Методическая разработка "Формирование сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3 года) "
методическая разработка (младшая группа)
Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Основная задача: помочь практическим работникам в формировании сенсорно – математических представлений у детей 2-3 лет.
В м/р представлена система дидактических игр и упражнений, сгруппированных с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития мышления детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад «Чайка»
Нижнетуринского городского округа
Методическая разработка
Формирование
сенсорно - математических представлений
детей раннего возраста
(2 – 3 года)
Разработчик:
Феклистова М.В.,
воспитатель, ВВК
Нижня Тура, 2019 г.
АННОТАЦИЯ:
Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Основная задача: помочь практическим работникам в формировании сенсорно – математических представлений у детей 2-3 лет.
В м/р представлена система дидактических игр и упражнений, сгруппированных с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития мышления детей раннего возраста.
Взрослые должны не подавлять, а поддерживать,
не сковывать, а направлять проявления активности
ребенка, а также создавать такие ситуации, в которых
они ощущают радость открытия.
Д.Б.Эльконин
Введение.
В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место.
Занимаясь проблемой сенсорного развития детей раннего возраста, изучая особенности детского восприятия окружающего мира, пришла к выводу, что целенаправленное внимание к развитию сенсорного восприятия не должно ограничиваться только требованиям к расширению знаний о свойствах предметов, необходимо направить внимание на становление у детей раннего возраста первых сенсорно-математических, до числовых представлений.
Разрабатывая данную методическую разработку, следовала инновационным технологиям обучения, опираясь на соответствующие методики, стремясь к тому, чтобы они хорошо соотносились с постепенно возрастающими познавательными возможностями детей раннего возраста.
Раннее развитие детей подвержено значительным индивидуальным различиям в зависимости от качественных характеристик их психического здоровья, особенностей воспитания и требований, предъявляемых ребенку на предыдущих возрастных этапах.
Данная м/р разработана в силу особой актуальности проблемы раннего развития интеллектуальных и познавательных процессов детей ясельного возраста. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению задач сенсорно - математического развития детей раннего возраста.
Актуальность:
В существующей организации работы ДОУ можно заметить следующие противоречия. С одной стороны, роль сенсорного - математического развития ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого обоснования. С другой стороны, различные формы целенаправленной организации занимают незначительное место в жизни детей раннего возраста. Проблеме изучения познавательного развития в процессе сенсорно-математического развития не уделяется должного внимания. В связи с этим методы развития познавательной активности детей раннего возраста не соотносятся с этапами, становления психической активности детей данного периода жизни.
В основе традиционных методик лежит схема формирования у детей сенсорных навыков, которая выстроена в логике научных представлений прошлых лет. Она такова: прямой показ педагогом образца действий с предметами и многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях с целью образования прочного динамического стереотипа. Но существует мнение, что сложившаяся система сенсорного воспитания, которое является прототипом, формирования первичных математических представлений у детей раннего возраста, в должной мере не развивает познавательную активность. Этот процесс чаще всего протекает стихийно, часто в рамках помимо специально организованного процесса.
Это связано с тем, что дети не выделяют себя и свои действия из неоформленного потока собственной предметной деятельности. Закономерным следствие этого становится познавательная неумелость детей. Сосредотачивая свои усилия на сенсорных тренажерах, традиционная практика, снимает задачу развития творческого экспериментирования.
Основная идея м/р заключается в том, чтобы: в процессе игровых занятий, построения развивающей среды, организации индивидуальной работы с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с использованием системы дидактических игр и упражнений.
Цель: повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей раннего возраста
Задачи :
- Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной экспериментальной предметной деятельности:
- способность подбирать предметы по тождеству;
- выполнение действий с предметами с ориентацией на два свойства
( форма и величина, величина и цвет и т.д.);
- умение сопоставлять величину предметов (короткий - длинный, узкий - широкий, высокий - низкий);
- ориентироваться в пространстве (понятия: «за», «впереди», «в верху», «в низу», « сзади»).
- Формирование, устойчивых сенсорно- математических представлений.
Законодательное и научно - методическое обеспечение.
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция о правах ребенка.
- Конституция РФ, ст.38,41.43,48.
- ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124.03 от 24 июля 1998 года.
- Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является обогащение наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
- Теория Д.Б.Эльконина и А.И. Леонтьева о деятельном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида – игры) для развития ребенка.
- Теория Л.А.Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.
- Теория А.С. Выгорского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии его полноценного развития реализации способностей ребенка.
