Адаптация детей дошкольного возраста
консультация
Консультации для родителей воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Какие ошибки совершают родители в период адаптации ребенка к детскому саду?
К сожалению, есть несколько весьма распространенных родительских стратегий, которые на первый взгляд должны были бы облегчить привыкание к саду, а в действительности только провоцируют новые проблемы.
Стратегия первая – идеализация. Отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему райской жизни. Ведь у детей воображение гораздо богаче, чем у взрослых, а потому у них легко возникают идеализированные образы. Когда эти чрезмерно радужные представления малыша сталкиваются с действительностью (даже хорошей действительностью), у ребенка появляется негативная реакция и разочарование в садике (детях, воспитателях и т. д.). Будьте честны с малышом: рассказывайте о том, что в садике ему будет не только весело и интересно, но и что он должен слушаться воспитательницу, соблюдать распорядок дня, быть вежливым и аккуратным... Объясните, что так же, как вы должны ходить на работу и выполнять свои обязанности, он должен ходить в детский сад. Это его «работа»: чем лучше и успешнее он освоит то, чему его учат, тем быстрее станет самостоятельным и взрослым.
Стратегия вторая – «работа есть работа». Нельзя слишком строго подходить к ребенку («Пора – значит пора!», «Надо – значит надо, и нечего плакать, стонать!»). Конечно, детский сад – это его новая и очень ответственная обязанность, но родители должны помнить и понимать, что любой начинающий новое дело (будь то взрослый или ребенок) имеет право как на ошибки, так и на переживания.
Стратегия третья – подкуп. Многие родители стараются или ввести прямую оплату за посещение детского сада, или как-то компенсировать «страдания» ребенка, загладив тем самым свою вину перед ним. Такая тактика, во-первых, ставит посещение садика в зависимость от выплат (отношения между родителями и маленьким ребенком приобретают не совсем здоровый финансовый характер). А во-вторых, родительские, не денежные компенсации страданий способны окончательно загубить иммунитет ребенка, который и так ослаблен в период адаптации (ежедневные аттракционы, кафе-мороженое, театры и развлекательные центры после садика – непомерная нагрузка для маленького организма).
Стратегия четвертая – обсуждение. Не стоит обсуждать при ребенке то, что вам не нравится в детском саду. Подобные разговоры могут незаметно сформировать у ребенка негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам, детям.
Стратегия пятая – «мой бедненький». Это самая страшная из всех ошибочных родительских стратегий. Встречается у родителей, дети которых имеют какие-либо индивидуальные особенности (проблемы зрения, слуха, полнота/худоба, нарушения речи, хронические соматические заболевания). Эти родители, отдавая ребенка в сад, заранее готовятся к тому, что придется спасать свое дитя от насмешек других детей. При этом родители совсем не учитывают реальные проблемы ребенка и забывают, что комплексы у детей появляются только «благодаря» нам, родителям. Хотите, чтобы ваш ребенок не испытывал проблем? Верьте, что так и будет!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Примерные планы занятий в период адаптации детей раннего возраста
В дошкольное учреждение поступают дети разного возраста, поэтому в предложенных для занятий с детьми материалах нет прямых указаний на возраст. Те или иные рекомендации или задания подбираются педагогами самостоятельно в соответствии не только с возрастом ребенка, но и особенностями его развития.
Занятие 1
При поступлении детей из семьи, следует постепенно знакомить их с помещениями группы и их назначением. Можно начать с раздевальной комнаты, так как это первое помещение,
куда приходят дети.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть шкафчики и задает вопросы:
• Как вы думаете, для чего нужны эти шкафчики? (Склады-
ватъ одежду.)
• А почему шкафчиков много? (Потому что детей много.)
• Как же узнать, где чей шкафчик? (Если дети не догадываются, воспитатель обращает их внимание на то, что на каждом шкафчике есть картинка.)
После чего воспитатель предлагает:
— Сейчас выберите себе шкафчик и постарайтесь запомнить, какая картинка на нем изображена. Это будет ваш шкафчик, в него вы будете складывать свою одежду. Сейчас ее мало, а вот когда будет холодно, одежды будет много, поэтому надо ее аккуратно складывать, чтобы она поместилась в шкафчик, не мялась, чтобы ее удобно было потом надевать.
Занятие 2
Знакомя детей с группой, воспитатель рассматривает с ними предметы, которые находятся в группе, и задает вопросы:
- Что вы видите в нашей группе?
- Зачем нам нужны столы и стулья? (Чтобы есть, зани-
маться.) - Почему столов и стульев так много? (Потому что много
детей.) - Какие игрушки есть у нас в группе?
- Что еще вы видите в группе? (Различные комнатные рас-
тения.)
Затем воспитатель говорит:
— Комнатные растения очень украшают группу, но, чтобы они были такими красивыми, за ними надо ухаживать. Мы с Надеждой Валентиновной (другим воспитателем) научим вас этому.
Занятие 3
Воспитатель продолжает знакомить детей с помещениями группы:
— Самая большая комната называется групповая. Посмотрите, как много всего в ней находится. Что вы видите? (Игрушки, книги, машины, куклы и т. д.) А чтобы всегда найти нужный предмет, надо запомнить, где он лежит. Куклы сидят в кукольном уголке. Когда вы с ними поиграете, их нужно вернуть туда, откуда вы их взяли.
Воспитатель предлагает детям назвать все, что находится в кукольном уголке. Обращает внимание на то, где все предметы располагаются, напоминает, что после игры все нужно поставить на место. Далее он подводит детей к книжному уголку и спрашивает, что там находится. Предлагает детям почитать какую-нибудь книгу. После чтения поручает кому-либо из них отнести книгу в книжный уголок. Обращает внимание остальных на то, что их товарищ правильно положил книгу, потому что запомнил, где она лежала. В конце осмотра воспитатель напоминает, что все предметы в группе должны находиться на своих местах, тогда их легко можно найти и в группе будет порядок Занятие 4
Воспитатель продолжает знакомить детей с помещениями
группы:
— Ребята, у нас в группе много разных предметов. Найдите, пожалуйста, предметы, которые нужны, когда мы едим, рисуем, лепим. (Столы, стулья.)
