Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Анцирский детский сад»
Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста
Программа
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Теоретические обоснования, актуальность программы
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Основные принципы программы
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
- Дети 2-3 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 30 занятий по 10 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 8 месяцев.
Методики для диагностики результативности реализации программы
- Диагностика нервно - психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б..
- Методика Г.В.Бурменской,
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи программы
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи обучения
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Предполагаемый результат
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый (дополнительно: белый, черный).
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка, синий как небо, красный как яблоко).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Перспективный план по сенсорно-математическому развитию детей 1 младшей группы
Тема | ЦЕЛИ | Игры, беседы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | |||||
СЕНТЯБРЬ | ||||||||||
Диагностика |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы. | Проводится посредством дидактического материала Оценочные таблицы приведены в программе | В беседе с родителями выяснить, кто занимался с ребенком дома, какие сенсорные эталоны анализировались. Как сами родители оценивают работу с детьми дома. | Диагностика в начале года необходима для определения уровня знаний детей в области сенсорных эталонов с целью дальнейшего развития и планирования индивидуальной работы. | Никитина Н.Н. Бондарева Ю.Н. | |||||
ОКТЯБРЬ | ||||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Игры, беседы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | |||||
1. «Разноцветные шарики». «Зеленый цвет» | - Познакомить детей с понятие «зеленый цвет», рассмотреть предметы зеленого цвета, находящиеся в группе. - учить отличать - развивать логическое мышление; - воспитывать внимание и наблюдательность | Игра: «Что где находится?» «Найди такой же». Д/и «Собери в корзину» С помощью счетных палочек собираем елочку. | Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» дома и поиграть в игру «Где зеленый цвет?» Подготовить и провести анкетирование на тему «Знания родителей в области формирования сенсорно-математических представлений детей раннего возраста». | Важно на данном этапе познакомить детей с одним из основных цветов, важно научить отличать этот цвет от других, уметь находить предметы изучаемого цвета в групповом пространстве. Благодаря указанным играм ребенок научится сравнивать предметы, убирать лишнее, будет учиться ориентироваться в пространстве. | Бондарева Ю.Н. | |||||
2. «Назови геометрическую фигуру» «Круг» | - Познакомить детей с плоскостной геометрической фигурой «круг». - Учить детей узнавать и правильно называть изучаемую фигуру. - Закреплять знания детей о зеленом цвете. | «Собери яблочки» Д/и «Найди зеленые мячики». «Накорми курочку горошком» Д/и «Сделай круг из лент и шнурков» | Просить родителей закрепить знания детей о «зеленом цвете» и плоскостной геометрической фигуры «круг». Разработать памятки для родителей по теме самообразования. | Важно познакомить детей с плоскостной геометрической фигурой «круг». Особое значение имеет не только изучение выше обозначенных тем, но и постоянное проговаривание, повторение. Только в этом случае материал не только качественно усвоится, но и облегчит процесс восприятия ребенком окружающего мира. | Никитина Н.Н. | |||||
3. «Веселые дождинки» | - Познакомить детей со вторым основным цветом «синий». - Учить устанавливать общее свойство группы предметов (цвет) и находить лишний предмет. (1группа–зеленые 2группа-синие) - | «Найди пару» «Третий лишний» Игра малой подвижности «Займи свое место» (Тучки и полянки). «Выбери шарик нужного цвета» «Сколько игрушек» Д/и «Сосчитай и назови». | Проконсультировать родителей детей о том, как дома с детьми на наглядном материале можно закрепить названия цветов и округлую форму предметов и число «1». Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифру 1 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.) | Очень важно научить детей сравнивать предметы по форме и цвету, учить устанавливать общее свойство, группировать предметы, все это способствует развитию мышления как одного из важных мыслительных процессов, воображения и логики. | Бондарева Ю.Н. | |||||