Учебный план сенсорно-математического развития детей раннего возраста (2 - 3 года)
№ | Содержание | Количество | Длительность |
1 | Занятия | 1 раз в неделю | 8-10 минут |
2 | Дидактические игры и упражнения | 2 раза в день | 5-10 минут |
3 | Индивидуальная работа | Ежедневно | 5-10 минут |
4 | Самостоятельная познавательная деятельность детей, в специально организованной развивающей среде. | В соответствии с режимом и планом работы | На усмотрение педагога |
5 | Игры -экспериментирование | 4 раза в месяц | 10-15 минут |
6 | Развлечения | 1 раз в квартал | 15-20 минут |
Содержание работы.
Содержание представляет собой систему проведения занятий познавательного сенсорно-математического содержания, систему дидактических игр, их планирование в режиме дня.
Неделя | Программные задачи | Материалы к занятию | |||||
Сентябрь | |||||||
1 | Учить детей соотносить предметы по цвету; познакомить с понятием – «круглый». Формировать представление о протяженности предметов. | Листы бумаги, с наклеенными на них полосками, красного и желтого цвета. По три картинки в изображение предметов красного и желтого цветов, по одному красному или желтому шарику на каждого ребенка: две коробки красная и желтая | |||||
2 | Познакомить детей с квадратом; закрепить умение различать и называть цвета красный, синий, зеленый; учить соотносить предмет с его контуром на бумаге путем наложения. | Матрешки по числу детей. Листы бумаги с контурами красного круга диаметром 6 см, зеленого квадрата 6:6 , синего прямоугольника 6:3, вырезанные из бумаги круги, квадраты, прямоугольники, соответствующие по размеру и цвету, изображенным на рисунке чистые листы бумаги, зеленые карандаши | |||||
3 | Учить детей соотносить фигуру определенной формы (круг с предметом такой же формы - мяч); учить ориентироваться в реальном пространстве и на листе бумаги; строить грамматические конструкции с предлогом "у" и "на"; вести понятия большой, маленький. | Квадратные листы бумаги с контуром зеленого квадрата 3:3, рисунком красного и желтого мяча диаметр-3 см, матрешки на каждого ребенка и маленький мишка. | |||||
4 | Упражнять в различении основных цветов путем подбора по образцу; активизировать словарь за счет слов, обозначающий цвет. | Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона разных цветов 15:0,5; Шесть кругов такого же цвета диаметр 10 см/. Ниточки и шарики у каждого ребенка. | |||||
Дидактические игры и упражнения | |||||||
№ | Название игры | Программные задачи | |||||
1 неделя | |||||||
1 | Собери корзинку из осенних листьев | Закреплять понятия «один», «много», «большой», «маленький» | |||||
2 | К игрушкам в гости | Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |||||
3 | Достань ленточку | Закреплять цвета (желтый, красный, зеленый). Развивать мелкую моторику | |||||
2 неделя | |||||||
1 | Найди, что скажу | Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. | |||||
2 | На, что похожа эта фигура. | Находить в окружающем предметы соответствующей формы. (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.) | |||||
3 | Спрятались от дождика | Закреплять знание основных цветов | |||||
3 неделя | |||||||
1 | Определи предмет на ощупь | Умение находить предметы ( квадрат, краг) тактильным путем. | |||||
2 | К нам гости пришли | Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |||||
3 | Собери бусы. | Закреплять название цветов и величину бусин. | |||||
4 неделя | |||||||
1 | На, что похожа эта фигура. | Находить в окружающем предметы соответствующей формы. (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.) | |||||
2 | К игрушкам в гости | Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |||||
3 | Осенние листочки | Закреплять понятия «один», «много». | |||||
Октябрь | |||||||
Неделя | Программные задачи | Материалы к занятию | |||||
1 | Продолжать формировать у детей простейшие приемы, с помощью которых можно устанавливать, одинаковы или различны по цвету однородные предметы: закреплять представления "один", "много". | Два больших листа бумаги белого, зеленого цветов, клей, кисточки, по одному желтому и зеленому кружку на каждого ребенка. | |||||
2 | Учить детей простейшим приемам, с помощью которых можно установить, одинаковы или различны однородные предметы по цвету: закреплять представления о круглой форме. | Две куклы в красной и желтой ша- почках по одному красному и одному желтому шарику на каждого ребенка, в красной и желтой коробках. Фланелег-раф, 5-7 картинок с изображением круглых предметов, 3-4 картинки с изображением предметов другой формы. | |||||
