Презентация "Формирование экологических представлений у старших дошкольников на экскурсии"
презентация по окружающему миру
Формирование экологических представлений у старших дошкольников на экскурсии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_1.pptx | 318.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: « ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭКСКУРСИИ » Проблема исследования: являются ли экскурсии эффективным средством формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста? Цель исследования: теоретически обосновать методы и приемы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу. Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования: процесс формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий в природу. Задачи: Изучить нормативно-правовые и учебно-методические основы организации экскурсии в природу в условиях дошкольного образовательного учреждения. Раскрыть методы и приемы формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Экскурсия Экскурсия (от лат. excursio — поездка, выезд) в педагогике традиционно рассматривается как одна из форм или метод приобретения знаний. Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром. В тоже время, экскурсия одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсионная работа используются дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации в учебно-воспитательных целях, как важнейшие средство работы с воспитанниками.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ Б.Е. Райковым предложена классификации экскурсий: по продолжительности (однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные); по содержанию (естественно-географические, гуманитарные производственные); п о объему (на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные); по заданию (исследовательского типа, иллюстративного типа); по составу участников (школьные, дошкольные, внешкольные), обзорные и тематические
По месту проведения экскурсии делятся на : городские, загородные, производственные, музейные. По способу передвижения : пешеходные, транспортные, экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства). По форме проведения : Экскурсия-массовка , когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.; Экскурсия-прогулка . При этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха); экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом По мнению В.А. Зебзеевой по содержанию экскурсии делятся на 2 вида: природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, луг, озеру, в ботанический сад, зоопарк; экскурсии на сельскохозяйственные объекты с целью ознакомления с трудом взрослых (птицефабрика, поле, сад, огород)
Этапы экскурсий Проводя экскурсию в природу, педагог строит свою деятельность, учитывая четыре основных этапа: Первый этап - подготовительный. Он заключается в том, чтобы вызывать у детей интерес к объекту наблюдения, общее представление о нем. Используют такие приемы как личный опыт ребенка, краткая беседа; чтение литературного произведения; просмотр иллюстраций, фотографий, слайдов, рисунков. Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Такое предварительное пятиминутное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии. Второй этап . Основывается на направление внимания ребенка за наблюдаемым объектом, поддержании интереса к нему. Можно использовать прием сюрпризности , чтение литературного произведения, словесные игры, загадки с учетом возраста ребенка. Третий этап - основной . Он заключается в последовательном рассматривание объекта и осмысление его восприятия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. В приложение 2 даны рекомендации педагогу по проведению экскурсии. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя. Четвертый этап является - заключительным . Здесь происходит подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний об объектах и явлениях. Заканчивают наблюдение чтением загадок, потешек , стихотворений, подвижными играми, дидактическими заданиями.
Комплекс методов способствующих формированию экологических представлений Наблюдение является одним из основных методов, который способствует формированию естественнонаучных знаний о природе. Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение. Для возбуждения интереса у детей к предстоящей деятельности – установочная беседа; для уточнения, углубления, обобщения, систематизации знаний о лесном сообществе – итоговая беседа после экскурсии. Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные дидактические игры . С помощью настольно-печатных игр «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» необходимо закрепить знания детей о растительном и животном мире, воспитывать бережное отношение к природе. Целесообразны и игры экологического содержания: «Что растёт в нашем северном лесу» (отобрать только те растения, которые встречаются в нашем лесу), «Угадай по описанию». На протяжении всей экскурсии рекомендуется использовать художественное слово
Анализ нормативно-правовых и учебно-методических основ организации экскурсии в природу в условиях дошкольной образовательной организации показал, что экскурсии в природу признаются неотъемлемой частью содержания дошкольного образования. Преимущества экскурсий занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств, у детей формируется любовь к природе, бережное отношение к ней. Экскурсии классифицируются по продолжительности, содержанию, по объему, по заданию, по составу участников, обзорные и тематические (автор Б.Е. Райковым). Проведенный анализ программ для дошкольных образовательных организаций, показал, что экскурсии используется в достаточном объеме в программах «Юный эколог», «Природа и художник», «Наш дом – природа».
Предлагаемый цикл экскурсий включает такие разделы, как: «Лес - многоэтажный дом для животных и растений», «Лес-дом для растений», «Лес-дом для животных», «Лес - общий дом для всех лесных обитателей». По итогам проведения цикла экскурсий в природу с детьми старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что дошкольники полноценно включались в работу, были достаточно заинтересованными, появилась радость от встречи с природой, они научились оценивать и видеть красоту окружающей их природы, проявляли самостоятельность и инициативность в решении экологических проблем.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями
В проекте раскрываются основные положения и методические разработки, направленные на развитие ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры дошкольников в проектн...
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
Перспективный план игр по формированию элементарных экологических представлений у младших дошкольников.
Данный материал может использоваться как педагогами обычных первых и вторых младших групп, так и педагоами коррекционных групп, где находятся дети с ЗПР. Сюда входят подвижные, сюжетно-ролевые, дидакт...
"Формирование экологических представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.Обретение экологического сознания и мышления - единственный для человека выход из сложившейс...
Система работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников в условиях ДОО
Материал для планирования системы работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников....
«Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами дидактических игр»
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопр...
Формирование духовно-нравственных представлений и экологического сознания у старших дошкольников
В современном мире проблема сохранения окружающей среды приобрела большое значение и поэтому задача экологического воспитания и образования населения является актуальной. Особое внимание...