Воспитатель предлагает пройти в спальную комнату и назвать то, на чем дети спят. (Кровати.) Затем проходит с детьми в раздевалку и предлагает назвать предметы, которые там есть. (Шкафчики, скамеечки или банкетки.) Вот как много предметов нам нужно для жизни в группе.
Занятие 4
Воспитатель знакомит детей друг с другом, предлагает им назвать свои имя и фамилию, сказать друг другу, как зовут их пап и мам. Поправляет детей, если они на вопрос «Как тебя зовут?» называют не только имя, но и фамилию.
Во время таких бесед-разговоров воспитатель следит за тем, чтобы дети различали такие понятия, как «имя» и «фамилия», не объединяли их. На вопрос «Как тебя зовут?» ребенок должен назвать только свое имя, а не отвечать: «Саша Иванов».
Отвечая на вопрос «Как зовут маму?», ребенок может ответить: «Мама Таня».
Занятие 5
Воспитатель говорит детям, что они умеют дружно играть, помогают друг другу. Предлагает послушать стихотворение М. Ивенсен о таких же дружных детях.
Кто поможет?
Кто упал? Таня.
Кто не плачет? Таня.
Что за умница у нас
Маленькая Таня!
Кто упал? Витя.
Кто заплакал? Витя.
Кто поможет Вите встать?
Оленька и Митя,
Коля и Нина,
Толя и Зина.
Все помогут?
Да!
После чтения стихотворения можно побеседовать с детьми:
- Можно ли сказать о детях из стихотворения, что они друж-
ные? Почему? - Кто запомнил имена детей? А кого так же зовут в нашей
группе?
- А наши ребята дружные? Они помогают друг другу?
Беседа о культурно- гигиенических навыках
Перед завтраком и обедом воспитатель вместе с детьми рассматривает умывальную комнату, предлагая детям назвать все, что там находится, рассказать, как они моют руки, для чего нужны мыло и полотенце, как они узнают свое полотенце.
Примерные планы занятий
Прочитать русскую народную потешку:
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы щечки краснели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Воспитатель напоминает детям, что, перед тем как умыться, надо закатать рукава, чтобы они не намочились. Вытираться полотенцем насухо.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ
Давайте познакомимся
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлечет малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности при его пересылке на дальние расстояния), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может назвать по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно дети с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передать игрушку (самую красивую) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть много.
Лови-лови
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 50-75 см с прикрепленной к ней лентой и легким мячиком на конце (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (пусть вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Ловить мяч могут несколько участников одновременно.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянное одергивание.
Кто в домике живет?
Воспитатель рассказывает детям сказку «Теремок», а после этого предлагает им поиграть в игру.
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. Вот здесь будет домик. Пойдет Даша, постучится, как мышка стучалась в теремок, и спросит: «Кто-кто в домике живет?» (Предлагает Даше повторить.) Никто ей не ответил, и стала Даша жить в домике. Идет Женя, постучала в домик.
Женя. Кто-кто в домике живет?
Даша. Я — Даша, а ты кто?
Женя. А я — Женя, пусти меня в дом, будем вместе жить.
Воспитатель. Впустила Даша Женю в дом, и стали они вместе жить. Тут идет Сережа, постучал в домик.
Сережа. Кто-кто в домике живет?
Даша. Я — Даша.
Женя. Я — Женя, а ты кто?
Сережа. Я — Сережа, пустите меня в дом, будем вместе жить.
И так дальше приходят дети и называют свои имена. Игра проводится и на прогулке, и в группе до тех пор, пока все дети не запомнят имена друг друга.
Расскажи стихи руками
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (всем телом), великое множество. Эта игра помогает детям раскрепоститься, почувствовать уверенность, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем («Человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!»).
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом он читает стихотворение еще раз и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Прочитав следующие стихотворения один раз, можно предложить изобразить их самим детям, что вызывает бурю восторга и море фантазии.
Воспитателям в эту игру играть обязательно вместе с детьми!
Также можно использовать игры «Раздувайся, пузырь!», « Чей голосок? ».
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСВОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕБЕНКОМ И ЕГО ЗНАКОМСТВО С ПЕРСОНАЛОМ ДЕТСКОГО САДА И СВЕРСТНИКАМИ
Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.
Найди игрушку
Ведущий (сначала воспитатель, потом один из детей) прячет небольшую игрушку, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевальной комнате». Затем — сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Олиной кровати». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собралась на прогулку, спала и
т. д.).
Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.
Освоившись в помещении группы, можно переходить к экскурсии по детскому саду и знакомству с его работниками. Целесообразно организовать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д., попутно знакомясь с людьми, работающими там.
Чьи вещи?
Детям необходимо запомнить имена работников детского сада. Для этого надо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что в группу приходили разные люди и все они забыли какую-то вещь. Он просит ребят помочь разобраться — сам он не помнит, кому что принадлежит.
Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Тамара Михайловна, наша медсестра».
Когда все вещи будут опознаны, можно их раздать детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее хозяина), которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка — постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.
Как пройти?
Это игра проводится, чтобы помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение.
Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество, это зависит от количества специальных помещений (например, кабинет логопеда, музыкальный зал, изостудия, кабинет психолога и т. д.) и, конечно, от вашей фантазии. Мы приводим примерную схему игры.
Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Ему надо пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Сначала дети должны описать путь до кабинета. (Выйти из группы, спуститься на первый этаж, свернуть на право, пройти по коридору, первая дверь налево – медицинский кабинет.) Возможно, они не сразу усвоят понятия «направо» - «налево», хотя безусловно, этому надо учить. В таком случае можно ориентироваться на какие-то предметные признаки: увидев нарисованного волка свернуть, на двери медкабинета красный крест и пр. После этого двум-трем детям предлагается проводить Степашку к врачу (естественно, медработники предупреждены о предстоящем визите). Вылеченный Степашка (как доказательство- забинтованные уши) благодарит за помощь и передает от врача пожелание не болеть и подарки - вита
Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы, взять интересную книжку у методиста и т.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ
С ОКРУЖАЮЩИМИ ВЕЩАМИ,
ИХ СВОЙСТВАМИ, НАЗНАЧЕНИЕМ
Путешествие в «страну вещей»
Дидактические задачи: обратить внимание детей на то, что вокруг них много разных предметов; проверить, знают ли дети их точное название, назначение; учить детей правильно пользоваться вещами в повседневной жизни и при разных обстоятельствах; вызвать интерес детей к обычному через необычное - путешествие в «страну вещей».