3 | Учить детей сравнивать предметы по величине путем наложения их друг на друга и находить два предмета одинаковой величины, т.е. развивать глазомер; познакомить с фигурой "кирпичик". Учить складывать изображение по образцу из предложенных фигур. | По три зеленых и по три желтых кирпичика, по одному зеленому и одному желтому шарику на каждого ребенка и на воспитателя: полоски белой бумаги, кружки большого диаметром 6см. и маленького, диаметром 4 см, вырезанные из бумаги два кружка синего цвета, соответствующие по величине контурам на бумаге . | |||||
4 | Закреплять представление о том, что разные предметы могут иметь одну ту же форму. Продолжать учить, сравнивать предметы по величине: познакомить с оранжевым цветом: учить различать круг, квадрат, прямоугольник. | Фланелеграф, 5-6 картинок с изображением круглых предметов: листы голубой бумаги с наклеенными на них зелеными полосками, занимающими треть листа на каждого ребенка. | |||||
№ | Название игры | Программные задачи | |||||
1 неделя | |||||||
1 | Больше, меньше | Продолжать учить различать величину предметов. | |||||
2 | Посади на свою скамеечку | Располагать фигуры в соответствии с заданным образцом. | |||||
3 | Определи предмет на ощупь | Умение определять форму предмета. | |||||
2 неделя | |||||||
1 | Разноцветные фонарики | Закреплять названия цветов, округлую форму | |||||
2 | Собери, разбери пирамидку | Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |||||
3 | На, что похоже. | Учить различать округлую форму (яблоко, капуста, помидор, вишня и т.д.) | |||||
3 неделя | |||||||
1 | Собери картинку | Развивать образное мышление. Учить составлять целое из двух частей. | |||||
2 | Подбери по размеру | Находить и подбирать по размеру заданные предметы. | |||||
3 | Найди, что скажу | Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. | |||||
4 неделя | |||||||
1 | Геометрические вкладыши | Располагать фигуры в соответствии с рамками вкладыша. | |||||
2 | Собери, разбери пирамидку | Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |||||
3 | К нам гости пришли | Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |||||
Ноябрь | |||||||
Неделя | Программные задачи | Материалы к занятию | |||||
1 | Учить детей строить домик из кубика и призмы; познакомить с треугольником; закрепить умение выкладывать фигуры путем наложения и совмещения других фигур. | Кубики призмы разных цветов на каждого ребенка и для воспитателя, машинки, листы бумаги с нанесенными на них контурами дома вырезанные из бумаги квадраты и (треугольники всех известных детям цветов, соответствующие по размерам, контурам дома на рисунках на каждого ребенка). | |||||
2 | Учить детей строить дорожки путем приставления кирпичиков друг к другу; формировать представления о длине предмета (длинный, короткий). | По два кирпичика белого цвета на нее каждого ребенка и для воспитателя, маленькие машинки на каждого ребенка, фланелеграф, длинная красная и короткая синяя полоски, короткая и длинная ленты разного цвета. | |||||
3 | Учить детей собирать пирамиду из шариков; продолжать формировать представление о величине предметов (большой, меньше, маленький), продолжать учить приемы с совмещения, наложения, приложения. | Пирамидки из красного, желтого и синего шариков, листы бумаги, на которых нарисованы пирамидки, составленные из трех кружков такого же цвета (диаметры – 6 см, 4 см, 3 см) вырезанные из бумаги кружки, соответствующие изображенным на рисунке по величине и цвет на каждого ребенка и на воспитателя. | |||||
4 | Продолжать закреплять представление о треугольнике, продолжать формировать понятая "высокий", "низкий", продолжать учить детей, способам наложения, совмещения и приложения. | По две елочки (большие и маленькие), по листу бумаги, на котором изображена зеленая елочка, по три вырезанных из бумаги зеленых треугольник (большой, меньше, еще меньше) на каждого ребенка. | |||||
Дидактические игры и упражнения | |||||||
№ | Название игры | Программные задачи | |||||
1 неделя | |||||||
1 | Найди пару | Учить группировать предметы по величине. | |||||
2 | Сварим суп из овощей | Закреплять знание овощей и умение различать их по величине. | |||||
3 | Определи предмет на ощупь | Умение находить предметы (квадрат, краг) тактильным путем. | |||||
2 неделя | |||||||
1 | Положи, что скажу | Учить показывать по названию плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера. | |||||
2 | Составь рисунок | Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур | |||||
