Ритмические игры с именами.
картотека (подготовительная группа)

Шведова Ольга Владиславовна

 Игры для развития чувства ритма для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_imenami.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИМЕНАМИ

«Имена»

1. Произнести имя.

  • Произнести имя и прохлопать его, держа руки:

 --прямо

 --вверху

 --над головой

 --справа или слева

 --внизу

 --по коленям

  • Закрыть глаза и произносить имя шепотом, передав без остановки очередь своему соседу;
  • При произнесении имени:

 --встать и сделать шаг вперед;

 --сесть;

 --встать и выполнить поворот;

 --встать на одну ногу, сопровождая это прохлопыванием;

  • Произнести имя:

 --тихо или громко;

 --быстро или медленно;

 --шепотом;

 --«высоким» или «низким» голосом;

 --в нос;

  • Прохлопать свое имя, не произнося его;
  • Узнать, чье имя прохлопал сосед.
  1. Произносит и хлопает свое имя ребенок, на которого посмотрел взрослый или ребенок-ведущий. ( Игра развивает слуховое внимание и сосредоточенность ).
  • Возле кого:

 --остановился ведущий;

 --топнул ногой;

 --хлопнул в ладоши;

 --щелкнул пальцами;

 --подмигнул;

 --сыграл на маракасе или бубне;

 --произнес определенное слово («чик», «хлоп»).

  1. Дети свободно ходят по комнате ( на пятках, на носках, на всей ступне ), и каждый шепотом произносит свое имя.

  По условному сигналу сесть на свое место или присесть, или собраться у окна.

4.  Дети произносят имена тихо или громко. Например, при широко расставленных          руках - громко, при положении ладоней близко друг от друга – тихо. Взрослый взглядом определяет, какой ребенок должен произносить свое имя, или все поочередно, или все одновременно.

 --дети произносят имя соседа справа или слева;

 --взрослый, держа ладони близко друг от друга (тихо), показывает динамику многократно произносимого имени всеми детьми. Ладони постепенно отодвигаются друг от друга (крещендо);

 --подобным образом достигается диминуэндо;

 --вместе с произнесением слов или вместо произнесения выполняются хлопки, притопы, удары по стульям, по полу, прищелкивая пальцами или языком.

5.  Дети зовут друг друга.

 -- шепотом, как будто кто-то спит;

 -- позвать из пещеры, из колодца, из-за горы;

 -- звать заколдованным голосом (волшебник заколдовал всех);

окликнуть.

6.  Дети сами определяют, сколько хлопков ( ударов по коленям, по полу, притопов или шагов) нужно сделать на имя Женя, Петя, Наташа и т.д.

7.  Найти имя, которое нужно хлопать два или три раза.

8. На имени Саша ударить по коленям на первом слоге, хлопнуть в ладоши на втором, и наоборот.

9. Угадать, какое имя прохлопано: Ваня или Елизавета?

10.  Произнести 4 раза тихо имя Зинаида, затем покружиться…

 -- потом тише всех сесть на свой стул;

 -- потом быстрее и тише всех сесть на свой стул;

 -- потом сесть на пол по-турецки;

 -- потом придумать интересную посадку и сесть;

 -- потом встать на одну ногу;

 -- потом встать на одну ногу и дотронуться мизинцем до пола.

11.  Сказать протяжно имя Том и определить, сколько раз нужно хлопать.

12.  Хлопать «Том» без произнесения (половинная длительность). Взрослый играет на барабане, чередуя половинные длительности с четвертными и восьмыми. Кого не собьет барабан?

Примечание.  Хлопки и дирижирование, связанные с речевыми упражнениями, облегчает в дальнейшем введение нотной запи-си. Упражнения включают в себя не только имена людей. Это могут быть названия деревьев, цветов, камней, животных, од-ним словом все, что составляет окружающий мир ребенка.

  После освоения ребенком  ритмических рисунков в звучащих жестах вводят ударные (ритмические сначала, мелодические позднее) инструменты. Параллельно с освоением ритма ребенок осваивает и приемы игры.

«Мы в косицу заплетемся»

  Эти игровым заданием можно начинать любое занятие. Дети становятся по кругу. Начинают «заплетаться в косицу». Делается это следующим образом: ребенок подает левую руку своему соседу справа, берет его за правую руку. Образуется «косичка». У каждого из стоящих свои руку скрещиваются перед грудью. Заканчивается «косичка» на том ребенке, на котором начиналась. Хором произносится текст: «Мы в косицу заплетемся …» Тот ребенок, который вплетается, произносит свое имя, например «Алеша». Хор повторят имя и заканчивает фразу: «Алеша пусть вплетется с нами».

  Таким образом может происходить знакомство детей друг с другом. Проводить знакомство можно сидя, скрестив ноги.

  Прежде чем «вплестись» в косицу, ребенок может ритмизовать текст, пропеть, проговорить его с разной интонацией, разной динамикой, шепотом, высоко или низко, протяжно или отрывисто. Вариантов может быть множество. Такое игровое задание развивает творческое воображение детей.

«Деревья и цветы»

  Текст для ритмизации:

Сосенка, Василек, Лиственница, Роза.

В графической записи текст выглядит таким образом:

       1 - - - - 1 - - - -1 1

  Задания:

  1. Дети делятся на 4 группы. У каждой группы свое «имя».

Взрослый или ребенок машет одной группе, та произносит свое  слово до тех пор, пока ведущий не махнет другой группе и т. д.

