Ритмические игры с именами.
картотека (подготовительная группа)
Игры для развития чувства ритма для старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_imenami.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИМЕНАМИ
«Имена»
1. Произнести имя.
- Произнести имя и прохлопать его, держа руки:
--прямо
--вверху
--над головой
--справа или слева
--внизу
--по коленям
- Закрыть глаза и произносить имя шепотом, передав без остановки очередь своему соседу;
- При произнесении имени:
--встать и сделать шаг вперед;
--сесть;
--встать и выполнить поворот;
--встать на одну ногу, сопровождая это прохлопыванием;
- Произнести имя:
--тихо или громко;
--быстро или медленно;
--шепотом;
--«высоким» или «низким» голосом;
--в нос;
- Прохлопать свое имя, не произнося его;
- Узнать, чье имя прохлопал сосед.
- Произносит и хлопает свое имя ребенок, на которого посмотрел взрослый или ребенок-ведущий. ( Игра развивает слуховое внимание и сосредоточенность ).
- Возле кого:
--остановился ведущий;
--топнул ногой;
--хлопнул в ладоши;
--щелкнул пальцами;
--подмигнул;
--сыграл на маракасе или бубне;
--произнес определенное слово («чик», «хлоп»).
- Дети свободно ходят по комнате ( на пятках, на носках, на всей ступне ), и каждый шепотом произносит свое имя.
По условному сигналу сесть на свое место или присесть, или собраться у окна.
4. Дети произносят имена тихо или громко. Например, при широко расставленных руках - громко, при положении ладоней близко друг от друга – тихо. Взрослый взглядом определяет, какой ребенок должен произносить свое имя, или все поочередно, или все одновременно.
--дети произносят имя соседа справа или слева;
--взрослый, держа ладони близко друг от друга (тихо), показывает динамику многократно произносимого имени всеми детьми. Ладони постепенно отодвигаются друг от друга (крещендо);
--подобным образом достигается диминуэндо;
--вместе с произнесением слов или вместо произнесения выполняются хлопки, притопы, удары по стульям, по полу, прищелкивая пальцами или языком.
5. Дети зовут друг друга.
-- шепотом, как будто кто-то спит;
-- позвать из пещеры, из колодца, из-за горы;
-- звать заколдованным голосом (волшебник заколдовал всех);
окликнуть.
6. Дети сами определяют, сколько хлопков ( ударов по коленям, по полу, притопов или шагов) нужно сделать на имя Женя, Петя, Наташа и т.д.
7. Найти имя, которое нужно хлопать два или три раза.
8. На имени Саша ударить по коленям на первом слоге, хлопнуть в ладоши на втором, и наоборот.
9. Угадать, какое имя прохлопано: Ваня или Елизавета?
10. Произнести 4 раза тихо имя Зинаида, затем покружиться…
-- потом тише всех сесть на свой стул;
-- потом быстрее и тише всех сесть на свой стул;
-- потом сесть на пол по-турецки;
-- потом придумать интересную посадку и сесть;
-- потом встать на одну ногу;
-- потом встать на одну ногу и дотронуться мизинцем до пола.
11. Сказать протяжно имя Том и определить, сколько раз нужно хлопать.
12. Хлопать «Том» без произнесения (половинная длительность). Взрослый играет на барабане, чередуя половинные длительности с четвертными и восьмыми. Кого не собьет барабан?
Примечание. Хлопки и дирижирование, связанные с речевыми упражнениями, облегчает в дальнейшем введение нотной запи-си. Упражнения включают в себя не только имена людей. Это могут быть названия деревьев, цветов, камней, животных, од-ним словом все, что составляет окружающий мир ребенка.
После освоения ребенком ритмических рисунков в звучащих жестах вводят ударные (ритмические сначала, мелодические позднее) инструменты. Параллельно с освоением ритма ребенок осваивает и приемы игры.
«Мы в косицу заплетемся»
Эти игровым заданием можно начинать любое занятие. Дети становятся по кругу. Начинают «заплетаться в косицу». Делается это следующим образом: ребенок подает левую руку своему соседу справа, берет его за правую руку. Образуется «косичка». У каждого из стоящих свои руку скрещиваются перед грудью. Заканчивается «косичка» на том ребенке, на котором начиналась. Хором произносится текст: «Мы в косицу заплетемся …» Тот ребенок, который вплетается, произносит свое имя, например «Алеша». Хор повторят имя и заканчивает фразу: «Алеша пусть вплетется с нами».
Таким образом может происходить знакомство детей друг с другом. Проводить знакомство можно сидя, скрестив ноги.
Прежде чем «вплестись» в косицу, ребенок может ритмизовать текст, пропеть, проговорить его с разной интонацией, разной динамикой, шепотом, высоко или низко, протяжно или отрывисто. Вариантов может быть множество. Такое игровое задание развивает творческое воображение детей.
«Деревья и цветы»
Текст для ритмизации:
Сосенка, Василек, Лиственница, Роза.
В графической записи текст выглядит таким образом:
1 - - - - 1 - - - -1 1
Задания:
- Дети делятся на 4 группы. У каждой группы свое «имя».
Взрослый или ребенок машет одной группе, та произносит свое слово до тех пор, пока ведущий не махнет другой группе и т. д.