- Закрепить умение детей выделять одновременно два свойства предметов (форма и цвет). - Учить находить в окружающей обстановке предметы округлой формы, зеленого и синего цвета. - Познакомить с цифрой 1, обозначающей число 1. | На прогулке предложить детям найти предметы похожие на цифру 1 (сучок, сломанная ветка…) Д/и «Возьми столько же». | |||||||||
4. «Большой – маленький» «Красный цвет» | - Познакомить детей с понятиями «большой», «маленький» - Учить детей выделять делить предметы на две группы: большие и маленькие. - Познакомить детей с красным цветом. | Д/и «Волшебный мешочек» «Воздушный шарик» «Найди и покажи» (карточка с изображениями мячей разного размера) Игра малой подвижности «Карлики – великаны». «Собери яблочки» | Побеседовать с родителями на тему «Большой – маленький», попросить закрепить изученный материал в домашних условиях. | На данном этапе развития большое значение имеет умение ребенка характеризовать с точки зрения размера и уметь группировать предметы по признаку «размер». | Никитина Н.Н. | |||||
НОЯБРЬ | ||||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Игры, беседы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | |||||
1. «Квадрат» | - Познакомить детей со второй геометрической фигурой «Квадрат» - Научить с помощью счетных полочек складывать данную плоскостную геометрическую фигуру. - Познакомить детей с отличиями «квадрата» и «круга». - Развивать умение обобщать объекты по двум признакам. - Познакомить детей с цифрой «2», обозначающей число 2. - закрепить порядковый счет до 2-х. - развивать восприятие и мышление. - Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов. | «Веселый счет» Предложить некоторым детям карточки с нарисованными предметами, посчитать их и выложить рядом такое же количество предметов. «Подбери по форме» Д/и «Игра с палочками» Д/и «Возьми столько же». На прогулке предложить детям посмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2 крыла, 2 лапки, 2 варежки, 2 сапога и т.д. | Рекомендовать родителям обращать внимание детей на форму и цвет предметов в окружающем мире, их количество. (Круглый, квадратный, зеленый, синий, один, два). Рекомендовать родителям в повседневной жизни обращать внимание детей на цифры 1, 2 (номер дома, квартиры, маршрута автобуса и т.д.) Предложить родителям дома вместе с ребенком выложить цифры 1 и 2 из веревочки или вылепить из пластилина или теста. Рекомендовать родителям учить детей находить парные предметы в окружающем мире. | Ознакомление с еще одной плоскостной геометрической фигурой расшит кругозор малыша, покажет, что предметы окружающего мира могут иметь разнообразную форму и цвет, которые к тому же можно сосчитать. Благодаря этому одновременно с ознакомлением развивается и восприятие, и мышление ребенка. Развивается наблюдательность детей, благодаря поиску парных предметов в живой природе и предметном мире. | Никитина Н.Н. | |||||
2. «Сортировка» | - Закрепление раннее изученного материала. - Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. - Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры | «Найди предмет такой же формы». «Найди предмет такого же цвета». «Найди предмет такого размера». Д/игра «Геометрическое лото» Д/и «Найди похожее». «Найди, что спрятано» | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Распечатать памятки – подсказки. Поиграть дома с ребенком в игру «Найди, что спрятала» и просить назвать форму, цвет, размер найденного предмета. | Особое значение имеет не только изучение выше обозначенных тем, но и постоянное проговаривание, повторение. Только в этом случае материал не только качественно усвоится, но и облегчит процесс восприятия ребенком окружающего мира. | Бондарева Ю.Н. | |||||
3. «Длинный - короткий» | - Познакомить детей с понятиями «длинный – короткий». - Учить использовать в речи словами «длиннее», «короче». - Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания длины. - Учить сравнивать предметы по длине. - Способствовать развитию глазомера - Развивать восприятие и мышление. - Продолжать закреплять знание цветов: зеленый и синий. | «Длинный - короткий». «Дорожки» «Разноцветные ленточки» | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Просить родителей закрепить изученный материал дома. | Важно научить детей сравнивать предметы по длиннее и использовать в своей речи понятия: «длиннее», «короче». Это позволит расширить понятийный речевой запас ребенка. | Никитина Н.Н. | |||||