Варианты:

  • показывать динамику произнесения (расширение и сужение ладоней рук);
  • показать регистр голоса (поднять палец вверх – произносить «высоким» голосом, палец вниз – «низким» голосом);
  • произносить текст и хлопать (шлепать, топать или соединить звучание и жесты, например, первый слог хлопать, а другой – шлепать и т.д.);
  1. Взрослый загадывает загадку: «Какое слово я прохлопал?»
  2. Взрослый шепотом произносит какое-нибудь слово, дети говорят также шепотом вместе с ним. Затем педагог начинает произносить другое слово, многократно его повторяет. Дети должны точно и быстро его подхватить.

  Варианты:

  • вместо произнесения шепотом, взрослый говорит беззвучно, дети по губам угадывают и произносят шепотом соответствующее слово.
  • взрослый хлопает одно из слов, дети шепотом произносят его до тех пор, пока педагог не начнет хлопать другое слово, которое также подхватывается детьми.
  1. Весь текст произносится в форме канона. Сначала партию второго голоса исполняет педагог, затем, после уверенного исполнения упражнения, взрослый и один ребенок, и в заключение – группа.
  2. Детям показывают приготовленные заранее 2 – 3 таблички со словами-моделями и просят угадать, где записано слово «Роза», где «Василек» и т.д.

Слова-модели, как отличительные символы пяти ритмов, должны остаться постоянными на протяжении длительного времени, и только затем дети сами могут подобрать новые.

  1. Педагог, хлопая слово «Лиственница», намеренно делает ошибку  и спрашивает, правильно ли он прохлопал слово.
  2. Разделится на две группы. Первая произносит текст, вторая хлопает ритм. По условному сигналу группы меняются ролями.

Варианты:

  Разделить детей на две равные группы и образовать внутри большого круга еще один. Дети стоящие во внешнем круге, произносят и хлопают текст первый раз тихо. Второй – громче. Дети, стоящие во внутреннем круге, ходят. На последнем слове «Роза» они меняются местами и соответственно ролями (местами можно и не меняться, только внутренний круг произносит и хлопает текст, а внешний подхватывает движение). В этом упражнении взрослый или ребенок может исполнять остинато (повторяющийся ритм) на одном из ударных инструментов.

  1. Ведущий (взрослый или ребенок) произносит текст, группа повторяет так, как произносит слово солист (форма «Эхо»).
  2. Увеличивается количество слов в тексте за счет повторов (изменение формы) и выполняются задания:

а) Рондо:

Все: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…

1 солист: Клен, Клен, Клен, Клен…

Все: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…

2 солист: Лиственница, Лиственница…

Все: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…

3 солист: Василек, Василек…

Все: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…

б) Добавить вторую фразу:

1-я: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…

2-я: Лиственница, Лиственница, Роза, Клен…

Упражнение можно сопровождать ритмическими или мелодическими музыкальными инструментами, которые выполняют один и тот же рисунок или просто подчеркивают сильную долю.

10.Для освоения пауз и активизации внутреннего слуха детей следует один слог хлопать (или играть на инструменте), а другой молчать (как бы проигрывая его про себя). В таких случаях паузы воспринимаются как «ритмизированное» молчание. Например: «ро» - хлопать, а «за» - молчать. В продолжении молчания пульсация не прекращается.

«Загадка»

Текст для ритмизации:

Из куста шипуля, за ногу тянуля. (Змея)

  1. Попросите детей отгадать загадку. Произносить низким голосом, страшным, зловещий, таинственным голосом.
  2. Введите соответствующие инструменты (дети подбирают сами). Текст произносится на фоне «шуршания» маракаса, тихих ударов по подвесной тарелке палочкой и т.д.
  3. Разделите детей на 2 группы. 1-я произносит текст, 2-я шипит или шуршит.
  4. Расширение формы.

Варианты:

 -- Из куста, из куста, из куста шипуля, за ногу, за ногу, за ногу тянуля.

 -- Из куста шипуля, за ногу, за ногу, за ногу тянуля.                    

  1. Дети начинают двигаться , разделившись на две группы. 1-я группа сидит на стульях или на полу. Стулья и разные предметы, расставленные по комнате изображают кусты. 2-я группа встает «змейкой» и под звучащие жесты и речь 1-й группы бесшумно идет за ведущим, положив руки на плечи впереди идущему и немного согнувшись. «Змея» может шипеть. В конце по удару бубна дети выпрямляют-ся.

Варианты:

 -- часть детей из первой группы изображает различные кусты: вот высокий, вот широкий и низкий, вот скрюченный и т.д. Другая часть играет на ударных инструментах;

 -- вместо одной змейки можно организовать две или три. Они ползают, не сталкиваясь друг с другом.

  1. Сопровождение: притопы, хлопки или шлепки.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)

В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...

Буклет для родителей "Играем в словесно - ритмические игры вместе с детьми"

Многие родители задают вопросы о музыкальном развитии своего ребёнка, но музыкальное развитие тесно связано с речевым развитием. Развивается ребёнок не только в детском саду, но и дома. В помощь...

Интерактивная игра "Род имен существительных"

Интерактивная игра-это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей.Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является и...

Речевая ритмическая игра «Фруктовый компот» с поддержкой «телесных жестов» и шумовыми инструментами на основе речевой ритмической пьесы «Тутти – фрутти рондо» Т. Э. Тютюнниковой.

Закрепление темы " Фрукты" в совместной музыкально-игровой деятельности детей и родителей, связь обучения с жизненным опытом дошкольников...

«Игры с именами признаков с детьми раннего возраста»

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка....

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...