3 | Собери, разбери пирамидку | Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |||||
3 неделя | |||||||
1 | Разноцветные клубочки | Группировать предметы по цвету и величине. | |||||
2 | Какая форма? | Закреплять знания (круг, квадрат, треугольник) | |||||
3 | Найди, что скажу | Закреплять знание предметов и их форму. | |||||
4 неделя | |||||||
1 | Разноцветные вкладыши. | Закреплять знание основных цветов и форм. | |||||
2 | Сложи орнамент из фигур. | Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур | |||||
3 | Наши игрушки. | Продолжать формировать представления о величине предметов. | |||||
Декабрь | |||||||
Неделя | Программные задачи | Материалы к занятию | |||||
1 | Закреплять названия геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник; учить соотносить цвет и форму с предметами, продолжать учить ориентироваться в пространстве, называть свои действия с предметами | Фланелеграф, круги/большой и маленький/ зеленого, оранжевого и белого цвета, квадраты /большой и маленький / красного, желтого и синего цветов, треугольники /большой и маленький/ синего, оранжевого, желтого цвета, заяц, мяч, листы бумаги некоторых изображены мячи, составленные из двух половинок круга. | |||||
2 | Ввести название новой фигуры – полукруг, закреплять знания детей о прямоугольнике, познакомить с коричневым цветом. Учить из полукруга и прямоугольника выкладывать гриб. | Муляж гриба, лист бумаги с изображением контуров грибов, вырезанные из бумаги полукруги и прямоугольники, по цвету и величине соответствующие частям грибов на рисунке, цветные карандаши, чистые листы бумаги на каждого ребенка. | |||||
3 | Учить детей чередовать одинаковые по форме, но разные по цвету предметы, закреплять умение накладывать фигуры на их контурное изображение на бумаге. | Листы бумаги, на которых изображены бусинки красного, желтого цвета, но три красных и по два желтых кружка такой же величины, что и бусинки на рисунке. Листы бумаги, на которых нарисованы дуги (нитки для бус). | |||||
4 | Познакомить детей с новое фигурой - овалом, продолжать учить чередовать предметы, одинаковые по форме, но разные по цвету, закреплять умение накладывать фигуры на их изображение, учить обводить контуры предметов | Листы бумаги, на которых нарисованы воздушные шары, по два красных и по два зеленых овала, по величине соответствующих изображенным на рисунке (на каждого ребенка и для воспитателя), фланелеграф, два кружка (большой и маленький), два овала (большой и маленький), два прямоугольника (большой и маленький). | |||||
Дидактические игры и упражнения | |||||||
№ | Название игры | Программные задачи | |||||
1 неделя | |||||||
1 | Вкладыши. | Учить соотносить геометрические фигуры по соответствующим отверстиям. | |||||
2 | Собери картинку. | Действовать с частями изображения, сопоставляя детали. | |||||
3 | К нам гости пришли. | Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |||||
2 неделя | |||||||
1 | Подбери по цвету | Группировать предметы по цвету. | |||||
2 | Собери бусы. | Закреплять название цветов и величину бусин. | |||||
3 | Определи предмет на ощупь. | Умение находить предметы ( квадрат, краг, овал, треугольник) тактильным путем. | |||||
3 неделя | |||||||
1 | Что изменилось? | Определять недостающий предмет в группе разнородных предметов | |||||
2 | Найди пару. | Учить группировать предметы по величине | |||||
3 | Наши игрушки. | Продолжать формировать представления о величине предметов. | |||||
4 неделя | |||||||
1 | Разложи по порядку. | Чередовать предметы в порядке убывания величины. | |||||
2 | Составь рисунок | Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур. | |||||
3 | Собери, разбери пирамидку | Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |||||
Январь | |||||||
Неделя |
Программные задачи | Материалы к занятию | |||||
1 | Закреплять знания детей об овале, учить чередовать предметы по форме; продолжать закреплять навыки накладывания фигур на рисунок. | Лист бумаги с изображением воздушных шариков (красных, овальных и круглых), по два круга, по два овала соответствующих по величине, цвету нарисованным на бумаге, (на каждого ребенка), фланелеграф и картинки( огурец, морковь, лимон, груша, рыбка, матрешка, мяч, яблоко, апельсин, колобок, солнышко), две веревки длиной 2 м и 1 м. | |||||
2 | Закреплять знания детей об уже известных им фигурах и цветах, продолжать формировать умение накладывать фигуры на их контуры на рисунке. | Листы бумаги с двумя горизонтальными линиями, вычерченными на расстоянии 2 см от верха и низа листа, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы (большие и маленькие) разных цветов. | |||||