4. «Треугольник» | - Познакомить детей с треугольником. - Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник - Накапливать сенсорный опыт выделения плоскостных геометрических фигур. - Учить детей самостоятельно определять и называть форму предметов; обобщать предметы по признаку формы. - Закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг. | Д/и «Магазин» учить детей находить предметы определенной формы с использованием геометрических фигур – образцов. «Чемоданчик» «Найди, что спрятала» «Найди по образцу» | Посоветовать дома выполнять задания на сравнение. | Важно познакомить воспитанников с геометрической фигурой «треугольник», учить отличать фигуры по форме. Так же данные виды деятельности способствуют накапливанию сенсорного опыта, расширяет кругозор малыша, речевой запас. | Бондарева Ю.Н. | |||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Игры, беседы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | |||||
1. «Цвет солнца» | - Познакомить детей с желтым цветом. - Повторить изученные цвета (зеленый и синий). - Развивать слуховое внимание. - Познакомить детей с цифрой «3», обозначающей число 3. - Закрепить количественный и порядковый счет; - Учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами. | С подгруппой детей поиграть игру «Беги ко мне». У детей карточки синего, желтого и зеленого цвета. Ко мне подбегает тот, у кого карточка зеленого цвета, такая же, как у меня и т.д. «Летящие ленточки» «Поймай солнышко» «Цветные шары» «Раз, два, три – БЕГИ!» Чтение сказки «Три медведя». (театрализация сказки). | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Просить родителей закрепить изученный материал дома. | Занятие способствует закреплению 3-х основных цветов: зеленого, синего, желтого. Позволяет развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, как одного из главных условий развития всех психических процессов дошкольника, в том числе логического мышления. | Никитина Н.Н. | |||||
2. «Овал» | - Познакомить детей с овалом; - Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. - Накапливать сенсорный опыт выделения овала. - Закрепить умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера. - Учить детей самостоятельно определять и называть форму предметов; обобщать предметы по признаку формы. - Закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг, овал, квадрат, треугольник. | Д/и «Найди похожее». Развивать умение находить предметы похожие на овал. Д/и «Найди то, что спрятано». | Посоветовать дома выполнять задания на сравнение. Например, можно расставить кастрюли на столе, положить рядом крышки и попросить ребенка подобрать подходящую крышку к каждой кастрюле. | Важно, что занятие предполагает изучение не только нового материала, но и повторение ранее изученного, позволяет обобщить накопленный опыт, анализировать. Развивает мышление младшего школьника и расширяет его кругозор. | Бондарева Ю.Н. | |||||
3. «В гости к Машеньке и ее друзьям» | - Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. - Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету, размеру как к важным свойствам предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. - Упражнять детей в раскладывании предметов в порядке возрастания и убывания длины; закрепить умение пользоваться приемами приложения для сравнения длин предметов. | «Пройди по дорожке» (длинные и короткие дорожки) «Поздоровайся с гостями» Игрушки разной величины (зайцы, медведи, корзинки) Д/и «Палочки в ряд». | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Просить родителей закрепить изученный материал дома (геометрические фигуры, большой - маленький, длинный – короткий, цифры 1, 2, 3). | Занятие позволяет закрепить группировку предметов, соотнести однородные предметы по величине, формировать у детей отношение цвета и развивать воображение. | Никитина Н.Н. | |||||
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик, цветочки) | - Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память. - Закрепить навыки счета и умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством. - - развивать мыслительные операции, внимание, речь. - Закрепление изученного материала. | «Что изменилось» «Третий лишний». Д/и «Отгадай, кто это?» Д/и «Стоп». П/и «Раз, два, три – беги» Игры из уголка сенсорики «Развесим белье» | Порекомендовать некоторые занимательные игры для занятий дома. Просить родителей закрепить изученный материал дома (геометрические фигуры, большой - маленький, длинный – короткий, цифры 1, 2, 3). | Важно, что занятие предполагает повторение ранее изученного материала, позволяет обобщить накопленный опыт, анализировать. Развивает сенсорный опыт малыша. Развивает мышление младшего школьника и расширяет его кругозор. | Бондарева Ю.Н. | |||||
