности
В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...
Методический материал "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
Методический материал по использованию нетрадиционных техник в работе с детьми младшего возраста...
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» в старшей группе
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это пол...