3 | Познакомить детей со способами сравнения двух предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче; продолжать закреплять представления детей о пространственном расположении предметов вверху, внизу, упражнять в различении правой и левой руки. | Фланелеграф, 2 желтые - полоски/ одна длиннее другой на 10 см/, цветные изображения домика и лошадки на каждого ребенка - матрешка и 2 бумажные полоски желтого цвета разной длины /разница в длине -5 см/ | |||||
4 | Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине и находишь одинаковые /равные по длине/, приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые по длине, упражнять детей в различении круга квадрата и треугольника. | На ковре недостроенный мостик. На каждого ребенка по 4 л ленточки разного цвета, среди них 2 ленточки равные по длине, третья короче на 4 см, а четвертая – длиннее. | |||||
Дидактические игры и упражнения | |||||||
№ | Название игры | Программные задачи | |||||
1 неделя | |||||||
1 | Длинный – короткий. | Формировать умение различать предметы по длине. | |||||
2 | Варежка. | Умение на ощупь узнавать плоскостные геометрические фигуры. | |||||
3 | Собери клубки. | Закреплять навыки группировки предметов по двум признакам. | |||||
2 неделя | |||||||
1 | Собери колечки. | Сопоставлять предметы в порядке убывания величины. | |||||
2 | Фигурное домино. | Учить находить пару домино, делать фигурную дорожку. | |||||
3 | Собери картинку. | Действовать с частями изображения, сопоставляя детали. | |||||
3 неделя | |||||||
1 | Найди пару | Формировать умение находить одинаковые по цвету и форме геометрические фигуры. | |||||
2 | Собери, разбери пирамидку | Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |||||
3 | Сложи орнамент из фигур. | Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур. | |||||
4 неделя | |||||||
1 | Собери и разбери матрешку. | Закреплять величину (большой, меньше, самый маленький). Сопоставлять части . | |||||
2 | Собери картинку | Развивать образное мышление. Учить составлять целое из двух, трех частей. | |||||
3 | Вкладыши. | Учить соотносить геометрические фигуры по соответствующим отверстиям. | |||||
Февраль | |||||||
Неделя | Программные задачи | Материалы к занятию | |||||
1 | Продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах и цветах и отрабатывать навыки наложения и совмещения фигур. | Листы бумаги с нарисованными на них контурами красного яблока, желтой груши, оранжевого апельсина. Вырезанные из бумаги такого же цвета и размера яблоки, груши, апельсины, зеленые карандаши, по два кружка красного и желтого цвета большой лист белой бумаги, клей, кисточки, фланелеграф, круги зеленого, синего и оранжевого цвета, квадраты красного, желтого и коричневого цветов. | |||||
2 | Учить детей из кругов выкладывать пирамидку (по рисунку – образцу), закреплять умение находить предмет по двум признакам (форма и цвету). | Листы бумаги с изображенными на них пирамидками, вырезанные из бумаги кружки, соответствующие по цвету и величине нарисованным, лист белой бумаги. | |||||
3 | Закреплять умение определять предает по двум признакам (форма, цвет), учить определять предмет по трем признакам (форма, цвет, величина). | Листы бумаги с изображенными на них контурами фигур (черного цвета), вырезанные из бумаги и соответствующие им по размерам большие и маленькие круги, овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники разных цветов | |||||
4 | Закреплять представления об оттенках цветов (три градации цвета), учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: "темный", "светлее", "самый светлый". | Стеклянные баночки с водой ( по три штуки на каждого ребенка), гуашевые краски шести цветов спектра: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая. | |||||
Дидактические игры и упражнения | |||||||
№ | Название игры | Программные задачи | |||||
1 неделя | |||||||
1 | Собери мячики. | Группировать предметы по двум признакам: величине и цвету. | |||||
2 | Большой – маленький. | Учить устанавливать соотношения между плоскостными и объемными изображениями. | |||||
3 | Что изменилось? | Определять недостающий предмет в группе разнородных предметов | |||||
2 неделя | |||||||
1 | Собери картинку. | Развивать образное мышление. Учить составлять целое из двух частей. | |||||
2 | Подбери по размеру. | Находить и подбирать по размеру заданные предметы. | |||||