ЯНВАРЬ | ||||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Игры, беседы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | |||||
1. «Прямоугольник» | - Познакомить детей с «Прямоугольником». - Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность. - Развивать наблюдательность. - Упражнять в порядковом счете (1-3). | Д/и «Найди пару». П/и «Будь внимателен». С помощью палочек предложить составить прямоугольник Искать в группе предметы прямоугольной формы. «Окна в домике» Д/и «Веселый счет». | Рекомендовать родителям искать предметы прямоугольной формы дома. Составить, квадрат, треугольник, прямоугольник с помощью палочек, карандашей. Закреплять счётных умений и знание цифр 1-3. | Занятие позволит познакомить детей с прямоугольником, развивать мышление и сообразительность детей, позволит учить детей различать данную геометрическую фигуру от других ранее изученных. | Никитина Н.Н. | |||||
2. «Веселые домики» | - Учить детей строительству домиков по образцу. - собирать картинки по заданному образцу способом «накладывание». - Учить обследовать модели фигур осязательно-двигательным путем. - Продолжать учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры - Развивать умение анализировать, сравнивать. - Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. - Учить детей запоминать расположение геометрических фигур. - Развивать внимание. | «Построим дом для зайчика» Д/и «Забор» «Бегите ко мне» ( у детей в руках картинки с геометрическими фигурами) Д/и «Что изменилось?». | Рекомендовать родителям поиграть дома с детьми в дидактическую игру «Что за форма?». Учить детей различать и называть знакомые им геометрические фигуры. | Актуальность занятия заключается в научении различать и называть знакомые им геометрические фигуры. Позволяет формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве | Бондарева Ю.Н. | |||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Игры, беседы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | |||||
1. «Орешки для белочки» «один», «много», «ни одного» | - Познакомить детей с понятиями «один», «много», «ни одного». - Учить видеть один и много предметов. - Закрепить умение находить равные по количеству элементов группы предметов, употребляя выражения «один», «много», «ни одного». | Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Д/и «Найди по образцу» «Покажи, где много» | Просить родителей закрепить изученную тему дома. Предложить родителям чаще использовать в занятиях с детьми счетные палочки, складывать из палочек геометрические фигуры, с помощью палочек закреплять понятия: «один», «много», «ни одного». | Занятие обеспечит условия дальнейшего развития сенсорного опыта ребенка, позволит познакомить ребенка с понятиями «один», «много», «ни одного». | Бондарева Ю.Н. | |||||
2. «Сделаем куклам бусы» «Шар» | - Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. - Познакомить детей с понятием «шар». - Дать детям представление о некоторых свойствах шара: устойчивость и неустойчивость, наличие и отсутствие углов; - Учить обследовать модели фигур и тел осязательно-двигательным путем; | Д/и «Бусы для Кати» «Найди шар» «Найди, что покажу» | Просить родителей дома закрепить с детьми понятие «шар». Понадувать воздушные шары дома. Поиграть дома в игру «Найди, что скажу» | Актуальность занятия заключается в том, что дети узнают одну из основных геометрических тел «шар». Будут учиться отличать его от круга. Благодаря Д/и «Бусы для Кати» будут обогащать свой сенсорный опыт. | Никитина Н.Н. | |||||
3. «День– Ночь» | - Познакомить детей с контрастными цветами: черный и белый. - Развитие внимания детей. - Расширение кругозора. - Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. | П/и «День – ночь» «Бегите ко мне» (черные прямоугольники и белые прямоугольники, черные овалы и белые овалы и т.д). | Индивидуальное собеседование с родителями тех детей, которые плохо усваивают пройденный материал по математике. Индивидуальные рекомендации. | Занятие позволит познакомить детей с одновременно двумя контрастными цветами (белым и черным). Также оно рассчитано на закрепление знаний о плоскостных геометрических фигурах (форма, название) и продолжать развивать внимание воспитанников. | Бондарева Ю.Н. | |||||