Игровая задача: путешествие по комнате в «страну вещей».
Игровые действия: осмотр мебели, называние, сравнение одних видов мебели с другими; выявление частей и особенностей каждого вида мебели; правильные практические действия.
Правила игры: выполнять организующие поведение и познавательную деятельность указания старшего путешественника; показывать и называть вещь так, чтобы всем было видно и слышно; рассказывать об ее особенностях и правилах обращения с ней; помогать друг другу при затруднениях.
Оборудование: обычная мебель в групповой комнате.
Ход игры
Воспитатель. Писатель Самуил Яковлевич Маршак
однажды сказал: «В каждой комнате так много разных ве-
щей, что ее можно назвать «страной вещей». Поиграем так:
мы - путешественники, идем в «страну вещей». Посмот-
рим, какая мебель есть в нашей комнате. Как она называется,
для чего предназначена. Узнаем, чем отличается один вид
мебели от другого. Начнем путешествие отсюда (от двери), как будто мы входим в «страну вещей».
Вступление должно быть очень коротким, но вызывающим интерес у детей, эмоциональный настрой.
Путешественники, готовьтесь! Пошли! Что это? Почему в «стране вещей» маленькие стульчики? Кто здесь живет?
Дети. В «стране вещей» живут маленькие дети.
Воспитатель. Путешественники, как вы узнали, что это стульчики? Пусть каждый из вас возьмет и рассмотрит стульчик. Что у него есть?
Дети (рассматривают стульчики и отмечают их основные части). Четыре ножки, спинка, сиденье.
Воспитатель. Путешественники правильно ответили. А как вы думаете: стульчики умеют говорить, радоваться или жаловаться? Как? Сейчас узнаем! Каждый возьмет стульчик, перенесет в ту часть комнаты (указывает) и сядет на него.
Дети переносят стульчики по-разному: одни аккуратно придерживают его спинку, другие тянут за собой, двигая ножки стула по полу; одни сидят развалившись, небрежно, другие — прямо, заинтересованно ожидая, что будет дальше.
Вот стульчики и рассказали сами о себе и о вас. Одни порадовались тому, что многие дети правильно, бережно и даже красиво перенесли их и поставили тихо, без стука. А другие пожаловались на то, что их несли небрежно, поставили с грохотом, сели на них некрасиво и сразу начали качаться. Не будем больше огорчать стульчики и научимся правильно ими пользоваться. Посмотрите, как нужно бережно и красиво пользоваться стульчиком.
Педагог «старший путешественник»— показывает
правильные приемы.
Теперь покажем стульчикам, что мы все научились правильно пользоваться ими. Не мешая друг другу, не толкаясь, отнесите стульчики к столам, поставьте их красиво, сядьте.
В дальнейшем путешественники рассматривают столы, отмечают их особенности: четыре ножки, крышка, ее поверхность.Посмотрите на столы. Для чего они нужны? Какой формы крышка стола? Как они выглядят? О чем могли бы рассказать столы? Чему порадоваться? На что пожаловаться?
Столы заранее нужно расставить неудобно, беспорядочно расположить на них игрушки, карандаши и др.
Как правильно должны стоять столы?
Дети. Так, чтобы к каждому можно было подойти. Чтобы крышка стола не была занята. Чтобы был порядок.
Воспитатель. Попробуем навести порядок. Подумайте, как это можно сделать. Посоветуйтесь друг с другом, кто с кем будет переставлять столы и как, чтобы они были рады и не жаловались на путешественников.
Второе путешествие в «страну вещей»
Дидактические задачи: обратить внимание на то, что в комнате есть не только функционально необходимые вещи, но и те, что не имеют практической пользы, а только радуют глаз; вызвать чувство удовольствия от красоты вещей; учить детей видеть красоту и уметь пользоваться красивыми вещами.
Игровая задача: отметить, какие красивые вещи есть в «стране вещей» (в комнате).
Игровые действия: собрать вещи и расположить их на столе; произвести с ними разнообразные действия: переставить, перенести, пронести на указанное расстояние, составить композицию из разных вещей.
Правила игры: подбирать красивые вещи, сотрудничая друг с другом; осторожно и целесообразно пользоваться этими вещами.
Оборудование: небольшие вазочки с цветами, стаканчики для карандашей, кисточек, подносики, чашечки, фарфоровые фигурки, декоративные шкатулочки, коробочки, цветные флажки, народные игрушки и др.
Ход игры
Воспитатель. Путешественники в «страну вещей» узнали, какие вещи, необходимые человеку, есть в комнате. (Мебель.) А есть еще вещи украшающие, доставляющие радость. Поищем их. Вот красивая вазочка с цветами. А еще что? Будем находить красивые вещи и собирать их на столе. Обращайтесь с вещами осторожно!
Ксюша, поставь вазочку на стол, а мы посмотрим, какая она красивая и как ты осторожно ее переставила. Обратите внимание, в чем ее красота. (Цвет, форма, прозрачность стекла.)
Вещи рассказывают сами о себе, о том, как нужно с ними обращаться.
Каждый из вас найдет красивую вещь. Соберем их на столе. Путешественники, идите искать вещи, но помните, что с ними нужно обращаться осторожно. Принесите и постарайтесь красиво поставить или положить их на стол.
Дети постепенно собирают все вещи и любуются ими.
Возможны композиции из трех предметов: на желтом коврике (фланель) синяя вазочка (флакон), красная коробочка; на зеленом коврике желтый стаканчик с карандашами, синяя чашечка; на голубом листе бумаги цветные тарелочки и т. д. Умение видеть красоту вещи или составить композицию вызывает чувство радости. Одновременно дети упражняются в координации, красоте движений.
Нужно предоставлять им возможность самоорганизации, осторожно направляя их. Подобные игры учат детей видеть вещи и пользоваться ими бережно и аккуратно.
Приложение 1
Сведения о ребенке
- Имя и фамилия ребенка.
- Как вы называете ребенка дома?
- Во что ребенок любит играть дома?
