Выступление на ММО работников дошкольного образования старшего дошкольного возраста Тема: « Разработка и представление экологической тропы на территории ДОУ»
учебно-методический материал (старшая группа)
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует подъема научного уровня дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mmo_pasport_ekologicheskoy_tropy.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Выступление на ММО работников дошкольного образования старшего дошкольного возраста
Тема: « Разработка и представление экологической тропы на территории ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Ревуцкая Екатерина Николаевна
Светлый 2019
Паспорт экологической тропы
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П.Гвездослав
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
- Экологические беседы;
- Наблюдения;
- Элементарные опыты;
- Экскурсии;
- Целевые прогулки;
- Экологические конкурсы, викторины;
- Решение экологических ситуативных задач;
- Чтение художественной литературы;
- Обсуждение и проигрывание ситуаций;
- Трудовой десант;
- Труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- Коллекционирование;
- Экологические досуги, развлечения, праздники;
- Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
- Театрализации, инсценировки.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому.
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога, наблюдают за этими объектами.
В младшей группе мы проводим образовательную деятельность с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.
Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.
С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору.
В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом мы используем время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада.
Нашу тропу разделили на 5 объектов: лесная зона, садовая зона, полевая зона, луговая зона, огород.
- Лесная зона
- Деревья ( береза, тополь, ива, американский клен, платановидный клен, липа, рябина, ясень, вяз, ель, туя, сосна);
-Кустарники ( черемуха, сирень, боярышник, жасмин);
-Цветы (Ландыши).
2. Садовая зона
- Деревья ( яблоня, вишня)
-Кустарники ( смородина);
-Цветы ( тюльпаны, нарцисс, львиный зев, маргаритка, пион, ирис, лилия, астра, бархатцы).
3. Луговая зона
Цветы ( василек, душица, клевер луговой, герань луговая, ландыш, тысячелистник, цикорий).
4. Огород (томаты, перец, горох, фасоль, огурцы, укроп, петрушка, салат).
Объекты экологической тропы
1. Луговая зона : луг : цветники и цветы, которые растут вне клумбы.
«Клумба» - это ограниченная территория (клумба), где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Образовательные задачи:
-Уточнять представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- Сравнивать разные цветы по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми.
-Формировать умение понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.
Развивать умение наблюдать за растениями на цветочной клумбе.
Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
Закреплять увиденное в художественно- творческой деятельности.
На этой зоне мы с детьми наблюдаем за цветами. Весной мы их высаживаем на улицу, а осень пересаживаем в цветные горшки, и продолжаем наблюдать за этими цветами в группе. Изучаем строения цветка: какой Формы листья, стебель, сравниваем цветы между собой.
Проводим беседы на тему: «Как нужно ухаживать за цветами?», «Как называются цветы, растущие на клумбе?»
Дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, сравнивать их, следить за появлением семян.
После наблюдения за цветами на участке, мы с ребятами выполняем, практическую работу в группе: рисуем, раскрашиваем, лепим цветы, выкладываем из природного материала, работаем с бумагой.
Так же мы наблюдаем за цветами, которые растут вне клумбы (одуванчик, гусиный лук, первоцветы, цикорий, клевер, тысячелистник). Обращаем внимания детей на то, что рост цветов, которые растут вне клумбы, зависит от природных условий, человек за ними не ухаживает, а для цветов, которые растут в клумбе, необходим уход человека.
Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения».
Информация об объекте:
2. Огород
Информация об объекте
На территории детского сада есть объект – «Огород».
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, кабачке, укропе, петрушке), обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
Объекты для наблюдения: Овощные культуры.
Образовательные задачи:
-Расширять и обобщать знания детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, кабачке, укропе, петрушке);
обучать навыкам ухода за ними, формировать представления о значении овощей в жизни человека.
- Обогащать и развивать активный словарь детей.
- Вызывать у детей познавательную активность посредством игровой, трудовой и практической деятельности.
-Закреплять знания об объекте во всех видах детской деятельности.
Мы с детьми рассматриваем за молодыми всходами на огороде. Дети сравнивают и выделяют отличия сорной травы от всходов культурных растений (форма и цвет листьев, высота стеблей, особенностей расположения на грядке) . В течении всего лета мы наблюдаем за изменениями, которые происходят с растениями: появление новых листочков, вместо цветков- завязь, появление новых усиков и т. д.
Уже в августе ребята называют овощи, растущие на грядках. Рассматривают соседние грядки, что на них растет. Сравнивают плоды на разных растениях. Чем они отличаются? Делают вывод, что на одном растении могут быть плоды разной спелости, а значит, разного размера, цвета. Сравнивают два вида овощей на разных грядках.
