Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как культурная практика
презентация

Антоненчик Ольга Валентиновна

презентация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Земляничка» г. Бердска Методист Ольга Валентиновна Антоненчик Бердск 2019

Слайд 2

ФГОС ДО формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности . развитие интеллектуальных качеств дошкольников . ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними Виды деятельности – организация решения познавательных задач; – применение экспериментирования в работе с детьми; – использование проектирования. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Слайд 3

Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Н.Б.Крылова Культурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Культурные практики на основе инициатив самих детей Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми Культурные практики

Слайд 4

При каких условиях возможно приобретение культурных практик? «Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка». (Примерная основная образовательная программа дошкольного образования) -Почему ФГОС ДО ориентирует на проектирование культурных практик? -Потому, что культурные практики наполняют деятельность определенным смыслом, в процессе которых дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.

Слайд 5

Виды культурных практик

Слайд 6

Культурная практика Содержание Игры Носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Краеведческие игры дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре, географии, природе родного края. Музыкально-театральная и литературная гостиная Форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале поэтов, писателей, музыкантов и художников родного края. Проект Форма организации работы с детьми, в процессе которой предполагается решение проблемы краеведческого характера, предусматривающей использование разнообразных методов, средств в соответствующих видах детской деятельности и решение интегрированных задач соответствующих образовательных областей Викторина форма организации работы с детьми, заключающаяся в процессе угадывания правильных ответов на вопросы из разных областей знания краеведческого характера. Например, викторина «Что я знаю о городе Новосибирске»?

Слайд 7

Путешествие, прогулка Форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит передвижение пешком или на транспорте по какой-либо территории с целью получения информации познавательного характера, либо закрепления ранее изученного материала в ходе реализации видов детской деятельности и обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного поселка/города/края. Виртуальная экскурсия Форма организации работы с детьми, которая позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогает реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. Маршрутная игра Форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит практическое выполнение дошкольниками специально подобранных педагогом заданий краеведческого содержания в ходе целенаправленного движения по определенной схеме, карте, обозначенной в маршрутном листе. Выставка Форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов (индивидуальных или совместных) их деятельности по определенной теме Программы. Ярмарка Форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит ознакомление их с популярной традицией устраивать в установленное время и в определенном месте торжища, куда съезжаются продавцы и покупатели товаров с целью купли-продажи. например, «Сузунская ярмарка». Олимпиада форма организации работы с детьми, в процессе которой происходит интеллектуальное соревнование детей в области краеведения, позволяющая выявить не только знание фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. например, олимпиада для детей 6-7 лет «Знаток родного края».

Слайд 8

Исследовательская лаборатория Форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии воспитателя и детей, в процессе которой дети осуществляют поиск объективной информации об объектах окружающего мира родного края путем опытно-экспериментальной деятельности. педагог ребенок Целью взрослого, организующего познавательно-исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы. Задачи: -взрослый должен ознакомить ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности и предоставить ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира. -при решении указанных педагогических задач взрослый должен не только сохранить присущее с рождения каждому ребенку желание узнавать новое об окружающем, но и развить данное функциональное качество. Познавательно-исследовательская деятельность ребенка-дошкольника - это активность направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию .

Слайд 9

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста. Образовательный процесс выстраивается по принципу «Ребёнок добывает знания». Чтобы освоить знание и запомнить его, ребёнок переживает практический опыт. Цель — сформировать у детей исследовательский тип мышления. Задачи познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе Обучающие Сформировать представления о предметном мире; сформировать представления о мире животных и растений; дать первоначальные представления о природных явлениях, материалах и веществах; составить понятие о геометрических эталонах: форма, величина; пополнение словарного запаса. Развивающие Развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, сенсорного, вкусового, обонятельного; формирование умения работать с простыми инструментами; развитие мелкой моторики; создание устойчивой мотивации к исследованиям; побуждение к активной речевой деятельности. Воспитательные Поощрение наблюдательности и любознательности; привитие любви к порядку на рабочем месте, аккуратности; воспитание бережного отношения к живой природе.

