Статья "Мнемотехнические методы и приемы"
статья

Полищук Наталия Юрьевна

Статья содержит подробное описание ряда мнемотехнических методов и приемов, которые помогают запоминать различную информацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnicheskie_metody_i_priemy.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехнические методы и приемы

Осмысленное запоминание основано на логических связях между отдельными частями воспринимаемого материала. Оно продуктивнее механического, так как требует меньше усилий, а даёт более эффективный результат. Взаимосвязь между образами может происходить от разных причин. Взаимосвязь может происходить из-за того, что один из образов постоянно ассоциируется с другим. Например, аромат розы может ассоциироваться с ее внешним видом.

Ассоциация - это закономерно образующаяся связь между отдельными событиями, предметами, или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. Существование ассоциаций связано с тем, что вещи и действия действительно запечатлеваются и воспроизводятся не по отдельности, а в взаимосвязи друг с другом. Воспроизведение одних тянет за собой воспроизведение других. На этом основан метод ассоциаций. (Матюгин И.Ю.)

Существуют разные виды ассоциаций. По сходству: Образы восприятия вызывают представления, сходные с ними по какому-либо признаку: по цвету, по названию, по первой букве, по запаху, по свойствам. По контрасту: образы восприятия вызывают представления, контрастирующие с ними. ( Представив океан, мы можем тем самым вызвать образ ручейка ). В настоящее время ассоциации рассматривают как один из феноменов памяти. Для освоения метода ассоциаций существует несколько приемов. (В Козаренко)

Прием «Цепочка ассоциаций». Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда образовалась связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания и внимание переносится на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда  


цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Если ассоциация горизонтальная — первый образ надо размещать слева. Если ассоциация вертикальная — первый образ размещается внизу. При припоминании образы возникают в том же порядке.(Сафронова Е.Д., Карцева Е. Г.)

Прием Матрешка. Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа надо перевести свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличиваем второй образ и создаем ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа. Припоминание осуществляется аналогично. Представляем первый образ и ждем, когда из памяти возникнет второй. Переключаем внимание на второй, увеличив его, и ждем появления третьего и т. д. (Матюгин И.Ю.)

Метод Фонетических ассоциаций связан со сходством в звучании разных по смыслу слов, метод очень эффективен при запоминании иностранных слов. Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: фактор — образ «Трактор»; ками (япон. «волосы») — «Камин»; куби (япон. «шея») — «Кубик»; штат Аляска — «Коляска»; деверь (родственник) — «Дверь».Для запоминания значения можно придумать картинку (деверь прошел в дверь, шея японца было по форме похожа на кубик…) (Матюгин И.Ю.)

Использование метода Фонетических ассоциаций подходит для запоминания городов и их атрибутики, при изучении русского языка, математики и других предметов. Есть много слов, которые трудно


запоминаются с первого раза. Например: подлежащее, сказуемое, суффикс, корень, периметр. Если для этих слов подобрать фонетически созвучны слова: подлежащее подметать, сказуемое присуждать, суффикс сухой фикус, периметр перемерить метром, то существенно увеличивается эффективность запоминания Часто для запоминания сложного слова нужно подобрать не одно, а два или даже три созвучных слова. Тогда сложное слово надо разбить на несколько частей (Матюгин И.Ю.)

Топологический метод запоминания описан в литературе под разными названиями: метод Цицерона, метод Симонида, метод римской комнаты, метод интерьера. Суть метода в том, что запоминаемым объектам присваиваются отдельные места в хорошо известной комнате. Для этого необходимо мысленно представить себе комнату, с находящимися в ней объектами. Вспомнить данные объекты в прямой последовательности и в обратной. И при предъявлении материала запоминания каждую единицу запоминания (слово, число и т.п.) присоединить к данным объектам. И при воспроизведении достаточно представить объекты комнаты, чтобы легко воспроизвести предложенный для запоминания материал.

