«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности»
статья (старшая группа)

Наталья Исланкина

Целью педагогическойдеятельности является развитие у дошкольников коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nsportal.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности»

 «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение к миру. Чтобы ребенок мог познавать этот сложный мир, чтобы почувствовал себя нужным, он должен научиться жить в обществе.

Глобальное снижение уровня речевой культуры детей в обществе серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Педагоги, в большинстве случаев, отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на определенные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития детей, а также одна из основных задач подготовки их к дальнейшей жизни.

В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Огромнейшую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс обучения и воспитания. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.

Поэтому перед взрослыми стоит серьезная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.

Целью педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Создание психолого-педагогических условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков.

2. Разработка системы мероприятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определение организационных форм театрализованных игр и упражнений, как одного из средств формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие у детей дошкольников коммуникативных навыков посредством организации театрализованной деятельности осуществляется в следующих направлениях:

1) Развитие эмоциональной сферы дошкольника;

2) Формирование позитивного самовосприятия и самосознания;

3) Освоение коммуникативных умений и навыков в социально - организованной совместной деятельности.

4) Постепенный переход от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя;

5) От игры в малой группе сверстников к коллективной игре, с различными ролевыми позициями (равноправие, подчинение, управление);

6) От создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Работа по созданию театрализованных представлений осуществляется поэтапно. В своей педагогической деятельности педагог использует следующие формы организации театрализованной деятельности:

1. Самостоятельная театрально-художественная игровая деятельность в повседневной жизни;

2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральная непосредственно образовательная деятельностьтеатрализованнаяигра на праздниках и развлечениях.

3. Мини-игры, театрализованные игры-спектакли, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

На первом этапе внимание детей акцентируется внимание на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребёнку, улыбка, контакт глазами, телесные прикосновения. Атмосфера доверия, установленная на первом этапе, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы на всех дальнейших этапах.

На втором этапе игровые ситуации позволяют ребенку выражать свои желания, потребности, интересы. На каждом занятии детям предоставляется возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди.

Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство»«Поздравление»«Разговор по телефону»«Просьба»«Благодарность»«Угощение»). При помощи мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции («Радость»«Грусть»«Удивление»«Страх» «Отвращение»«Гнев»).

Третий этап - завершающий. В начале этого этапа организуются игровые ситуации на развитие способности ребенка понимать эмоциональные состояния окружающих; на формирование умения выражать эмоции и чувства вербально, в движении, мимикой и голосом; на развитие способности сопереживать. В игровой занимательной форме дети познают себя и окружающих.

Затем проходит обучение детей правилам взаимодействия через различные виды театрализованной деятельности и занятий. Дети продолжают совершенствовать свои актерские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся наблюдения за окружающим миром (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте лето, поле, почувствуйте запах свежей травы. Мы лежим на мягком, волшебном покрывале, загораем. У нас хорошее настроение. Мы слышим пение птиц. Потянулись руками к солнышку» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Исполнительские способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами, партнёрами в общем деле. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит очень заметные результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, воображение, внимание, память, образное мышление и др.

Игра – драматизация, используемая педагогом, часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи – различные куклы, послушные ребёнку. Такой формой воспитатель учит детей регулировать своё поведение, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, стендовый, пальчиковый, бибабо; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и  творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.

Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

«Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через организацию театрализованной деятельности».

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. И она является  средством развития коммуникативных способностей у детей....

Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры

  Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид де...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и поним...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков ребенка дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» Б.М. Теплов. Неоднократно доказано, что дошкольн...