3 | Найди, что скажу. | Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. | |||||
3 неделя | |||||||
1 | Разноцветные клубочки | Группировать предметы по цвету и величине. | |||||
2 | Какая форма? | Закреплять знания (круг, квадрат, треугольник). | |||||
3 | Маленькая и большая пирамидки. | Учить собирать и разбирать по величине, путем сравнения деталей. | |||||
4 неделя | |||||||
1 | Фигурное домино. | Учить находить пару домино, делать фигурную дорожку. | |||||
2 | Длинный – короткий. | Формировать умение различать предметы по длине | |||||
3 | Сложи орнамент из фигур. | Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур. | |||||
Март | |||||||
Неделя | Программные задачи | Материалы к занятию | |||||
1 | Продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины. | Демонстрационный: четыре бруска, различающихся по высоте, матрешка. Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, четыре прямоугольника из картона, различающихся последовательно по высоте на 1 см, матрешка. | |||||
2 | Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, учить пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий, закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу. | На столе построен мост из 2 кубиков и одной дощечки? У воспитателя еще одна дощечка, равная первой по длине, но уже ее на 10см. На полу протянуты шнуры /границы/ узкого и широкого ручья. | |||||
3 | Закреплять умения детей сравнивать два предмета по высоте пользуясь приемом приложения, обозначать результаты сравнения словами выше, ниже, высокий, низкий. Закреплять умения различать левую и правую руки. | 2 куклы разной высоты /одна ниже другой на 8-10 см/, 2 башенки различной высоты, чашка и стакан. У каждого ребенка по 3 столбика разного цвета, контрастные по высоте, и по 1 желтому и белому утенку. | |||||
4 | Дать детям представление об отношениях трех предметов по величине, научить обозначать эти отношения словами (больше, меньше, сами большой). Учить детей использовать это умение при выполнении действий с предметами /составление матрешки. | Набор из трех кругов постепенно увеличивающегося размера (по количеству детей), деревянная трехместная матрешка. | |||||
Дидактические игры и упражнения | |||||||
№ | Название игры | Программные задачи | |||||
1 неделя | |||||||
1 | Собери и разбери матрешку. | Закреплять величину (большой, меньше, самый маленький). Сопоставлять части предмета по величине. | |||||
2 | Три медведя. | Соотносить предметы по величине. Располагать предметы по убыванию | |||||
3 | Вкладыши. | Учить соотносить геометрические фигуры по соответствующим отверстиям. | |||||
2 неделя | |||||||
1 | Что изменилось? | Определять недостающий предмет в группе разнородных предметов | |||||
2 | Найди пару. | Учить группировать предметы по величине. | |||||
3 | Наши игрушки. | Продолжать формировать представления о величине предметов. | |||||
3 неделя | |||||||
1 | Подбери по размеру. | Находить и подбирать по размеру заданные предметы. | |||||
2 | Собери картинку. | Действовать с частями изображения, сопоставляя детали. | |||||
3 | К нам гости пришли. | Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |||||
4 неделя | |||||||
1 | Подбери по цвету | Группировать предметы по цвету. | |||||
2 | Собери бусы. | Закреплять название цветов и величину бусин. | |||||
3 | Большой, маленький. | Определять величину предмета. | |||||
Апрель | |||||||
Неделя | Программные задачи | Материалы к занятию | |||||
1 | Упражнять в сравнении предметов по высоте, отражать в речи, результат сравнения: выше, ниже. Различать и называть геометрические фигуры. | 8 низких и 8 высоких елок. Фланелеграф с набором геометрических фигур. | |||||
2 | Учить сравнивать два предмета по длине. Научить рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее, короче. | Ленты разной длины. Игрушки: заяц, волк, мышонок. | |||||
3 | Продолжать учить различать части суток: день, ночь. Сравнивать предметы по длине. Составлять картинки из геометрических фигур. | Тематические картинки с изображением частей суток. Набор геометрических фигур. Шнурки разной длины. | |||||
4 | Упражнять в сравнении предметов по длине. Различать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. | Две пирамидки, набор геометрических фигур. По одному фонарику любого цвета. | |||||
Дидактические игры и упражнения | |||||||
№ | Название игры | Программные задачи | |||||
1 неделя | |||||||
1 | Что длиннее? | Закреплять понятия: «длинный», «короткий». | |||||
2 | Разноцветные шарики. | Группировать предметы по цвету. | |||||