Так же мы с детьми проводили Опыт «Что будет, если огород не пропалывать?»
Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая.
Ход опыта. Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте.
Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.
В сентябре мы с детьми все обобщаем и проводим беседу:
Вопросы: Что изменилось на огороде? Что здесь выращивают? Какие овощи были посажены? Что можно из них приготовить? Все ли растения есть на грядках? Если некоторые уже убраны, то какие? (Картофель, кабачки, болгарский перец.) какие овощи еще дозревают? (Томаты, баклажаны.).
Вывод: каждому овощу, чтобы созреть необходимо разный промежуток времени.
3.Полевая зона
Пока у нас в саду ее нет, но мы планируем выделить зону и весной посадить там овёс. Наблюдать с детьми за всеми фазами развития растения от прорастания зерна до появления первых побегов – волшебство природы в действии. Объяснить детям, что требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
4.Садовая зона
- Деревья ( яблоня, вишня)
-Кустарники ( смородина);
-Цветы ( тюльпаны, нарцисс, львиный зев, маргаритка, пион, ирис, лилия, астра, бархатцы).
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системы конкретных представлений о деревьях, кустарниках, цветах и их взаимосвязи с окружающей средой; воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Рассматриваем на участке с детьми деревья яблони и вишни, выясняем, что это -деревья. У них есть ствол, ветки кора, листья. Что у них одинакового и в чем у них отличия.
Наблюдаем за яблоней:
Весна:
Как внешне изменилась яблоня? -Она начинает просыпаться от зимнего сна. Деревья проснулись, почки уже набухли. Скоро совсем лопнут и появятся листочки. Скоро яблоня расцветёт.
Совсем скоро яблоня расцветёт. Объясняем детям, что скоро её крупные бледно – розовые цветы соберутся в соцветия и появятся одновременно с листьями.
Лето:
Обращаем внимание детей на то, что наша яблонька, что – то загрустила, вы не знаете почему? (Около яблоньки сухая т твердая земля).
Делаем с детьми вывод, что летом яблоне надо помогать. Чтобы на яблоньке выросли крупные, вкусные душистые плоды, её надо поливать и рыхлить землю вокруг дерева.
С детьми брали ведёрки и поливали нашу яблоньку, рыхлили почву.
Но только аккуратно чтобы не повредить корни.
Осень:
Обращаем внимание ребят на нашу яблоньку на ней ещё много яблок (В эту пору люди собирают урожай). Беседуем с детьми о коре этого дерева. Для чего она нужна дереву?
Осень мы наблюдали, как постепенно пожелтели и начали опадать листья. Детям нравилось ходить по шуршащему под ногами пестрому ковру. Они собирали опавшие листья, сравнивали их по цвету, форме, размеру.
Зима:
Беседуем с детьми о том. что деревья зимой находятся в состоянии покоя, ветки от мороза становятся хрупкими, быстро ломаются. Снежный покров защищает деревья и кустарники от мороза.
Детям нравилось наблюдать за падением снежинок. Они отмечали, что снежинка легкая, пушистая быстро тает. Гуляя по снегу дети рассматривали свои следы, любовались красотой деревьев, покрытых пушистом снегом.
5. Лесная зона
« Смешанный лес»- объект экологической тропы, насажденный различными породами деревьев и кустарников, цветов.
- Деревья ( береза, тополь, ива, американский клен, платановидный клен, липа, рябина, ясень, вяз, ель, туя, сосна);
-Кустарники ( черемуха, сирень, боярышник, жасмин);
-Цветы (Ландыши).
Объекты для наблюдения: деревья, кустарники, цветы.
Образовательные задачи:
-Расширять и закреплять знания детей о лесе, о растениях и деревьях, растущих в лесу, о лесных обитателях.
-Формировать элементарные экологические знания о лесе.
-Научить детей устанавливать и понимать причинно-следственные связи в лесном сообществе.
-Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса.
-Развивать связную речь, обогащать словарь детей, зрительное внимание, мышление, воображение, творческие способности.
-Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть прекрасное в природе, наслаждаться красотой леса в любое время года.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Знать правила поведения в лесу.
На этой точке экологической тропы мы с детьми наблюдаем за деревьями, сравниваем их. Находим различия между кустарниками и деревьями. Дети учатся отличать кустарники от деревьев, различать их по внешнему виду, запоминают название кустарников.
Наблюдение за деревьями:
Воспитатель обращает внимание детей на березы, растущие на участке. Отмечает первые приметы осени – пожелтели листья на березах и почти уже облетели. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой березы.
Вспоминаем с детьми народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.
Так же на участке воспитатель предлагает детям рассмотреть клен, растущий на участке.
Спрашивает у детей, что нового они заметили в убранстве деревьев осенью? Предлагает сравнить с тем, что видели летом.