Варианты:
- показывать динамику произнесения (расширение и сужение ладоней рук);
- показать регистр голоса (поднять палец вверх – произносить «высоким» голосом, палец вниз – «низким» голосом);
- произносить текст и хлопать (шлепать, топать или соединить звучание и жесты, например, первый слог хлопать, а другой – шлепать и т.д.);
- Взрослый загадывает загадку: «Какое слово я прохлопал?»
- Взрослый шепотом произносит какое-нибудь слово, дети говорят также шепотом вместе с ним. Затем педагог начинает произносить другое слово, многократно его повторяет. Дети должны точно и быстро его подхватить.
Варианты:
- вместо произнесения шепотом, взрослый говорит беззвучно, дети по губам угадывают и произносят шепотом соответствующее слово.
- взрослый хлопает одно из слов, дети шепотом произносят его до тех пор, пока педагог не начнет хлопать другое слово, которое также подхватывается детьми.
- Весь текст произносится в форме канона. Сначала партию второго голоса исполняет педагог, затем, после уверенного исполнения упражнения, взрослый и один ребенок, и в заключение – группа.
- Детям показывают приготовленные заранее 2 – 3 таблички со словами-моделями и просят угадать, где записано слово «Роза», где «Василек» и т.д.
Слова-модели, как отличительные символы пяти ритмов, должны остаться постоянными на протяжении длительного времени, и только затем дети сами могут подобрать новые.
- Педагог, хлопая слово «Лиственница», намеренно делает ошибку и спрашивает, правильно ли он прохлопал слово.
- Разделится на две группы. Первая произносит текст, вторая хлопает ритм. По условному сигналу группы меняются ролями.
Варианты:
Разделить детей на две равные группы и образовать внутри большого круга еще один. Дети стоящие во внешнем круге, произносят и хлопают текст первый раз тихо. Второй – громче. Дети, стоящие во внутреннем круге, ходят. На последнем слове «Роза» они меняются местами и соответственно ролями (местами можно и не меняться, только внутренний круг произносит и хлопает текст, а внешний подхватывает движение). В этом упражнении взрослый или ребенок может исполнять остинато (повторяющийся ритм) на одном из ударных инструментов.
- Ведущий (взрослый или ребенок) произносит текст, группа повторяет так, как произносит слово солист (форма «Эхо»).
- Увеличивается количество слов в тексте за счет повторов (изменение формы) и выполняются задания:
а) Рондо:
Все: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…
1 солист: Клен, Клен, Клен, Клен…
Все: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…
2 солист: Лиственница, Лиственница…
Все: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…
3 солист: Василек, Василек…
Все: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…
б) Добавить вторую фразу:
1-я: Сосенка, Василек, Лиственница, Роза…
2-я: Лиственница, Лиственница, Роза, Клен…
Упражнение можно сопровождать ритмическими или мелодическими музыкальными инструментами, которые выполняют один и тот же рисунок или просто подчеркивают сильную долю.
10.Для освоения пауз и активизации внутреннего слуха детей следует один слог хлопать (или играть на инструменте), а другой молчать (как бы проигрывая его про себя). В таких случаях паузы воспринимаются как «ритмизированное» молчание. Например: «ро» - хлопать, а «за» - молчать. В продолжении молчания пульсация не прекращается.
«Загадка»
Текст для ритмизации:
Из куста шипуля, за ногу тянуля. (Змея)
- Попросите детей отгадать загадку. Произносить низким голосом, страшным, зловещий, таинственным голосом.
- Введите соответствующие инструменты (дети подбирают сами). Текст произносится на фоне «шуршания» маракаса, тихих ударов по подвесной тарелке палочкой и т.д.
- Разделите детей на 2 группы. 1-я произносит текст, 2-я шипит или шуршит.
- Расширение формы.
Варианты:
-- Из куста, из куста, из куста шипуля, за ногу, за ногу, за ногу тянуля.
-- Из куста шипуля, за ногу, за ногу, за ногу тянуля.
- Дети начинают двигаться , разделившись на две группы. 1-я группа сидит на стульях или на полу. Стулья и разные предметы, расставленные по комнате изображают кусты. 2-я группа встает «змейкой» и под звучащие жесты и речь 1-й группы бесшумно идет за ведущим, положив руки на плечи впереди идущему и немного согнувшись. «Змея» может шипеть. В конце по удару бубна дети выпрямляют-ся.
Варианты:
-- часть детей из первой группы изображает различные кусты: вот высокий, вот широкий и низкий, вот скрюченный и т.д. Другая часть играет на ударных инструментах;
-- вместо одной змейки можно организовать две или три. Они ползают, не сталкиваясь друг с другом.
- Сопровождение: притопы, хлопки или шлепки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)
В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...
Буклет для родителей "Играем в словесно - ритмические игры вместе с детьми"
Многие родители задают вопросы о музыкальном развитии своего ребёнка, но музыкальное развитие тесно связано с речевым развитием. Развивается ребёнок не только в детском саду, но и дома. В помощь...
Интерактивная игра "Род имен существительных"
Интерактивная игра-это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей.Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является и...
Речевая ритмическая игра «Фруктовый компот» с поддержкой «телесных жестов» и шумовыми инструментами на основе речевой ритмической пьесы «Тутти – фрутти рондо» Т. Э. Тютюнниковой.
Закрепление темы " Фрукты" в совместной музыкально-игровой деятельности детей и родителей, связь обучения с жизненным опытом дошкольников...
«Игры с именами признаков с детьми раннего возраста»
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка....
Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».
Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...
Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения
Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические песенки для запуска речи, пальчиковую гимн...