- Любимые игрушки вашего ребенка.
- Охотно ли ваш ребенок играет с другими детьми?
- Как вы отмечаете семейные праздники, какое участие в
них принимает ребенок? - Любит ли ребенок помогать вам? Что вы можете ему дове-
рить? - Есть ли у вашего ребенка способности, в чем это проявля-
ется? - Что преобладает в вашем ребенке: жизнерадостность, оп-
тимизм, согласие с окружающими, уверенность в себе или
плаксивость, раздражительность. - Как он относится к еде? Его любимая пища.
Анкета для родителей
- Состав семьи
- Ф. и. о. матери, место работы, телефон.
- Ф. и. о. отца, место работы, телефон.
- Ф. и. о. ребенка, дата рождения.
- Ознакомлены ли вы с условиями воспитания в детском
учреждении:
а) где;
б) когда;
в) кто ознакомил;
г) в какой форме.
6. Знаете ли вы, как проходит адаптация детей к детскому
учреждению?
- Из каких источников и когда вы об этом узнали?
- Готовили ли ребенка к поступлению в детский сад? В ка-
кой форме? - Кто в основном занимался воспитанием ребенка?
- Посещал ли ребенок раньше детский сад?
- По какой причине вы отдаете ребенка в дошкольное уч-
реждение? - Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?
- Есть ли у ребенка привычки? Какие?
- Охотно ли вступает в общение?
Памятка для родителей
Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую ат-
мосферу. - Установите четкие требования к ребенку и будьте после-
довательны в их предъявлении. - Будьте терпеливы
- Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и лич-
ной гигиены. - Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг обще-
ния с взрослыми. - Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внима-
тельно. - Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «па-
раллельный разговор» (комментируйте его действия). - Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в раз-
говоре называйте как можно больше предметов. Давайте
простые и понятные объяснения. - Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
- Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у
него были новые впечатления. - Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятель-
ностью: играйте, лепите, рисуйте... - Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу
Радуйтесь вашему ребенку!!!
Практикум-семинар
Планирование работы по адаптации детей к ДОУ
Месяц проведения | Темы занятий | Формы и методы проведения | Цель занятия |
Сентябрь | 1. Особенности адаптации детей к условиям ДОУ | Мини-лекция, дискуссия в микрогруппах | Познакомить воспитателей с процессом адаптации |
2. Организация игровой деятельности детей в процессе их адаптации к ДОУ | Практическое занятие | Создать условия для овладения каждым участником нововведений по проблеме. Развитие учебно-материальной базы для реализации нововведений | |
Октябрь | 1. Опыт работы ДОУ по проблеме адаптации детей | Проблемная ситуация | Провести анализ обобщенного опыта по проблеме адаптации детей к ДОУ |
2. Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ | Групповые и индивидуальные консультации | Работа с родителями, организация родительских комитетов; проведение родительских собраний на тему: «Как помочь ребенку в период адаптации?», «Роль семьи в период адаптации детей к ДОУ» |
В сентябре и октябре проводят 4 занятия.
Первое занятие (сентябрь)
Мини-лекция с проведением дискуссий в микрогруппах.
Тема. «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ».
Цель — ознакомить воспитателей (особенно молодых специалистов) с процессом адаптации.
Предварительная работа. Анкетирование педагогов, изучение вопроса, а также изучение литературы по этой проблеме.
Содержание. История вопроса. Обзор литературы по проблеме. Определение понятия «адаптация».
Методы. Теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.
Второе занятие (сентябрь)
Практическое занятие.
Тема. «Организация игровой деятельности детей в процессе их адаптации к ДОУ».
Цели — создать условия для овладения каждым участником нововведений по проблеме, развить учебно-материальную базу для реализации нововведений.
Предварительная работа. Изучение обобщенного опыта воспитателей по организации игровой деятельности детей в процессе их адаптации к ДОУ. Подготовка методических рекомендаций для воспитателей по проблеме. Оформление достигнутых результатов.
Содержание. Определение участниками целей будущих проектов в рамках единого тематического пространства «Игровая деятельность детей в период адаптации». Разработка содержания проектов, прогнозирование результатов, заполнение информационной карты.
Методы. Анализ опыта разработки и реализации проекта в целостном педагогическом процессе ДОУ.
Третье занятие (октябрь)
Проблемный семинар. Анализ открытых занятий и видеоматериала.
Тема. «Опыт работы дошкольных учреждений по проблеме адаптации детей к ДОУ».
Цель — провести анализ обобщенного опыта по проблеме адаптации детей к ДОУ.
Предварительная работа. Определение спектра вопросов семинара. Изучение обобщенного опыта по проблеме: адаптация детей к условиям детского сада. Определение вопросов к анализу проблемы.
Содержание. Обзор практики по проблеме семинара других ДОУ. Составление вопросника для анализа проблемы. Анализ проблемы, представленной другими ДОУ. Просмотр видеоматериалов.
Методы. Анализ опыта, разработка и реализация методической работы в педагогическом процессе ДОУ по проблеме.
Четвертое занятие (октябрь)
Групповые и индивидуальные консультации. Тема. «Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ».
Цель — работа с родителями, организация родительских комитетов, повышение ответственности родителей за обучение и воспитание детей.
Предварительная работа. Подготовка методических рекомендаций для родителей. Анкетирование родителей.
Содержание. Родительское собрание. Обзор литературы по проблеме. Обсуждение вопроса. Подведение итогов.
Методы. Беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение. Опишем теперь ход и содержание мини-лекций, сопровождающих данные занятия, так как именно их задача — активизировать познавательный и педагогический потенциал коллектива, способствовать самостоятельному поиску наиболее эффективных технологий повышения адаптированности детей.
Мини-лекция № 1 для родителей на тему:
«Особенности адаптации детей к условиям ДОУ
План
- Понятие адаптации.
- Особенности адаптации.
- Периоды адаптации.
- Факторы, влияющие на период адаптации.
Адаптация — это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном).
Особо выделился за последнее время аспект адаптации человека в быстро меняющихся или экстремальных условиях среды. Для этого имелись объективные предпосылки. В век компьютеризации в жизни людей происходят значительные социальные изменения, которые обусловлены бурным ростом информации, активной миграцией населения, урбанизацией, внедрением техники во все сферы труда и быта и т. д. Наряду с положительными проявлениями они имеют и отрицательные: повышение требований к эмоциям, умственной деятельности, ограничение физической активности человека и т. д.