4. «Высокий – низкий - средний» | Развивать внимание, закрепить понятие «высокий», «низкий». - Закреплять навыки сравнения по высоте. - Продолжать развивать зрительную и слуховую память | Игра малой подвижности «Карлики – великаны». Д/и «Высокий – низкий» | Просить родителей закрепить изученный материал дома, путем игры «Карлики и великаны» | Важность занятия заключено в изучении и закреплении сравнения предметов по высоте, в развитии зрительной и слуховой памяти. | Никитина Н.Н. | |||||
МАРТ | ||||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Игры, беседы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | |||||
1. «Куб» | - Познакомить детей с кубом. - Учить строить башенку из кубиков. - Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине - Закреплять представление о том, что разные предметы могут иметь одну и ту же форму | Д/ и «Строим башню для принцессы» Д/и «Собери пирамидку» | С родителями побеседовать о том, как их ребёнок справляется с программными задачами по математике на занятии. . | Важно, что данное занятие предполагает знакомство воспитанников с геометрическим телом «куб». Д/и «Строим башню» (кубики) позволит учить детей сравнивать несколько объектов по величине и даст представления о том, что разные предметы могут иметь одну и туже форму. | Бондарева Ю.Н. | |||||
2. «Дорожки» | - Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине (накладывание) и находишь одинаковые /равные по длине/, приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые по длине. - Развивать мелкие мышцы рук, стремление добиться успеха | «Какая дорожка» П/и «В гости в Белочке» «Мостик» (На ковре недостроенный мостик. На каждого ребенка по 4 л ленточки разного цвета, среди них 2 ленточки равные по длине, третья короче на 4 см, а четвертая – длиннее.) | Консультация для родителей «Математика - занимательная игра». | Актуальность занятия заключается в практическом повторении и закреплении понятий «длинный» и «короткий». | Никитина Н.Н. | |||||
3. «Золушка» | - Учить детей сортировать предметы (фасоль, бобы, макаронные изделия, листики из бумаги, бусинки) по цвету, развивать мелкую моторику рук. - Продолжать закреплять порядковый счет от 1до 3. - Закреплять понятия: «один», ни одного», «мало», «много». - Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность | Д/и «Подбери по цвету» «Накормим зайку» Д/и «Золушка» «Пересыпание ложкой». | Просить родителей поиграть с детьми в игру «Золушка». | Занятие актуально тем, что оно позволяет развивать мелкую моторику рук, благодаря сортировке различных предметов, а также позволяет закреплять сенсорные эталоны, такие как: форма, цвет. | Бондарева Ю.Н. | |||||
4. «Найди предмет такой же формы». | - Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. - учить группировать предметы по форме, по цвету. - Выкладывать геометрические фигуры из палочек; - Развивать логическое мышление, внимание, память. - Учить совмещать предмет с его контурным изображением. | «Собери фигуру» (пазлы) «Составь фигуру из палочек» | Провести консультацию с родителями на тему «Взаимосвязь занятий по математике с другими видами деятельности». | Важно, что занятие предполагает повторение ранее изученного, позволяет обобщить накопленный опыт, анализировать. Развивает мышление младшего школьника и расширяет его кругозор. | Никитина Н.Н. | |||||
АПРЕЛЬ | ||||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Игры, беседы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | |||||
1. «Шумящие коробочки» | - Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. | Д/и «Найди пару» | Просить родителей изготовить несколько коробочек и наполнять их различным содержательным материалом. | Занятие позволит развивать слуховое восприятие ребенка, научить самостоятельно наполнять и закрывать коробочки, позволит проявить творчество. | Бондарева Ю.Н. | |||||
2. «Магазин игрушек» | - Учить детей сюжетно-ролевой игре «Магазин» - Учить расставлять игрушки на полках: от маленького до большого. - Закреплять порядковый счет от 1 до 3-х. - Развивать логическое мышление и внимание. | «Магазин» Д/и «расставь по порядку» Беседа с детьми о правилах игры в магазин. | Просить родителей потренировать детей в расстановке предметов от большого до маленького, от маленького до самого большого. | Актуальность занятия заключается в тренировке воспитанников в порядковом счете, в распределении предметов от большого до самого маленького и наоборот, развивает внимание и логическое мышление. | Никитина Н.Н. | |||||
