Особенности адаптационного периода
статья (младшая группа)

Диасамидзе Любовь Викторовна

Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается.

Родители и ДОУ мечтают о том, чтобы это пространство стало пространством Счастливого Детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_adaptatsionnogo_perioda.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптационного периода

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным  или негативным.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым , лживость, болезнь, страх наказания.

Этапы адаптационного периода

1 этап - подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада.

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

2 этап - приход в группу детского сада.

Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад «к своему» шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап - постепенное привыкание.

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние Ребенок уже может  без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Обратите внимание!

В самый первый день лучше прийти не в группу, а на участок во время прогулки (заранее договорившись с воспитателем о времени прогулки) и поиграть с детьми, познакомить ребенка с воспитателем и детьми. Ребенку легче воспринять игру на улице, чем в незнакомом помещении. На второй день так же прийти на прогулку. После прогулки можно вместе со всеми детьми пойти в группу, раздеться в своем шкафчике и поиграть в группе. Войдя в незнакомое помещение, ребенок видит уже знакомые лица воспитателя и других детей. На третий день повторить порядок второго дня плюс остаться на обед. Ребенок сам захочет поесть, аппетит сохранится благодаря маминой помощи.

Важно!

В течение первых 3 - 4 недель не следует принуждать ребенка к выполнению определенных действий, прописанных режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребенка, побуждать ребенка участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон.

Полезные советы.

После двух - трех недель стабильного посещения первой половины дня можно впервые остаться на сон. Следует заранее договориться с ребенком о сне. Если ребенок заснет, ни в коем случае нельзя его покинуть. Он не будет долго спать, т.к. непривычная обстановка помешает глубокому сну. В дальнейшем ребенок научится быстро и легко засыпать, поскольку «я посплю - и за мной мама придет». В течение одной - двух недель надо забирать ребенка сразу после сна, чтобы не растягивать время тягостного ожидания родителей. Это поможет сформировать у ребенка положительное отношение ко сну в детском саду. 

Задачи воспитания на адаптационный период

1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Направления психолого - педагогической деятельности коллектива младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

До приема детей в группу с родителями общаются специалисты заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатели групп. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

 Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным

В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

4. Охрана и укрепление здоровья детей.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах

Игры с детьми в период адаптации

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте - игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них - это привычное дело. Основная задача в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения

с малознакомыми взрослыми и детьми

 «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»

«Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

Игры на формирование эмоционального контакта и доверия

«Мяч»

Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять -

Хорошо мне с ним играть! (Ребенок убегает, а взрослый его догоняет)

 «Игра с собачкой»

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав - гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

(Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».

Рекомендации родителям,  на период когда ребенок начал
впервые посещать детский сад.

Привести домашний режим в соответствие с режимом группы.

Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки.

По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании.

Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров.

Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет.

Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет.

Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание.

Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.

Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой.

Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Щадить его ослабленную нервную систему.

Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему.

Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

Не наказывать ребенка за детские капризы.

Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Как не надо:

- отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

- не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;

- препятствовать контактам с другими детьми;

- увеличивать нагрузку на нервную систему;

- одевать ребенка не по сезону;

- конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой - то домашний предмет.

Принесите в группу свою фотографию.

Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке.

Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

Будьте терпеливы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптационного периода

«Особенности адаптационного периода» …Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать насто-...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»

Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...

Особенности адаптационного периода

В этой статье вы получите ответ на вопрос "Почему все дети по разному адаптируются к детскому саду?"...

Памятка для родителей "Особенности адаптационного периода в детском саду"

   Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем, а другие с первых дней чувствуют с...

Особенности адаптационного периода

В статье представлен материал по видам адаптации, особенностях адаптации детей к детскому саду...

Особенности адаптационного периода в нашей группе

Информация для родителей об адаптации детей второго раннего возраста (от 2-х до 3-х лет)....

Особенности адаптационного периода

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и но...