Неадекватные условия жизни стимулируют в организме человека качественно новое состояние — состояние социальной адаптации.
Под «социальной адаптацией» мы пониманием способность человека заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные общественные требования, например при вхождении в новую микросоциальную группу.
Развитие личности как социального ядра индивидуальности ребенка зависит от богатства и разнообразия его социальных связей. Всесторонне развитый ребенок сможет адекватно перестроиться при возникновении новых условий и связей в рамках конкретных возможностей его уровня развития (возрастных особенностей).
Первые социальные формы поведения ребенок приобретает под непосредственным влиянием окружающей микросоциальной среды, главным образом семейной, во взаимоотношениях со взрослыми, организующими всю его жизнь. В первую очередь у него закрепляются простые стереотипы, а затем реакции на часто используемые предметы и знакомых людей.
Однако следует учитывать, что среда детских учреждений имеет свою специфику. Особенностями ДОУ является одновременное длительное пребывание вместе довольно значительного числа детей, а также определенные стандарты в подходах к детям. Для того чтобы предотвратить нежелательное поведение, нарушения в состоянии здоровья и всестороннего развития ребенка, надо проявлять постоянную заботу о совершенствовании работы в детских дошкольных учреждениях, использовать и научный подход к организации жизни и воспитания детей.
Особенного внимания требуют дети раннего возраста, анатомо-физиологические особенности организма которых определяют указанные выше неблагоприятные проявления. Уделяя внимание детям раннего возраста, необходимо четко дифференцировать специфические особенности возраста:
• морфологическую и функциональную незавершенность всех систем организма и чрезвычайно быстрый темп их последующего созревания и развития. Это определяет высокую ранимость детского организма в первые три года жизни, но, с другой стороны, обеспечивает хорошие резервы компенсации;
- взаимозависимость физического и нервно-психического
развития и состояния здоровья; - роль взрослого в первые годы жизни ребенка.
Ребенок не имеет врожденных форм поведения и, развиваясь в социальной среде, осмысливает и трансформирует в своей деятельности — через взрослого — три основные ее компонента, так называемое очеловеченное пространство (вещи, предметы и способы пользования ими), очеловеченное время (режим, временной распорядок суток) и человеческие формы общения. Следовательно, с самого рождения ребенка его активность регулируется внутри системы взаимосвязи взрослый — ребенок, с доминирующей ролью взрослого в первые три года жизни. Эти особенности возраста определяют весь комплекс медико-педагогических воздействий, на них основана и вся педагогика раннего возраста.
Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей, которые, однако, не должны иметь характера семейных.
Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно, является для него трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приеме в ДОУ в первые три года жизни он впервые сталкивается с необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи. Изменения окружающей среды выражаются во встрече с незнакомыми
взрослыми и сверстниками, а также в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания с детсадовскими.
Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, у него нарушаются аппетит и другие поведенческие реакции.
Исследования, посвященные социально-гигиеническим аспектам, показали, что для детей дошкольного возраста существует ряд значимых для периода адаптации параметров: заболеваемость, вес, поведение и нервно-психическое развитие, речевая активность. Все эмоциональные реакции ребенка содержат соответствующие вегетативные компоненты: учащаются или, наоборот, становятся более редкими пульс и дыхание, краснеет или бледнеет кожа.
Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Эмоциональное состояние основано на изменениях в окружающем ребенка мире и зависит от уровня развития ребенка и его воспитания. Изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность.
Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, вызывают отрицательные эмоции. Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Успех адаптационного процесса зависит прежде всего именно от состояния эмоциональной сферы.
Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации — поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменения реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.
Всякое изменение внешней среды ведет к напряженной адаптации. Говоря о разных проявлениях напряжения, следует учитывать ее тяжесть. Адаптацию различают по тяжести течения: легкую, средней тяжести, тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ. Похудения либо вообще не наблюдается, либо оно очень незначительно. В данном случае напряженная адаптация является закономерной, как и при всяком существенном изменении микросоциальной среды, во время которого организм ребенка справляется с возникшими трудностями без каких-либо отрицательных последствий.
При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуются в течение полутора месяцев. Если раньше у него отмечалось похудение, то за это время восстанавливается первоначальный вес. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7-10 дней, т. е. это заболевание нетяжелое, протекающее без осложнений. Если ребенок на протяжении первого месяца 10 дней отсутствует в группе по болезни, то, естественно, его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца. Заболевание, возникающее как проявление патологической адаптации, свидетельствует в данном случае о превышении возможностей организма ребенка к микросоциальной адаптации в результате выраженного психического стресса. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции все же нормализуются только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.
Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив — стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями, время восстановления первоначального веса задержано. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическим состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.
Вопросы для обсуждения
- Сформулируйте значение социальной адаптации.
- Каковы особенности процесса адаптации?
- Назовите факторы, влияющие на особенности течения адап-
тации. - Какие формы адаптации вы знаете? Дайте их характерис-
тику.
Мини-лекция №2
Организация игровой деятельности детей
в процессе адаптации к ДОУ
План
- Особенности детских игр.
- Игра — ведущий вид деятельности дошкольника.
- Организация игр-занятий детей в период их адаптации к
ДОУ. - Игрушки и их расположение в групповой комнате в пери
од адаптации детей к ДОУ.
В период бодрствования поведение ребенка характеризуется интенсивностью и уровнем его деятельности. Поэтому наряду с изменениями эмоционального состояния, сна и аппетита очень важно учитывать как индикаторы процесса адаптации и изменения активности ребенка в его игре и взаимоотношениях с другими людьми.
Игра — основная и специфическая форма детской активности, проявляющейся в потребности собирать сведения о природе и объектах окружающей среды, подражать взрослым и действовать активно и творчески. Именно в игре реализуются взаимоотношения ребенка со средой, эта форма деятельности облегчает ребенку вхождение в социальную среду, при этом в игре перед ним не ставятся требования, которые не могут быть выполнены, однако от ребенка требуется определенное напряжение, связанное с оживлением и радостью, что положительно влияет на его здоровье.
