Проект
проект (старшая группа)
Познавательно-творческий проект в группе для детей с ТНР "Книги дружат с детворой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_knigi_druzhat_s_detvoroy.docx | 306.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Зернышко»
г. Балашова Саратовской области
Познавательно-творческий проект
«Книги дружат с детворой»
Подготовила:
воспитатель Буданова О.В.
г.Балашов
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители.
В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед воспитателями стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге. В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а сказки написаны в книгах.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней.
С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив.
По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
С ранних лет нужно учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Книга помогает ребенку познавать мир, развивает любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с детьми, особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.
В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц).
Участники: дети с ОНР, воспитатель, родители.
Руководитель проекта: воспитатель Буданова О.В..
Цель проекта: вызвать интерес к миру книги, активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье.
Задачи:
-учить внимательно, слушать и слышать произведение;
-формировать интерес и потребность в чтении книг;
-развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность в процессе приобщения дошкольников к литературе;
-воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;
-формировать бережное отношение детей к книге, активизировать познавательную и речевую деятельность;
-способствовать развитию речи, память, внимания.
Формы и методы работы:
-непосредственно-образовательная деятельность;
-художественное творчество;
-чтение художественной литературы;
-игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
-работа с родителями;
-использование презентации;
-самостоятельная деятельность детей.
Ожидаемые результаты:
-повышение у детей интереса к художественной литературе;
-раскрытие творческих способностей школьников;
-развитие связной речи, мышления, воображения;
- пополнение развивающей среды в группе;
- повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
- расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный.
Постановка проблемы. Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом. Поставить проблему перед детьми «Для чего нужным нам книги?».
II этап – основной. Обсуждение проблемы.
Рассматривание с детьми книг, иллюстраций, портретов детских писателей и поэтов.
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: русская народная песенка «Курочка-рябушечка», русские народные сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и др., сказки В.Г.Сутеева.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация).
Изготовление книжки-малышки вместе с воспитателем.
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
III этап – заключительный. Подведение результатов: обобщение материалов проекта.
План реализации проекта:
Организация предметно-пространственной развивающей среды:. Подобор художественной литературы, подготовка наглядного иллюстрированного материала по теме проекта, оформление выставки книг. Подборка игр.
Образовательная деятельность :
Речевое развитие:
Т.К. 23 «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетной картины по теме занятия, беседа о том, что на ней изображено.
Т.К. 24 «Русские сказки» (мини-викторина). Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).
Т.К. 25 «Литературная викторина».
Цель: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали.
Конструктивно-модельная деятельность:
Т.К. 22 «Заюшкина избушка».
Т.К.24 «Лодочка». Создание лодочки (кораблика) по мотивам сказки В.Г.Сутеева «Кораблик».
Цель: воспитывать у детей художественный вкус и развивать творческие способности у детей в технике «оригами».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование по мотивам русских сказок «Колобок», «Теремок» и др.
Т.К.22 «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок».
Цель: продолжать учить детей рисовать четвероногих животных, сравнивать животных, видеть общее и различное.
Т.К.23 Рисование «Книжки-малышки».
Аппликация:
Т.К.13 «Загадки».
Цель: закреплять умение детей соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей.
Лепка:
Т.К. 13 «Мисочки для трех медведей».
Т.К. 12 «Козленочек».
Игры:
- Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят».
- Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»
- Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»
- по сказке «Курочка Ряба».
- Настольно-печатная игра «Домино»
- «Назови героев сказки»
- «Назови сказку по главному герою»
- «Расскажи сказку по иллюстрациям»
- «Разрезные картинки»
- «Раскрась героя сказки»
- «Что изменилось? ».
- «Найди по силуэту».
- «Помоги герою найти свою сказку».
- «Чья песенка».
- «Я назову, а вы продолжайте».
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Показ слайдов и рассказ воспитателя «Откуда книга к нам пришла?».
Чтение детских сказок, рассказов, стихов.
Подбор портретов поэтов и писателей.
Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
Ситуативные беседы:
-«Моя любимая сказка»;
- «Какую книгу мама мне читает на ночь»;
-«Праввила работы с книгой»;
-«Чему учат сказки»;
-«Что такое «библиотека?»
Создание «Книжки-малышки» своими руками (рисование сюжетов к сказкам).
Сотрудничество с семьей:
- Консультация для родителей на тему «Роль книги в развитии ребенка»
- Консультация для родителей на тему «Научите ребенка любить книгу»
- Памятка для родителей: «Десять почему необходимо читать детям»
- Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми в рамках проекта «Книжка своими руками»
Результат реализации проекта:
В результате проекта дети познакомились с творчеством детских поэтов и писателей. Повысился познавательный уровень у дошкольников.
Организованы тематические выставки («Книжка-малышка своими руками», «Моя любимая книга»). В рамках проекта дети научились ремонтировать книги, а также бережно относиться к ним. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
Родителям была представлена информация по воспитанию любви к чтению.
Литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;
-Филичева Т. Б.,Туманова Т. В.,Чиркина Г.В.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации. — М., 2009;
-Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. — М., 2012;
-Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - 3-е изд., испр.-М., 2009.
Советы родителям по воспитанию у детей любви к книге:
- читать ребенку вслух с раннего возраста;
- покупать книги, дарить их и получать в качестве подарка
- оставлять печатные издания везде, где ребенок может их увидеть;
- определить интересы ребенка: что ему нравится;
- прививать любовь к чтению на собственном примере;
- разрешать малышу самому выбирать книги в магазине или библиотеке;
- играть в настольные игры, предполагающие чтение;
- не заставлять ребенка читать против его воли: приобщите его к чтению через игру;
- собирать домашнюю детскую библиотеку;
- обязательно слушать, как малыш читает, он должен чувствовать ваш интерес;
- до или после просмотра фильма (м/ф) предложить книгу, по которой он снят;
- читать друг другу по очереди;
- спрашивать мнение ребенка о книге;
- читать ребенку перед сном.
Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»
Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих: 5-6 детей
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»
Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Количество играющих: 4-6 детей
Игровое правило: внимательно слушать собеседника
Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»
по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Настольно-печатная игра «Домино»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку
Количество играющих:
Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки
Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки)
«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»
«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»
«Назови сказку по главному герою»
(развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
«Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
«Разрезные картинки»
(научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.
«Раскрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).
«Что изменилось? »
Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) и предметов; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры;
1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот кто наберет больше всех жетонов.
2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.
«Найди по силуэту»
Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.
Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры:
Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.
Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.
«Помоги герою найти свою сказку»
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.
Ход игры:
Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.
«Чья песенка»
Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.
Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка Колобка).
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, Коща, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечка во сыру землю.
(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы).
Вы, детушки, вы, батюшки
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла,
Полны копытся водицы!
Сказка «Волк и козлята», песенка волка).
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули.
(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки).
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши).
Как выскочу, как выпрыгну –
Полетят клочки по закоулочкам.
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы).
Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы).
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы!
Котик-братик,
Выручи меня!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка).
Эта ложка простая – Петина,
Эта ложка простая – Котова,
А это ложка не простая, - точёная,
Ручка золочёная, -
Эту ложку я себе возьму.
(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)
Ку – кА – ре – ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
Поди лиса, вон!
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка).
Стрень, брень, гусельки,
Золотые стунушки,
Дома ли лиса?
Выходи лиса!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота).
Сяду на пенёк
Съем пирожок.
(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя).
Загадки:
Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… КОЛОБОК
Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? ПЕТУШОК
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … ЕМЕЛЯ
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… КАЩЕЙ
Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … ЛЯГУШКА
«Я назову, а вы продолжите».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Крошечка – … (Хаврошечка)
Царь … (Салтан)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
Соловей - … (разбойник)
Мальчик … (с пальчик)
Конёк – (Горбунок)
Гадкий … (утёнок)
Кощей - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...