Метод Сюжета. Основан на том, что объекты, которые надо запомнить, последовательно «связываются» между собой сюжетом. Например, для запоминания словарных слов с буквой «Е», (велосипед, ученик, учитель, тетрадь, дневник, пенал, дежурный, ребята, деревня, иней, ветер, медведь, снегирь, петух, береза, железо, весело, понедельник), достаточно придумать сюжет с опорным словом, например «дед», в котором ученики точно не сделают ошибку. Пример возможной истории: «в деревне жил-был дед. В понедельник он был дежурным и ездил на железном велосипеде. Вместе со снегирем и веселым петухом он охранял деревню от медведей. Свои наблюдения они записывали в дневник ручкой, которую брали из пенала. Медведи приходили в деревню погреться тогда, когда был ветер и иней. Эту историю записал в тетрадь учитель и рассказал ее своим


ученикам». Правописание данных слов, объединенных в сюжет, усваивается более легко и эффективно. (Матюгин И.Ю.)

Телефоны, исторические даты, формулы и другую сложную для восприятия информацию трудно связать в единое целое без сюжетной линии. Метод Сюжета, по сути, является базовым приемом для связывания между собой элементов образной информации. Исходя из задачи запоминания, применяются и другие приемы данного метода, хотя в каждом из них присутствует сюжетная линия. (Матюгин И.Ю.)

В дошкольном и младшем школьном возрасте метод Сюжета способствует развитию связной речи, помогает сформировать ассоциативное, творческое и образнологическое мышление.

Прием «Последовательные ассоциации» - это прием, при котором для создания ассоциативных связей между информационными единицами, имеющими четкий определенный порядок, создаются последовательные ассоциативные связи. Суть приема заключается в том, что в случае необходимости запомнить четкую последовательность информационных единиц формируется ассоциативная связь сначала между первым и вторым информационными элементами, затем между вторым и третьим и так далее, создавая, таким образом, определенный сюжет. (В Козаренко)

Например, для запоминания последовательности слов: корова, картина, дом, заяц, газеты, палатка, космонавт, деревья, карандаши, можно создать историю, в которой эти образы будут фигурировать как персонажи, например: «Корова нарисовала картину. На этой картине изображен дом, в котором жил заяц, читающий газеты, которые можно сложить как палатку. В палатке жил космонавт, он любил сажать деревья, на которых росли карандаши».

Такая «странная» история легко фиксируется в памяти, и порядок слов не будет путаться благодаря последовательности ассоциаций. По


существу используется сочетание метода Сюжета с методом Ассоциаций. Данный прием - один из лучших для тренировки не только памяти, но и развития связной речи, логики (любая ассоциация, по сути, это логическая задача), творческого и образного мышления.. Для облегчения задачи предлагается использование мнемотехнических коллажей - рисунков, наклеенных или изображенных на бумаге с целью создания историй и их воспроизведении. (В Козаренко)

Метод «Трансформации». «Трансформация» (от лат. Transformatio - преобразование) — это метод, при котором запоминаемые объекты превращаются в другие по значению и образу с целью облегчения запоминания. По сути, трансформации довольно часто встречаются в нашей жизни. Так, обычный пластилин во время лепки приобретает различные формы, специальные длинные воздушные шарики в руках клоуна превращаются в образы животных, из листа бумаги можно сделать самолет, корабль или другой объект. Сегодня слово «трансформеры» обычное слово для детей, которые знают, что робот может трансформироваться в самолет, космический корабль, танк, и тому подобное. При трансформации происходит полное превращение одного по значению объекта в другой. Метод трансформации используют в том случае, когда невозможно подобрать ассоциацию к определенному слову, образу или определению. Этот метод прекрасно подходит для людей с хорошо развитым творческим и логическим мышлением. Ведь для того, чтобы провести трансформацию одного образа в другой, требуется определенная аргументация: «Почему и как это изменение образов может произойти?». Эта аргументация является очень важной, так как она нужна для обратного преобразования полученного образа в исходную информацию. (Матюгин И.Ю.)