Игра как форма организации жизни и деятельности является условием и критерием быстроты и степени приспособления ребенка к новому окружению.
Процесс введения ребенка в систему общественного воспитания весьма сложен. Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его интересы, наклонности и, не усугубляя его состояния, своевременно удовлетворить эти нужды, чтобы снять эмоциональное напряжение, организовать деятельность, способствующую формированию потребностей более высокого уровня; организовать режимные процессы ребенка и согласовать методику их проведения с семьей.
Воспитательная работа с детьми в адаптационный период должна проводиться дифференцированно, в соответствии с содержанием потребностей ребенка в общении с окружающими.
Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот прием увлекает, отвлекает от переживаний.
Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные, привлекая действиями с игрушкой, которая положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает наладить ко
Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем способствует развитию ребенка, а также формированию у него потребностей общения на более высокой ступени.
Дети, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Но им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться с предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность малыша в сотрудничестве со взрослыми вполне удовлетворяется. Поэтому воспитатель должен поддерживать интерес ребенка к окружающему, обращать внимание на сходства и различия предметов и игрушек, формировать умения действовать с ними.
Подбор игрушек и их размещение очень важны для организации ситуативно-действенного общения. Это должны быть игровые уголки с игрушками различной величины, цвета, формы. Рядом следует поставить скамейку или стульчик, чтобы ребенку было удобно.
Целесообразно использовать также настольный и кукольный театры. При этом не рекомендуется частая смена игрушек и пособий, так как это мешает их освоить, утомляет ребенка, вырабатывает у него небрежное к ним отношение.
Игрушки располагаются в групповой комнате соответственно их назначению, например: мишка в коляске, кукла за столом, кукла в кроватке, кубики в машине и т. п., обязательно в разных местах. Такое расположение игрушек подсказывает детям содержание игровых действий и помогает избежать конфликтов.
Для обучения действиям с игрушками воспитатель может использовать показ, совместные действия с ребенком, упражнения в действии, похвалу за совершенное действие.
Следует поощрять объединение детей в небольшие группы, особое внимание уделяя вопросу формирования отношений между ними. Воспитатель должен учить ребенка совместным действиям со сверстниками, разъяснять, что надо уступать игрушку и делиться ею со сверстниками.
По мере формирования устойчивых навыков совместной игры надо обращать внимание детей на правила взаимоотношений («Игрушку отбирать нельзя, надо попросить. Вот так: «Дай, пожалуйста!»). Таким образом дети быстрее учатся коммуникации и от кратковременных игр с партнером переходят к длительному игровому общению в малых группах.
Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и специальные игры-занятия. Они могут быть разнообразными по содержанию и направленными не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и на умение общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Для таких игр-занятий рекомендуется использовать набор сюжетных игрушек: куклы — девочки, мальчики и др.
Используя знакомые куклы, воспитатель в виде инсценировок может показать, как дети обращаются друг к другу с просьбой, с вопросами к воспитателю и т. п. На играх-занятиях можно показать, как пригласить сверстника в игру, предложить поиграть своей игрушкой и т. д.
Полученные на занятиях знания и представления дети переносят в самостоятельную игровую деятельность, воспроизводят увиденное в игре. Поэтому рекомендуется все атрибуты к играм в «больницу», «парикмахерскую», «дом» и т. п. сначала продемонстрировать на играх-занятиях и только затем включать в самостоятельные игры детей. При этом в процессе игр-занятий необходимо не только показывать, как действовать с игрушками, но и демонстрировать правила общения: как обратиться с просьбой, с вопросом, поблагодарить, уступить игрушку и т. п. Тогда конфликтные ситуации в общении детей станут проявляться реже, а взаимоотношения упрочатся.Организуя игры детей, необходимо учить их просить и предлагать свои игрушки, давать друг другу советы, как сделать что-то лучше, помогать друг другу в совместной игре.
Дети должны понять назначение каждого игрового уголка, усвоить смысл и способы действий с атрибутами, научиться обыгрывать их в совместных действиях со сверстниками. Поэтому руководство воспитателя играми и общением детей, недавно поступивших в группу, должно быть постоянным на этом этапе адаптации. Иначе ребенок часто будет вступать в конфликтные ситуации, что затормозит развитие общения и игровых действий, а следовательно, осложнит его адаптацию в коллективе.
Вопросы для обсуждения
- Что такое игра?
- Какие подвижные игры используются воспитателем в ра-
боте с детьми в период адаптации дошкольников к ДОУ? - Расскажите о роли игрушки в воспитании ребенка в пери
од адаптации к ДОУ.
4.Каким образом следует разместить игрушки в игровой комнате и почему?
5. Каковы особенности игр-занятий? На что следует обратить внимание детей воспитателю при проведении этих игр?
Мини-лекция № 3
Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ
План
- Формы работы с родителями.
- Наглядная информация для родителей.
- Знакомство заведующей с родителями.
- Знакомство воспитателей с родителями.
- Посещение семьи.
Формы работы с родителями
Поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Вот почему недопустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам. Необходимо наполнить ее особым содержанием, установить доверительные отношения, выяснить особенности каждой семьи и провести работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к ДОУ.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах — письменной и устной. Преимущества личностно-ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому считаем необходимым специально подчеркнуть преимущества письменной формы.
Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателей и т. д. И в-третьих, необходимо вначале убедить их осмыслить полученные рекомендации и следовать им, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Так, предоставление родителям определенной информации (требования к одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т. п.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные со здоровьем ребенка. Разного рода памятки, рекомендации для родителей, предлагаемые в письменной форме, лишь дополняют устное содержательное общение, а не заменяют его.
Рассмотрим примерный вариант общения сотрудников ДОУ с родителями при поступлении ребенка в детский сад с использованием разных форм организации общения (индивидуальной и фронтальной) и его содержания (в устной и письменной формах).
Наглядная информация
Наглядная информация для родителей может включать:
- визитную карточку учреждения с указанием направле-
ний его деятельности и программы работы, дополнитель-
ных услуг и т. п.; - информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие
награды — как сотрудников учреждения, так и детей, даже
выпускников); - стенд о правах и обязанностях родителей, с выдержками
из нормативно-правовых документов от международного
до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Кон-
ституция Российской Федерации, Закон об образовании и
т. д.); - график работы сотрудников с детьми и родителями (с ука-
занием фамилии, имени, отчества сотрудника, его почет-
ных и ученых званий, наград, сведений об участии в обще-
ственной деятельности района, города и т. п.).
Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика.
Основные заголовки должны быть даны крупно и ярко, чтобы они сразу привлекали внимание. Стенды не должны быть перегружены материалами. При их оформлении не следует злоупотреблять декоративными элементами, изображением матрешек, шариков, игрушек и т. п. Повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать родителей и вызывать недоверие к предлагаемому содержанию. Иллюстративный материал стендов должен быть хорошо виден. Удачно воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий фотомонтаж.
Встреча заведующей с родителями
Подготовку к первой встрече с родителями желательно начать с создания соответствующих условий. Для этого необходимо:
- подготовить гардероб, чтобы родители могли раздеться и
оставить свои вещи; - продумать место для проведения беседы таким образом,
чтобы родители почувствовали расположение руководи
теля к ним, желание разделить их заботы, помочь преодо-
леть трудности.
Руководителю необходимо иметь в своем распоряжении комплект соответствующих теме встречи документов, а также памяток и рекомендаций для родителей с учетом их отношения к процессу адаптации ребенка к ДОУ. Например, для тревожных родителей, которые болезненно реагируют на процедуру предстоящего расставания с ребенком, может быть приготовлена специальная памятка. Ее цель состоит в том, чтобы успокоить их, внушить доверие к детскому саду и предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от
матери к ребенку.
В качестве действенного выхода из этой достаточно сложной ситуации таким родителям могут быть предложены специальные группы адаптации, в которых возможно их присутствие.
Родителям, безразличным к трудностям адаптации, которые предстоит пережить их ребенку, можно рассказать о последствиях эмоционального стресса у детей.
В отдельной памятке желательно деликатно и тактично изложить требования к одежде ребенка. При этом надо объяснить, насколько внешний вид важен при формировании у детей уверенности в себе и своих возможностях. (Неопрятная одежда может вызвать негативное отношение со стороны сверстников.)
Беседу заведующей необходимо построить таким образом, чтобы родители почувствовали, с одной стороны, неподдельный интерес к своему ребенку, желание сделать все возможное для сохранение его здоровья и своевременного развития, а с другой, что успех этой работы целиком зависит от их непосредственного участия в ней. На этапе дошкольного детства роль родителей так велика и значима, что без их участия добиться значительных результатов невозможно.
Особое внимание заведующая должна уделять знакомству родителей с медицинским персоналом и со всеми сотрудниками группы.
Продолжением работы является непосредственное знакомство со всеми сотрудниками детского сада, для чего и проводится экскурсия в группы и другие помещения. Цель — показать родителям, что в ДОУ создана благоприятная среда для здоровья и развития детей.
В результате родители должны получить информацию о том, как решаются в учреждении вопросы охраны жизни и здоровья детей, как организован режим дня и как соблюдаются воздушный, световой, двигательный и питьевой режимы, какие созданы условия для проведения гигиенических процедур.
Во время экскурсии необходимо более подробно остановиться на том, как организована развивающая среда, какие условия созданы для уединения и психологической разгрузки детей.
Особое внимание следует уделить оздоровительным процедурам, которые может предоставить детям данное учреждение.
В конце встречи заведующая предлагает родителям посетить заседание родительского клуба, где они получат информацию о том, как протекал период адаптации у других детей, каким образом действия родителей помогли детям, какие были допущены ошибки и как их можно избежать, какой положительный опыт накоплен в других семьях и т. п.Встреча воспитателей с родителями
Цель встречи — расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке.
В процессе индивидуальной беседы воспитатели проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографию, интересуются его здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания.
Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка, чем он любит заниматься (играть, смотреть телевизор и т. п.), какие особенности его поведения радуют родителей, а какие — огорчают.
Педагоги говорят родителям, что хотят заочно познакомить ребенка с детским садом. Предлагают вместе с ребенком рассмотреть дома заранее подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы (раздевальная и игровая комнаты, спальня, туалет).
Следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.
Потом педагогам необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить его в детский сад.
Посещение семьи
Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители. Воспитатель заранее подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку.
Каждая семья к приходу воспитателя относится по-разному: одни накрывают праздничный стол, другие даже не предлагают раздеться. Но, независимо от этого, воспитателям важно помнить, что и положительные и отрицательные проявления важны для понимания микроклимата, в котором воспитывается ребенок. При этом любой прием не должен повлиять на отношение педагогов к ребенку, семье, а полученная информация должна носить строго конфиденциальный характер.
Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить определенную информацию:
- Состав семьи, профессия и образовательный уровень роди-
телей. - Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотноше-
ний между членами семьи: ровные, дружелюбные, измен-
чивые, противоречивые, своеобразная автономность каж-
дого в семье. - Роль родителей в воспитании ребенка (что родители счи-
тают важным в воспитании, какие качества ставят на пер
вый план). - На что направлены основные заботы родителей: здоровье,
умственное развитие, нравственное воспитание, подготов-
ка к школе и т. п. - Как родители понимают роль дошкольного детства в фор-
мировании личности ребенка. - Уровень психолого-педагогических знаний и практических
умений: наличие определенных знаний и готовность их
выполнять; ограниченность знаний и желание их попол-
нить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться
над проблемами воспитания. - Система воспитательных воздействий на ребенка: участие
всех взрослых в воспитании, согласованность их действий
или непоследовательность, наличие конфликтов на почве
воспитания, выполнение воспитательных функций преиму-
щественно одним человеком; отсутствие воспитания. - Организация совместных форм деятельности в семье:
вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы; рас-
пределение обязанностей среди взрослых, периодическое
возложение каких-то из них на ребенка; разногласия взрос-
лых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция
дошкольника от домашних событий.
• Создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголки, наличие пособий, игр и др.
Вся полученная информация (медицинская карта, результаты анкетирования родителей, результаты наблюдений за поведением ребенка в домашних условиях и др.) тщательно анализируется медицинским работником, воспитателями под руководством методиста детского сада. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.