На участке под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви. С деревьев опала листва. Стали хорошо заметны плоды и семена.
Мы вместе с детьми рассматривает плод клёна. Дети рассматривают, что плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут, и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен.
Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери.
У нас на участке есть деревья рябины, детям очень нравится рассматривать это дерево.
Обобщение ответов детей: золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно- оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину. Рябина золотой осенью вызывает у нас чувства радости, восторга и красоты природы.
Обобщаем, что в природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды.
В завершении наблюдения делается вывод: когда с деревьев опадают листья, это явление называется листопад, так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер. Дети очень любят наблюдать за этим явлением. На ветках рябины остаются ягоды, которые привлекают нас своей красотой и служат кормом для птиц.
На прогулке обращаем внимание детей на деревья, которые растут на участке
детского сада. Рассмотреть березу и рябину. Рассматриваем деревья, уточняем их
строение, в чем сходство деревьев? Какие характерные особенности березы
? Какие характерные особенности рябины? Что общего есть у этих деревьев?
Какие условия необходимы для их роста?
Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?
Обращаем внимание детей, на то, что у рябины и березы очень тонкие веточки, которые легко ломаются и почему так важно заботится о деревьях зимой.
Обобщение ответов детей: дети приходят к выводу, что рябину можно узнать по гроздьям алых ягод, а у березы белый ствол, у нее как и у рябины тонкие ветви, а еще на ней вырастают сережки, делают вывод, что оба дерева питаются с помощью корней, которые уходят глубоко в землю. Еще рябина служит кормушкой для птиц зимой.
На прогулке с детьми мы наблюдаем за хвойными деревьями. Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.
С ребятами наблюдаем, как иголочки меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно. А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.
Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель, туя и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев: лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.
Беседуем с детьми о том, что много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый бор. Если только ели - ельник. А если и сосны и ели то лес просто называется хвойный.
6. Зеленая аптека».
Знакомим воспитанников с лекарственными растениями нашей местности: ромашка, подорожник, календула, мята, мелисса, одуванчик, и др. Дети узнают о лечебных свойствах растений, учатся правильно собирать и хранить лекарственное сырьё. В зимнее время из заготовленного лекарственного сырья завариваем фиточай. Мы с детьми наблюдаем за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравниваем разные растения на протяжении весенних, летних и осенних месяцев; беседуем с детьми о целебных свойствах каждого растения;
Наблюдение за подорожником.
Как вы думаете, почему его назвали подорожником? - Оно растет по дорогам.
- Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Что можно о нём сказать? Может быть, догадаетесь? У него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему.
Рассматриваем его листья. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассматриваем, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет). У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. Давайте рассмотрим султанчики. Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника. Как же подорожник размножается? (Семена переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему? (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли! Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. И где потерялось семечко, там оно и проросло.
Делаем вывод: Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала.
7. Кормушка
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Содержание: На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Рассказываем, что зимой птичкам холодно и голодно, нет мошек и червячков. Только люди могут помочь птичкам – покормить их.
Наблюдаем, как птицы клюют только плоды рябины. Очень уж много в них
Витаминов. Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники. Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Для дроздов, синиц, снегирей и других птиц рябина является кормушкой.
Объясняем детям, что не с проста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве.
Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть.
Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как будет угощать птичек. Объясняет: «Корм нужно насыпать в кормушку, чтобы птички его увидели, а самим надо отойти подальше и понаблюдать.
Рассматриваем птиц: повадки (клюют, перелетают, части тела: крылья, хвостик, лапки, головка, клюв, глазки).
Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идѐт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...
Конспект совместной деятельности по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Помощники Лесовичка»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга Конспект совместной деятельнос...
Выступление на методическом объединении работников дошкольного образования района на тему "Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
В конспекте изложен материал по организации экспериментальной деятельности с детьми старших групп экологической направленности....
Презентация к выступлению на форуме работников дошкольного образования "ВОСПИТАТЕЛЬ СЕГОДНЯ: КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ, МОБИЛЬНОСТЬ" "Развитие навыков 4 К у детей дошкольного возраста".
Данная презентация знакомит с 4 компетенциями - коммуникация, креативность, командная работа и критическое мышление, которые необходимо развивать с раннего детства....
Выступление на форуме работников дошкольного образования " ВОСПИТАТЕЛЬ СЕГОДНЯ: КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ, МОБИЛЬНОСТЬ". Тема: "Развитие навыков модели 4 К у детей дошкольного возраста"
В статье идет речь о модели 4К, в которую входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста:коммуникация, командная работа, критическое мышление,креативност...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по экологической тропе»
Цель: формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропинке.Задачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природ...