Для освоения метода трансформации применяют приемы запоминания слов, открыток, мнеморядов, мнемотаблиц и др. Для запоминания ряда слов мы  


последовательно «трансформируем» один образ в другой. (Сафронова Е.Д., Карцева Е. Г.)

Прием Трансформация цифр. Для запоминания представляем себе, что мы лепим из пластилина первую цифру, потом превращаем (переделываем) ее в следующую, потом следующую и так далее. .(Сафронова Е.Д., Карцева Е. Г.)

Прием Трансформация букв - аналогично трансформации цифр.

Прием «Пиктограммы» может быть основным при запоминании информации и может быть вспомогательным. Например, пиктограммы можно использовать при построении мнеморядов и мнемотаблиц, особенно для запоминания стихотворений и текстов. Если с помощью приема «Пиктограммы» сложный для восприятия вид информации изобразить в виде легких для запоминания рисунков, это существенно улучшит эффективность усвоения новой информации. (В. Козаренко)

Метод Синестезии – метод соощущений. При запоминании информации каким-либо другим способом, можно дополнительно представлять себе запах объекта, его вкус, цвет, какой он наощупь. Соощущения помогают лучше запомнить информацию. .(Сафронова Е.Д., Карцева Е. Г.)

Прием Стенографист. Стенографист это прием, при котором запоминаемая текстовая информация записывается с помощью отдельных ключевых букв, особых знаков и сокращений. Если стенография это сокращенная и быстрая запись устной речи, то мнемотехнический прием Стенографист это способ изобразить текстовую информацию с помощью изображения каждого слова несколькими ключевыми буквами, которые позволяют его понять. (В. Козаренко)

Цифрообраз — это метод, при котором цифровую информацию при запоминании ассоциативно связывают с определенными образами или


системами образов. При ознакомлении с числами в дошкольном учебном заведении детям предлагают обратить внимание на сходство каждой цифры с определенными объектами (образами). Так, цифра 2 многим напоминает лебедя, цифра 6 замок и т. д. В начальных классах восприятие цифровой информации происходит гораздо легче именно в образах, имеющих определенную ассоциативную связь с нужной цифрой. Затем из этих образов составляют разные истории, которые, как показывает практика, запоминаются и воспроизводятся легче обычной цифровой информации. При создании системы цифрообразов рекомендуется объединение цифрообразов по логически-образному принципу. Например, если цифра «1» напоминает человека, то все люди, а также сказочные персонажи являются цифрообразами цифры «1». Также к этой группе отнесены предметы, по форме напоминающие цифру «1», такие, как ручка, карандаш, гвоздь, палка и тому подобное.(С. Гарибян)

Принимая во внимание, что цифра «2» похожа на лебедя, все птицы также должны составлять цифрообраз «2». Кроме того, к цифрообразу «2» относим всю парную одежду: носки, штаны, перчатки и тому подобное. Холмы верблюда ассоциируются с цифрой «3», поэтому относим всех животных к цифрообразу этой цифры. Предметы треугольной формы: пирамиды, дорожные знаки, горы также по логике имеют отношение к цифре «3». Учитывая, что стол должен иметь четырехугольную форму, к цифрообразу цифры «4» относится вся мебель. То, что большинство мебели производят из дерева и ствол дерева вместе с веткой может быть похож на цифру «4», означает, что все деревья также могут ассоциироваться с цифрой «4». Если мы берем еду руками (пятью пальцами) и контур кусочка торта похож на римскую цифру «V», то к цифрообразу цифры «5» принадлежит вся пища. Также цифрообразом «5» могут быть предметы, по форме напоминающие цифру «5», например, корабль с парусами, а, следовательно, и все плавсредства. Образ чайника с ручкой по форме напоминает цифру «6», поэтому к цифрообразу этой цифры принадлежит посуда. К цифрообразам цифры «8» принадлежит все, что имеет колеса (автомобили, тракторы, велосипеды, самокаты и т.п.) или похоже на цифру «8» по форме (очки, снеговик, песочные часы, бабочка, Ванька-встанька и т.д.). (С. Гарибян)