3. «Волшебный поднос» | - Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. - учить детей на ощупь определять предмет (геометрическая фигура, хорошо знакомая игрушка). - Учить детей запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом (узоре, конструкции). | Д/и «Волшебный мешочек» Д/и «Что изменилось?» | С родителями побеседовать о том, как их ребёнок справляется с программными задачами по математике на занятии. На что стоит обратить внимание. | Актуальность занятия в том, что оно развивает внимание ребенка и увеличивает сенсорный опыт воспитанника. | Бондарева Ю.Н. | |||||
4. «Цветные столбики» | - Учить детей определять на глаз предметы, одинаковые по высоте. – -Развивать воображение и любознательность. - Развивать глазомер. - Обучать выделять параметр величины предметов. - Закреплять знание сенсорных эталонов. |
«Построй забор» (палочки) «Закрой двери в домиках». Д/и «Группировка палочек по цвету и размеру» | Желающим родителям дать консультацию по интересующим вопросам раздела «математика» | Актуальность занятия заключено в развитии у детей способности определять предметы одинаковой высоты, размера, а так же в развитии логического мышления. | Никитина Н.Н. | |||||
МАЙ | ||||||||||
Тема | ЦЕЛИ | Игры, беседы | Работа с родителями | Актуальность | Ответственный | |||||
1. «Вверх – вниз) | - Познакомить детей пространственными обозначениями: «низ», «верх», «внизу», «вверху», «нижний, «верхний». - Развивать умение ориентироваться в пространстве. - Закреплять пространственные обозначения предметов в речи. - упражнять в счете до 3-х. - Развивать воображение и любознательность. | П/и «Карлики и великаны» П/и «Вниз – вверх» Д/и «Найди домик». Д/и «Где спрятались котятки» П/и «Веселый мяч» | Желающим родителям дать консультацию по интересующим вопросам раздела «математика» | Ценность занятия заключается в том, что оно позволяет познакомить детей с пространственными обозначениями: «низ», «верх», «внизу», «вверху», «нижний, «верхний», учит ориентироваться в пространстве, а так же развивает любознательность и воображение. | Бондарева Ю.Н. | |||||
2. Право – лево» | Познакомить детей пространственными обозначениями: «право», «лево», «правый», «левый», «справа, «слева». - Развивать умение ориентироваться в пространстве. - Закреплять пространственные обозначения предметов в речи.. - Развивать воображение и любознательность. | Д/и «На плоту». «Справа - слева» П/и «Жук» «Слушай команды» «Найди, что попрошу» | Индивидуальная консультация родителей на тему «Наши результаты». Побеседовать с родителями о слабо закрепленных ребенком темах. Подготовить памятки с играми. | Ценность занятия заключается в том, что оно позволяет познакомить детей с пространственными обозначениями: «право», «лево», «правый», «левый», «справа, «слева». учит ориентироваться в пространстве, а так же развивает любознательность и воображение. | Никитина Н.Н. | |||||
3. Диагностика «Калейдоскоп игр» | - Развивать воображение и любознательность. - Выкладывать геометрические фигуры из палочек. -- Закреплять умение группировать предметы по цвету. - Формировать пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу. - Упражнять в порядковом счете от 1 до 3-х. | «Найди по образцу» «Составь фигуру» «Скажи, сколько?» «Найди, что скажу» «Бегите ко мне» с использование дидактического материала. И др. | Индивидуальная консультация родителей на тему «Наши результаты» | Никитина Н.Н. Бондарева Ю.Н. | ||||||
4. Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, размер, посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки из уголка сенсорики. методическая копилка | Позволит выявить уровень знаний детей в области сенсорных эталонов. | Никитина Н.Н. Бондарева Ю.Н. |
Мониторинг качества внедрения программы.
Для отслеживания результатов работы по, сенсорно - математическому развитию детей раннего возраста проводится контроль педагогического процесса, который включает в себя:
- оценка эффективности методов и приемов, применяемых педагогами при развитии данного вида восприятия у детей;
- определение перспективы работы коллектива по сенсорно-математическому развитию детей 2-3 лет;
- определение соответствия предметно-развивающей среды поставленным задачам;
- определение уровня усвоения детьми предлагаемых материалов.
Комплексный индивидуальный анализ
умений и навыков детей 2 – 3 лет.
