ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Ладушки»
рабочая программа (средняя группа)

Кристина Алексеевна Новикова

Приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через знакомство с детской литературой, народными праздниками, традициями, народными промыслами. 

Программа реализуется в рамках образовательной области «речевое  развитие детей » в свете требований ФГОС ДО.

Программа обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, учет потребностей и интересов детей дошкольного  возраста в игровой деятельности.

Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с дошкольного возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного , нравственного и речевого развития детей.

Родители станут активными участниками педагогического процесса: будут принимать участие в проведении русских народных праздниках, в подготовке и подборе атрибутов в мини-музей «Русской избы», в украшении зала к русским народным праздникам : «Пасха», «Рождество» , «Новый год», «Масленица», участвовать в играх, принимают активное участие во всех вопросах организации участия в мероприятиях.

Программа рассчитана на детей с 4-5 лет. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_ladushki.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 Приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через знакомство с детской литературой, народными праздниками, традициями, народными промыслами.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Ладушки»

Автор

                                      Новикова Кристина Алексеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

1.4

Возрастные характеристики развития детей

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

2.3

III.

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

3.2

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

3.3

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

3.4

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Литература

Приложения


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность парциальной образовательной программы

   В основу данной  программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Реализация программы обеспечивает соответствие знаний, умений и навыков детей установленным Федеральным государственным стандартам (от 17 октября 2013 г № 1155) и следующими нормативными документами:
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;- Концепцией модернизации российского образования; -Федеральный образовательный стандарт; - Концепцией дошкольного воспитания;
- СанПиН 2.4.1. 3049 -13 .

Программа реализуется в рамках образовательной области «речевое  развитие детей » в свете требований ФГОС ДО.

Программа обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, учет потребностей и интересов детей дошкольного  возраста в игровой деятельности.

Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с дошкольного возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного , нравственного и речевого развития детей.

Родители станут активными участниками педагогического процесса: будут принимать участие в проведении русских народных праздниках, в подготовке и подборе атрибутов в мини-музей «Русской избы», в украшении зала к русским народным праздникам : «Пасха», «Рождество» , «Новый год», «Масленица», участвовать в играх, принимают активное участие во всех вопросах организации участия в мероприятиях.

Программа рассчитана на детей с 4-5 лет. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: Формировать интерес детей   дошкольного возраста знакомства  с русским народным творчеством через знакомство с детской литературой, народными праздниками, традициями, народными промыслами.

Задачи:

1.Продолжить развитие связной, грамматически правильно диалогической и монологической речи;

2. Продолжить обогащать словарный запас детей, развивать речевое творчество;

3.Продолжить знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

4. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, ав-торские произведения

5. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народ-ными играми.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

   Системно - деятельностный подход, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;  

 Деятельно-творческий подход:  Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, речевому творчеству, инициативности.

Личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспе-чить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмо-циональное благополучие каждого ребенка.

Принципы:

1.    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

2.   построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

3.  принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).

4.      принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

5.    принцип  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

         6.  решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

7.  строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на детей 4-5 лет.

В этом возрасте в игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Планируемые результаты :

  1. Ребенок овладевает  основными  литературными  понятиями по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, что способствует развитию речи;

  1. Ребенок овладевает умением  рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
  2. Использует в игре предметы быта русского народа;
  3. Создаѐт творческие работы по фольклорным произведениям

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Наблюдение процесса  деятельности ребенка, заполнение

Карты наблюдения .

.

II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Средняя группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

 «Во саду ли, в  огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и  огороде». Загадывание загадок об овощах и фруктах

2

«Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3

Коровушка и бычок

Знакомство детей с домашними животными – коровой и быком. Разучивание потешек про корову и быка.

4

«Бычок-черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца»

5

«Приглашаем в гости к нам»

игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям»

6

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой

7

«Волшебные спицы»

Знакомство со  спицами и вязанием на  них. Беседа о шерстяных изделиях, откуда берется шерсть.

8

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

9

«Петушок – золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостье. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

10

«Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Кто спрятался?». Повторение потешек и попевок о домашних животных.

11

 «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Загадки о  зиме. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок»

12

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».  Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

13

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ «Зимовье зверей».

14

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с традициями празднования Нового года. Разучивание колядки «Щедровичка»

15

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза» Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

16

Русская балалайка

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке

17

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода  -деревянными ложками. 

18

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

19

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ сказки

20

«Лисичка сестричка и серый волк»

Настольный театр «Лисичка сестричка и серый волк»

21

«Кто же в гости к нам пришел!»

 Знакомство с Домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

22

«Масленица, дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с традициями празднования масленицы. Закличка «Блины».

23

«При солнышке тепло, при матери –добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение «О маме»

24

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички о весне.

25

«Пришла весна»

Загадывание загадок о весне. Заклички о весне. Коллективная аппликация «Пришла весна»

26

«Шутки шутить – людей смешить»

Знакомство с потешным фольклором. Дразнилки. Скороговорки.

27

«Небылица – небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

28

«Волшебная палочка»

Узнавание  знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям , предметам.

29

Времена года

Рассказ о временах года с использованием  загадок. Заклички, песенки о временах года.

30

Прощание с «Избой»

Знакомство детей с новой сказкой по выбору Хозяюшки. Прощальное чаепитие.

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 ПРОГРАММЫ

Смотри  конспекты  О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровое обеспечение 

Воспитатели . Воспитатель организует  образовательную деятельность, развивающую среду.

Материально-техническое обеспечение Программы

  1. Наличие помещения ( «Музей –Русская изба»)
  2. Наличие игрушек, предметов быта, макетов для создания обстановки « русской избы» 
  3. Компьютер 
  4. Цифровой проектор 
  5. Наличие литературы и методических пособий 

Научно-методическое обеспечение Программы 

  1. Вераксы Н.Е. От рождения до школы.  Примерная основная общеобразова-тельная программа дошкольного образования / под редакцией Е.Н. Вераксы Т.С. Комаровой , М. А. Васильевой. М.: Мозаика  Синтез , 2012. - 336с.
  2. Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №2 п.Энергетик Новоорского района от
  3.  Методические пособия- программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Время и сроки реализации Программы

 Программа рассчитана на 1 год, проводится 1 раз в неделю,продолжительность 20 минут.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Музей «Русская изба».

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

          Целевые ориентиры

Ф.И. ребенка

Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

 Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского народа;

 Создаѐт творческие работы по фольклорным произведениям

Критерии оценки: часто, редко, не проявляет.

6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Используемая литература:

1.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: ДетствоПресс,2004.

3.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7.Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа музыкального воспитания "Ладушки"

Программа музыкального воспитания И. Каплуновой, И. Новоскольцевой "Ладушки"...

Парциальная программа "Ладушки"

Парциальная программа "Ладушки" по музыкальному развитию...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...

Парциальная программа "Ладушки"

Рабочая программа по музыкальному воспитанию...