"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа)
Важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности за свое здоровье и жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_t.g._zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 576.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Оглавление
1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста 5
2.2. Организация предметно-развивающей среды группы с позиций здоровьесбережения 10
Введение
Актуальность. Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема – ухудшение качества здоровья населения. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья воспитателя и воспитанников.
Проблема. В современной системе образования учащиеся получают лишь общетеоретические представления, не связанные с повседневной жизнью и проблемами здоровьесбережения, которые воспринимаются детьми абстрактно и не увязываются с деятельностью самих людей. Сегодняшняя система образования призвана положить в основу формирования личности новый тип мышления и поведения в окружающей среде – здоровьесберегающий.
Пути решения проблемы. Важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности за свое здоровье и жизнь.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации воспитательно-образовательного процесса.
Цель: создать условия для формирования осознанного отношения к здоровью дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме сохранения здоровья дошкольников в детском саду;
- совершенствовать воспитательно-образовательный процесс с позиций здоровьесбережения;
- описать систему деятельности педагога, направленную на укрепление и сохранение здоровья дошкольников;
- провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе работы по здоровьесбережению.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Таким образом, одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в детском саду.
1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста
Одна из основных потребностей человека - это потребность в здоровье. Здоровье - одна из самых больших жизненных ценностей. Здоровье позволяет человеку без помех учиться, трудиться, заниматься любимым делом и активно отдыхать. Выделяется несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающих технологий:
- Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды технологий:
1) Медико-профилактические технологии. Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
2) Физкультурно-оздоровительные технологии. Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
3) Образовательные технологии. Задачи: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи.
4) Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Задачи: обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника.
В ходе работы достигаются следующие результаты в отношении детей:
- Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
- Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; гарантия безопасности занятий;
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
- Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
В отношении педагогов - повышение профессиональной компетентности:
- знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей;
- использование в работе диагностических данных о ребенке;
- создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка;
- ведение индивидуального контроля за двигательной нагрузкой детей;
- систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
Таким образом, развитие навыков здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения.
2. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО
2.1. Организация воспитательно-образовательного процесса с применением здоровьесберегающих технологий
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Остановлюсь на конкретных формах и приемах работы с детьми по здоровьесбережению (психолого-педагогических технологиях). В нашем детском саду используется система здоровьесберегающих технологий:
Рассмотрим их подробнее.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Пальчиковая гимнастика – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего дошкольного возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» - 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста (включены в сетку занятий в качестве познавательного развития).
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - отработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения. Проводится по рекомендациям логопеда ежедневно.
Логоритмика – направлена на совершенствование речи детей, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем пространстве, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму.
Технологии воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Итак, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
2.2. Организация предметно-развивающей среды группы с позиций здоровьесбережения
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.
Исходя из этого, мы решили разделить помещение группы на следующие предметно-развивающие зоны:
- Зона речевого развития;
- Зона сенсорного развития;
- Зона моторного и конструктивного развития;
- Зона гендерного взаимодействия.
Затем мы выполнили чертеж помещений группы и разместили на нем выделенные зоны. После этого мы сортировали дидактический материал и игрушки и отнесли их к конкретной зоне.
Далее проводилась работа в самих предметно-развивающих зонах. Учитывая рост детей, их возможности дотянуться до игрушек и дидактических игр, гигиенические требования к группам ДОУ, мы схематично расположили дидактический материал по зонам.
Зона речевого развития – уголок логопеда. Сюда входит:
- зеркало с лампой дополнительного освещения;
- стол со скамеечкой для занятий у зеркала;
- предметные и сюжетные картинки;
- наборы игрушек по лексическим темам;
- картотека предметных картинок;
- раздаточный материал для индивидуальных и подгрупповых занятий;
- комплект зондов;
- настольно-печатные дидактические игры;
- дыхательные тренажеры.
Зона сенсорного развития – зона развития высших психических функций:
- звучащие игрушки, звучащие игрушки-заместители
- настольная ширма,
- CD с записью «голосов природы», CD-проигрыватель;
- настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного и зрительно-пространственного восприятия, узнавания и памяти;
- игрушки для развития тактильных ощущений, «волшебный мешочек».
Зона моторного и конструктивного развития – в этой зоне представлены материалы для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации и конструктивной деятельности:
- обводки, лабиринты и комплект простых карандашей (6 шт.);
- раскраски и комплекты цветных карандашей (3 шт.);
- пальчиковый бассейн;
- массажные мячики;
- шнуровки и застежки;
- разрезные картинки и пазлы;
- мозаика;
- конструктор.
Зона гендерного взаимодействия – зона, которая дает возможность девочкам и мальчикам осуществлять поло-ролевые взаимодействия в соответствии с принятыми в обществе эталонами. Эта зона разделена на 2 составные части: уголок игр и игрушек для мальчиков и для девочек.
Уголок игр и игрушек для мальчиков:
- модели транспорта;
- металлический конструктор;
- фигурки людей и животных;
- разрезные картинки и пазлы с изображениями транспорта.
Уголок игр и игрушек для девочек:
- куклы с комплектом одежды;
- набор для игры «Больница»;
- набор мебели и посуды для кукол;
- парикмахерская;
- пазлы и плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них.
Обустроенная таким образом пространственно-развивающая среда группы позволяет реализовать весь комплекс здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья воспитанников.
Большое внимание уделяется работе с родителями по формированию у них установок на воспитание здорового во всех отношениях ребенка (см. приложение – буклеты для родителей).
Заключение
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Литература
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2010. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2009.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
- Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
Приложение
БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовате...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Путешествие по сказке колобок»
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовате...
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
Отчет музыкального руководителя Козачёк Е.З. об использовании современных образовательных (психолого- педагогических), информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Отчет о проделанной работе музыкального руководителя за год....
Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...
Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...