Прием «Небылица» - это прием, при котором для усиления запоминания информации придумываются образы и события, которых на самом деле быть не может. В литературе часто встречаются различные варианты использования небылиц. Например: «Гром по лесу прокатился: комар с дерева рухнул» или «Ехало село мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота». Ведь известно, что необычные, нестандартные ситуации запоминаются значительно лучше, и, как правило, на длительное время. (Сафронова Е. Д. ,Карцева Е. Г.)

Прием «Стереоэффект» - это прием, при котором для усиления запоминания объекты представляются объемно, с нескольких ракурсов. Представляя образы объемно (глядя на них под разными углами, с разных сторон), мы используем наш внутренний потенциал воображения и восприятия. (В. Козаренко) Этот прием — эффективный тренажер для отображения в своем воображении точной информации, например, геометрических фигур и тому подобное. Применение такого приема позволяет ярче, реалистичнее и насыщеннее воспринимать запоминаемые образы, что, безусловно, повышает эффективность усвоения информации. Также этот прием применяется как один из вариантов расслабляющих упражнений, и для тренировки зрения. (В. Козаренко)

Прием «Комик» - это прием, при котором для усиления запоминания информации создаются смешные и забавные образы и сюжеты. Например, для запоминания столицы Боснии и Герцеговины Сараево, можно в комической форме изобразить босса и герцогиню, которые живут в сарае. Создаётся крепкая логически-образная связь, помогающая запомнить данное название. (В. Козаренко)

Список использованной литературы

1. С. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Maxima. Санкт-Петербург. 1993. 77с.

2. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти.-Л.:Наука, 1974.-360с

3. Лурия, А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти "" авт .А. РЛурия [электронный текст ]- 2012 - 88с

4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано"[электронная версия]. Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)(дата обращения 12 .12.2016г.)

5. И.Ю Матюгин, И. Рыбникова. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. «Учитель». Волгоград.1999.52с.

6. И.Ю. Матюгин. Тактильная память НВК Центр Эйдос. Москва. 1991. 80с.

7. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Том1. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б., Мазина Г.Н. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат. Издательство «Эйдос». Москва. 1994 476с.

8. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Запоминание цифр: Книга по развитию памяти у детей. М.: Изд-во Эйдос, 1999. - 77 с.

9. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребёнка: Кн. для детей и их родителей. М.: Изд-во Эйдос, 1994.- 112 с., ил.

10. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И. Запоминание лиц и имен. М.: Эйдос, 1994.- 11.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с

12 .Е.Д. Сафронова. Е.Г. Карцева Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Методическое пособие к курсу. Учебно-методический центр ассоциаций «Интеркаспий». ЛР № 0394 от 26.10.95. СПб. 24с.

13. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 е., ил

14. Чепурной Г. А., Бура Л. В. Образовательная мнемотехника: технологии эффективного усвоения информации Учебно-методическое пособие Ялта 20154. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано"[электронная версия]. Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)(дата обращения 12 .12.2016г.)

15. И.Ю Матюгин, И. Рыбникова. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. «Учитель». Волгоград.1999.52с.

16. И.Ю. Матюгин. Тактильная память НВК Центр Эйдос. Москва. 1991. 80с.

17. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Том1. Матюгин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

"Содержание методов и приемов ознакомления детей с живописью"

Материал о методах и приемах, которые помогут развить у детей интерес к живописи, желание ее внимательно рассматривать,эмоционально отклиаться на настроение картины, ее красоту,  получать радость...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный проект посвящен проблеме совершенствования речевого развития, коммуникативных способностей, повышения эффективности речиу детей дошкольного возраста. Описывается система работы по риторич...

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов

Р   В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...

Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

   Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...