Ф.И. ребенка_________________ возраст ________________________
Дата проведения диагностики __________________________________
№ | Требования программы | Уровень усвоения программы | |||||
Низкий (не понимает задания и не выполняет его даже после показа) | Средний (иногда ошибается, но охотно использует помощь педагога, чтобы правильно выполнить задание) | Высокий (правильно выполняет задание без помощи педагога) | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | Умение сравнивать предметы путем приложения. | ||||||
2 | Умение сравнивать предметы по высоте. | ||||||
3 | Умение сравнивать предметы по длине. | ||||||
4 | Различать и называть форму предметов. | ||||||
5 | Различать и сравнивать величину предметов: большой и маленький. | ||||||
6 | Умение группировать предметы по двум признакам (форма и цвет, величина и форма и т.д.) | ||||||
7 | Умение совмещать предмет с его контурным изображением. |
Диагностические таблицы
Восприятие формы
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Геометрические фигуры | ||||
Круг | Квадрат | Треугольник | Прямоугольник | Овал | ||
Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | ||
1 | ||||||
2 |
Восприятие формы
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Геометрические тела | |
Шар | Куб | ||
Показывает Называет | Показывает Называет | ||
1 | |||
2 |
Восприятие величины
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Величина предметов | |||
Длина | Высота | Большой | Маленький | ||
Методом наложения | Визуально | Визуально | Визуально | ||
1 | |||||
2 |
Ориентировка в пространстве
Дата обследования __________________________________________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Ориентировка в пространстве | |||
Вверху | Внизу | Справа | Слева | ||
1 | |||||
2 |
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Дата обследования __________________________________________________
Ф.И. ребенка | Наименование цвета | |||||
Зеленый | Синий | Красный | Желтый | Черный | Белый | |
Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | Показывает Называет | |
Фамилия, имя ребенка | Умение сравнивать два предмета путем приложения. | Знание сенсорных эталонов (цвет) | Умение сравнивать предметы по высоте. | Умение сравнивать предметы по длине. | Различать и называть форму предметов. | Различать и сравнивать величину предметов: большой и маленький. | Умение группировать предметы по двум признакам (форма и цвет, величина и форма и т.д.) | Умение совмещать предмет с его контурным изображением. | Ориентировка в пространстве: «справа», «слева», «вверху», «внизу». | |
Таблица оценки сформированности сенсорно - математических представлений детей ( 2 - 3 лет) |
Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорно - математического развития детей 2-3 лет» |
Уважаемые родители! В рамках изучения темы самообразования «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2–3 года)» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты. |
1.Имеете ли вы представление, что такое сенсорно-математическое развитие ребенка:
|
2.Как вы оцениваете необходимость сенсорно-математического развития:
|
3.Созданы ли в ДОУ условия для сенсорно-математического развития детей:
|
4.Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка :
|
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
(консультация для родителей)
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительномупримериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительноепримеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.
Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").
Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.
Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.
Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.
Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.
Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.
Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.
Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.
Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.
Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.
Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.
Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.
Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".
Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.
Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.
Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.
Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.
Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.
Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).
Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.
Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.
Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.
Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.
Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.
Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.
Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.
Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.
Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.
Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
Литература:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
- Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
- В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л.Новоселовой. Москва. 1985 год.
- Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Москва 2005 год.
- «Истоки». Базисная программа развития ребенка - дошкольника. Москва. 1997 год.
- Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Москва. 2005 год.
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Москва, 1974 год
- Теплюк С.Н. Большой – маленький. Москва, 2000 год.
- Сенсорно-моторное развитие и введение для них первых математических представлений.
- Рожков О.П. и Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4гг.
- Ветер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»
В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....
Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район Образовательный про...
Программа по теме самообразования "Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста"
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формировани фундаментальных психических функций, без должного развития которых нельзя говорить об успешности ребенка в современном мире....
Методическая разработка Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста ( 2 – 3 года )
Актуальность проекта: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный...
Методическая разработка "Формирование сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3 года) "
Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Основная задача: помочь практическим работникам в формировании сенсорно – математичес...
Консультация для педагогов на тему: «Формирование элементарных математических представлений детей раннего возраста»
Цель консультации: обогатить знания воспитателей о методах и приемах формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей раннего возраста. Тема "Наведем порядок в лесу"
Окружающий нас мир наполнен массой интересных вещей. Задача воспитателя: дать детям первые понятия о том, что видят вокруг. Для детей раннего возраста предметы имеют полярные значения "боль...