Особого внимания потребуют:
• дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровожда-
ющееся существенным ослаблением психосоматическо-
го здоровья и наличием нарушений в сфере межличност-
ных отношений;
• дети с асоциальным поведением (грубые, агрессивные);
• дети, имеющие различного рода неблагополучия личного
плана: повышенную тревожность, депрессивность, занижен-
ную самооценку;
• застенчивые дети.
Вместе с тем родители именно проблемных детей, как правило, не проявляют активности и заинтересованности во взаимодействии с воспитателями и медицинским работником. Они озабочены лишь одним желанием — как можно скорее избавиться от «трудного» ребенка.
Поэтому заведующая, медицинский работник и воспитатели должны заранее быть готовы к этому и работу с таким контингентом детей и родителей следует планировать и проводить как обязательные мероприятия в течение одной-двух недель в индивидуальной и групповой формах.
Вопросы для обсуждения
1. В каких формах целесообразно проводить работу с родителями? В чем заключается преимущество письменной формы работы с родителями?
- Что включает в себя наглядная информация для родите-
лей? - Что необходимо учесть заведующей при первой встрече с
родителями? На что она должна обратить внимание роди-
телей при первой беседе? - Какова цель экскурсии по детскому саду?
- Цель встречи воспитателей с родителями и ее особенности.
- С целью получения какой информации происходит посе-
щение семьи педагогом?
Лист адаптации
По предложенным критериям оцените данный уровень от 1 до 5 баллов.
Фамилия, имя ребенка
Возраст Дата обследования « » года
1. Эмоциональный настрой ребенка во время прихода в детский сад.
-5 -4 -3 -2 -1 о 2 3 4 5
негативное настроение позитивное настроение
2. Отношение к расставанию с родителями
-5 -4 -3 -2 -1 о 2 3 4 5
Возбужденное спокойное
3. Изменение показателей физического развития ребенка.
- Снижение веса
больше 3 мес. 2 мес. меньше мес.
длительное функциональное незначительное
- Вегетативные реакции (потливость, дрожание рук и т. д.)
больше 3 мес. 2 мес. меньше мес.
длительное функциональное незначительное
- Двигательная расторможенность
больше 3 мес. 2 мес. меньше мес.
длительное функциональное незначительное
*Общая сумма баллов: от 0 до 17 — тяжелая адаптация, от 13 до 34 — адаптация средней тяжести, от 35 до 52 — легкая.
Изменения со стороны желудочно-кишечного тракта
больше 3 мес. 2 мес. меньше мес.
Длительные функциональные незначительные
- Адаптация к режимному моменту.
- Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.
-5 -4 -3 -2 -1 о 2 3 4 5
не сформированные сформированные
- Отношение к приему пищи.
-5 -4 -3 -2 -1 о 2 3 4 5
отказывается от приема пищи ест с аппетитом
3) Отношение ко сну
-5 -4 -3 -2 -1 о 2 3 4 5
сон неспокойный сон спокойный
- Отношение к игре с взрослыми и сверстниками.
-5 -4 -3 -2 -1 о 2 3 4 5
не играет играет
5. Взаимодействие с коллективом сверстников
-5 -4 -3 -2 -1 о 2 3 4 5
Изолирован ребенок- «звезда»
6. Отношение Ребенка к уходу из детского сада.
-5 -4 -3 -2 -1 о 2 3 4 5
возбужденное спокойное
Вопросник для родителей
ф. и. о.
Дата заполнения «------» ---------------20------года
Уважаемые родители!
Появились ли у ребенка в период адаптации к детскому саду следующие признаки и наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответ «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов).
№ | Признаки | Баллы |
1 | Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается. | |
2 | С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий. | |
3 | Легко отвлекается на посторонние стимулы. | |
4 | С трудом ожидает очереди для вступления в игру. | |
5 | Отвечает на вопросы не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен. | |
6 | С трудом исполняет инструкции других. | |
7 | С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях. | |
8 | Часто переключается с одного незаконченного дела на другое. | |
9 | Во время игр беспокоен. | |
10 | Часто чрезмерно разговорчив. | |
11 | В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью». | |
12 | Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей. |
№ | Признаки | Баллы |
13 | Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома (игрушки, карандаши, книги и др.). | |
14 | Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»). | |
Общее число баллов: |
Литература
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим
и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2003. - Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Про-
свещение, 1983. - Воспитание детей раннего возраста в детских учреждени-
ях/ Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. М., 1955. - Гуров В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей. М., 2003.
- Дурова Н.В. Очень важный разговор. М.: Мозаика-Синтез,
2000. - Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие
дошкольников. М.: Просвещение, 1969. - Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинско-
го. М., 1994. - Ильенко Л. П. Теория и практика управления методической
работой в ДОУ. М., 2003. - Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: за-
нятия, игры, упражнения. 2 изд. СПб.: Речь, 2002 - Люблинская А. Л. Воспитателю о развитии ребенка;' 2 изд.
М.: Просвещение, 1972. - Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: Просвещение, 1969.
- Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1990. - Программа воспитания и обучения в детском саду / Под
ред. М. А. Васильевой. М., 1985. - Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М.:
Просвещение, 1982. - Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /
Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмид-Кольмер, А. Ата-
насовой-Вуковой. М.: Медицина, 1980. - Типовая программа воспитания и обучения в детском саду -
/ Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Подьяковой. М., 1984. - Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Воспитателю о ре-
бенке дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1987. - Третьякова П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное
учреждение: управление по результатам. М., 2003. - Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного
процесса в ДОУ. М., 2003.
107
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.
Здоровый стиль жизни дошкольника...
Система работы по адаптации детей дошкольного возраста к специализированному детскому саду
Создание благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей дошкольного возраста к специализированному дошкольному учреждению. Цель работы заключается в значительном сокращении с...
Адаптация детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
В презентации рассматриваются определения, факторы оказывающие влияние на ребенка в период адаптации, основные направления работы для улучшения процесса адаптации детей дошкольного возраста....
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.
Проблемы здоровья детей...
Адаптация детей дошкольного возраста от 1.5 до 2 лет в детском саду. Советы родителям.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями....
"Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения"
В статье речь идет о проблемах адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения. Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не явл...
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена проблеме адаптации детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содерж...