3 | Определи предмет на ощупь | Умение находить предметы ( квадрат, краг) тактильным путем. | |||||
2 неделя | 2 неделя | ||||||
1 | Разноцветные фонарики | Закреплять названия цветов, округлую форму | |||||
2 | Собери, разбери пирамидку | Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |||||
3 | На, что похоже. | Учить различать округлую форму (яблоко, капуста, помидор, вишня и т.д.) | |||||
3 неделя | 3 неделя | ||||||
1 | Собери картинку | Развивать образное мышление. Учить составлять целое из двух частей. | |||||
2 | Подбери по размеру | Находить и подбирать по размеру заданные предметы. | |||||
3 | Найди, что скажу | Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. | |||||
4 неделя | 4 неделя | ||||||
1 | Геометрические вкладыши | Располагать фигуры в соответствии с рамками вкладыша. | |||||
2 | Собери, разбери пирамидку | Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику. | |||||
3 | К нам гости пришли | Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения | |||||
Май | |||||||
Неделя Неделя | Программные задачи | Материалы к занятию | |||||
1 | Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Используя слова: за, на, над , под, дальше, ближе определять положение предмета в пространстве. Закреплять умение различать геометрические фигуры. | 2 вырезанных из картона домика,2 бумажные дорожки одинаковой длины (узкая и широкая). Набор геометрических фигур | |||||
2 | Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине и находишь одинаковые /равные по длине/, приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые по длине, упражнять детей в различении круга квадрата и треугольника. | На ковре недостроенный мостик. На каждого ребенка по 4 л ленточки разного цвета, среди них 2 ленточки равные по длине, третья короче на 4 см, а четвертая – длиннее. | |||||
3 | Учить детей собирать пирамиду из шариков; продолжать формировать представление о величине предметов (большой, меньше, маленький), продолжать учить приемы с совмещения, наложения, приложения. | Пирамидки из красного, желтого и синего шариков, листы бумаги, на которых нарисованы пирамидки, составленные из трех кружков такого же цвета (диаметры – 6 см, 4 см, 3 см) вырезанные из бумаги кружки, соответствующие изображенным на рисунке по величине и цвет на каждого ребенка и на воспитателя. | |||||
4 | Закреплять представление о том, что разные предметы могут иметь одну ту же форму. Продолжать учить, сравнивать предметы по величине: познакомить с оранжевым цветом: учить различать круг, квадрат, прямоугольник. | Фланелеграф, 5-6 картинок с изображением круглых предметов: листы голубой бумаги с наклеенными на них зелеными полосками, занимающими треть листа на каждого ребенка. | |||||
Дидактические игры и упражнения | |||||||
№ | Название игры | Программные задачи | |||||
1 неделя | |||||||
1 | Где спрятался мишка? | Умение ориентироваться пространстве. Определять направления. | |||||
2 | Найди предмет. | Находить в окружающей обстановке предметы соответственно заданной формы. | |||||
3 | Куда спешат машины. | Закреплять понятия короткий , длинный. | |||||
2 неделя | |||||||
1 | Что изменилось? | Определять недостающий предмет в группе разнородных предметов | |||||
2 | Найди пару. | Учить группировать предметы по величине | |||||
3 | Наши игрушки. | Продолжать формировать представления о величине предметов. | |||||
3 неделя | |||||||
1 | Длинный – короткий. | Формировать умение различать предметы по длине | |||||
2 | Волшебная шкатулка. | Умение на ощупь узнавать плоскостные геометрические фигуры. | |||||
3 | Собери клубки. | Закреплять навыки группировки предметов по двум признакам. | |||||
4 неделя | |||||||
1 | Разноцветные клубочки. | Группировать предметы по цвету и величине. | |||||
2 | Какая форма? | Закреплять знания (круг, квадрат, треугольник) | |||||
3 | Найди, что скажу. | Закреплять знание предметов и их форму. |
Результативность.
Для отслеживания результатов работы по сенсорно - математическому развитию детей раннего возраста рекомендуется проводить контроль педагогического процесса, который включает в себя:
- оценку эффективности методов и приемов, применяемых педагогами при развитии данного вида восприятия у детей;
- определение перспективы работы коллектива по сенсорно- математическому развитию детей 2-3 лет;
- определение соответствия предметно-развивающей среды поставленным задачам;
- определение уровня усвоения детьми предлагаемых материалов.
Комплексный индивидуальный анализ
умений и навыков детей 2 – 3 лет.