Слайд 10

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей 2 младшей группы Целью познавательно-исследовательской деятельности развитие исследовательского типа мышления у дошкольников Задачи ; образовательные формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.); формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики. развивающие развитие интереса к окружающему миру; развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса; воспитательные создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации; стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности

Слайд 11

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. Образовательные Формирование умения самостоятельно обозначать проблему/вопрос и выдвигать гипотезы для изучения в практической работе. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы Формирование умений находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности; Развивающие Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе. Воспитательные Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками. Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников — практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования: ставится проблема; выдвигаются варианты её решения (этап целеполагания); озвучиваются гипотезы; гипотезы проверяются опытным путём; анализируются результаты опыта; формулируются выводы.

Слайд 12

Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте Цель: уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Задачи: Образовательные расширение представлений об объектах окружающего мира; обучение самостоятельному планированию исследовательской деятельности: постановке целей, построению алгоритма действий, прогнозированию результатов. Развивающие развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов практической деятельности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки; совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами. Воспитательные поощрение инициативности и независимости в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию; создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде; воспитание аккуратности и ответственности в работе через выполнение трудовых поручений.

Слайд 13

Отличительная особенность работы в подготовительной группе – индивидуализация заданий. Каждый воспитанник должен о щущать значимость проводимой им исследовательской работы , испытывать положительные эмоции от проведения опытов. Индивидуально-личностный подход является стратегическим методом организации процесса обучения в современном ДОУ. В первую очередь должны учитываться индивидуальные интересы воспитанников и уровень исследовательских способностей. Дети должны получать посильные к выполнению задания. Индивидуализировать экспериментальную деятельность можно через предоставление выбора материалов для опытов и формы проведения исследования. Дети 6–7 лет настраиваются не на развлекательные и игровые действия, а на освоение социальной компетенции — роли исследователя, первооткрывателя. Воспитанники учатся выстраивать алгоритм проведения опыта, следовать схеме и вносить необходимые поправки, обосновывать актуальность наблюдения за названными явлениями и объектами. Отсюда возникает необходимость создания проблемных ситуаций, к решению которых стремятся юные исследователи. приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления)

Слайд 14

Структура опытно-экспериментальной деятельности дошкольников Проблемная ситуация Целеполагание Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получится ) Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии) Не подтвердилось Подтвердилось Формулирование выводов (как, что получилось) Возникновение новой гипотезы, предположений Реализация в действии Подтвердилось Формулирование выводов (как, что получилось)

Слайд 15

Наблюдение Труд Развитие речи Изобразительная деятельность ФЭМП Чтение художественной литературы Музыка Физическое воспитание

Слайд 16

Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы. Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий. Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем. Требования к оформлению уголка

Слайд 17

Как назвать исследовательский уголок Название уголка должно быть понятно детям и по возможности вызывать положительные эмоции. Младших дошкольников привлекают короткие именования и названия, в которых присутствует упоминание любимых персонажей — животных, сказочных и мультипликационных героев. Воспитанники старшей и подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с фантастическими сюжетами. Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия уголка. Когда зона оборудовано и оснащено место будущего экспериментирования, воспитатель задаёт вопрос: «Как же назвать наш уголок?» Для стимулирования фантазии можно предложить выбрать понравившееся из предложенных вариантов и дополнить на свой вкус. Или дать задание придумать название в соответствии со стилем оформления лаборатории. Варианты классических названий: «Уголок экспериментирования», «Экспериментируем», «Наш исследовательский центр», «Опытная лаборатория», «Познавайка», «Любознайка», «Мы исследователи», «Познаём мир», «Хочу всё знать!». Варианты названий с использованием персонажей: «Уголок Почемучки», «Лаборатория фиксиков», «Научный центр Астерикса», «В гостях у дядюшки Филина», «Клуб знайки», «Лаборатория Лунтика», «Уроки профессора Чудакова». Варианты креативных названий: «Экспериментариум», «Лаборатория будущего», «Тайны планеты Земля», «Экспериментам — быть!», «Неизведанное рядом!», «Волшебство — это опыты», «Центр практической магии», «Школа учёных», «К экспериментированию готов!»

Слайд 19

К. Е. Тимирязев «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Слайд 20

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской  самостоятельности и инициативе...

Достижение целевого ориентира через культурные практики

Целевой ориентир:žРебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.ž Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...