Ф.И. ребенка_________________ возраст ________________________
Дата проведения диагностики __________________________________
№ | Требования программы | Уровень усвоения программы | |||||
Низкий (не понимает задания и не выполняет его даже после показа) | Средний (иногда ошибается, но охотно использует помощь педагога, чтобы правильно выполнить задание) | Высокий (правильно выполняет задание без помощи педагога) | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | Умение сравнивать два предмета путем приложения. | ||||||
2 | Умение сравнивать предметы по ширине. | ||||||
3 | Умение сравнивать предметы по высоте. | ||||||
4 | Умение сравнивать предметы по длине. | ||||||
5 | Различать и называть форму предметов. | ||||||
6 | Различать и сравнивать величину предметов: большой и маленький. | ||||||
7 | Умение группировать предметы по двум признакам (форма и цвет, величина и форма и т.д.) | ||||||
8 | Умение совмещать предмет с его контурным изображением. | ||||||
9 | Ориентировка в пространстве: «в», «на», «под», «за», «вверху», «внизу». |
Диагностические таблицы
Восприятие формы
Дата обследования __________________________________________________
Ф.И. ребенка | Геометрические фигуры | ||||||
круг | квадрат | треугольник | |||||
№ п/п | показывает | называет | показывает | называет | показывает | называет | |
1 | |||||||
2 |
Восприятие величины
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. ребенка | Величина предметов | |||||
длина | высота | ширина | |||||
Методом наложения | Визуально | Методом наложения | Визуально | Методом наложения | Визуально | ||
1 | |||||||
2 |
Ориентировка в пространстве и времени
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. ребенка | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | |||||
вверху | внизу | сзади | впереди | утро | день | ночь | ||
1 | ||||||||
2 |
Таблица оценки сформированности сенсорно - математических представлений детей ( 2 - 3 лет)
Фамилия, имя ребенка | Умение сравнивать два предмета путем приложения. | Умение сравнивать предметы по ширине. | Умение сравнивать предметы по высоте. | Умение сравнивать предметы по длине. | Различать и называть форму предметов. | Различать и сравнивать величину предметов: большой и маленький. | Умение группировать предметы по двум признакам (форма и цвет, величина и форма и т.д.) | Умение совмещать предмет с его контурным изображением. | Ориентировка в пространстве: «в», «на», «под», «за», «вверху», «внизу». | ||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
Примечание: 1- начало года; 2- конец года
Анкета
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорно - математического развития детей 2-3 лет»
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к педагогическому совещанию «Сенсорно- математическое развитие детей раннего возраста» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты.
1.Имеете ли вы представление, что такое сенсорно-математическое развитие ребенка:
- Да;
- Нет;
- Не знаю.
2.Как вы оцениваете необходимость сенсорно-математического развития:
- Считаю нужным;
- Не считаю нужным
- Затрудняюсь ответить.
3.Созданы ли в ДОУ условия для сенсорно-математического развития детей:
- Да;
- Нет;
- Не знаю.
4.Имеется ли в вашей группе информация для родителей по данной теме:
- Информация отсутствует;
- Есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
- Я не обращаю внимания на информацию;
- Информация интересная, но не имеет практического значения для меня;
- Наглядная информация интересна и полезна для меня.
5.Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка :
- Высокий; средний; низкий.
Рекомендуемая литература:
1.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л.Новоселовой. Москва. 1985 год
2.Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Москва 2005 год
2.«Истоки». Базисная программа развития ребенка - дошкольника. Москва. 1997 год
3.Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Москва. 2005 год
4.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Москва, 1974 год
5.Теплюк С.Н. Большой – маленький. Москва, 2000 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район Образовательный про...

Программа по теме самообразования "Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста"
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формировани фундаментальных психических функций, без должного развития которых нельзя говорить об успешности ребенка в современном мире....

Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...

Формы игровой деятельности при развитии математических представлений детей раннего возраста
Формы игровой деятельности при развитии математических представлений детей раннего возраста...

Методическая разработка Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста ( 2 – 3 года )
Актуальность проекта: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование элементарных математических представлений детей раннего возраста»
Цель консультации: обогатить знания воспитателей о методах и приемах формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей раннего возраста. Тема "Наведем порядок в лесу"
Окружающий нас мир наполнен массой интересных вещей. Задача воспитателя: дать детям первые понятия о том, что видят вокруг. Для детей раннего возраста предметы имеют полярные значения "боль...