Из опыта работы. «Развитие художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
1. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.
2. Парциальная образовательная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 44.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 42
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
ДОКЛАД
Тема: «Развитие художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников»
Педагог дополнительного
образования МБДОУ № 42
Котова Ольга Алексеевна
ст-ца Новопокровская
2019
Оглавление
Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
1. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.
2. Парциальная образовательная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Глава II. Роль кружковой работы в развитии творческих способностей дошкольников.
- Развитие у детей художественно-творческих способностей средствами пластилинографии.
- Развитие у детей художественно-творческих способностей путем освоения техники оригами.
Заключение
Литература
Введение
Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть традиции и стереотипы?
Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей, с нормальным интеллектом. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, рукотворному миру, в том числе к искусству) и во всех видах деятельности.
Творчество(креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Ребёнок получает возможность выразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотить их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была и остаётся одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время, как никогда требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть, данная проблема не нова в плане её постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общественное выражение С. В. Михалкова: «Всё начинается с детства» - применимо в данном случае.
Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие.
Детский сад № 42 работает по основной общеобразовательной программе, разработанной на основе пилотной программы "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н. Е. Вераксы (2014).
Современное образование нацелено на введение ребенка в широкое социо-культурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста. Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Уже несколько лет формирование творческих способностей дошкольников в нашем детском саду происходит через использование в образовательном процессе инновационной парциальной образовательной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, которая представляет собой авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Она создана как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и общения, развития уникальной личности каждого ребенка.
Особенностью парциальной программы «Цветные ладошки» является то, что она ориентирована на создание условий для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира.
Ирина Александровна Лыкова в своей программе утверждает, что отдельные виды художественного творчества и ознакомление с окружающей действительностью не существуют изолированно друг от друга.
Интегрированный подход по программе Лыковой позволяет:
-оптимизировать художественно-эстетическое воспитание;
-улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми;
-повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность каждого ребенка.
Используя вариативность интегрированного метода обучения, я разработала перспективное планирование взаимодействия основных видов деятельности детей младшего и старшего возраста. Темы блоков планировала в соответствии со временем года и сопутствующими тематическими неделями. Работа по каждому блоку осуществляется от нескольких занятий до месяца, темы занятий могут варьироваться, дополняться новым материалом.
Проведение тематических занятий предусматривает большую предварительную работу: беседы, рассматривание картин и иллюстраций, проведение разнообразных игр, чтение и заучивание художественного материала, наблюдения и изучение объектов, подбор изобразительных материалов и инструментов.
Например, работая по тематическому блоку «Космос», дети сначала рассматривают иллюстрации, энциклопедии о планетах, кометах, космической технике, знакомятся с макетом Земли, а затем используют полученные впечатления. И таким образом проводится работа по каждому тематическому блоку.
Все идет как бы по ступенькам. Если дается одна тематика, то занятия построены таким образом, чтобы дети смогли не только порисовать, но и слепить, сделать аппликацию. Но в то же время не скажу, что программа простая. Если я вижу, что ребятишкам с чем-то будет сложно справиться, стараюсь видоизменить занятие, чтобы оно было более понятным и несложным. Прежде чем предложить детям что-то, я обязательно сначала сделаю сама.
В процессе непосредственно-образовательной деятельности дошкольники:
- узнают много об окружающем мире, так как НОД проходит по определенной теме;
- знакомятся с народными промыслами;
- учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы (например, рисовать красками, использовать пластилин, элементы аппликации);
- учатся рисовать кистью, палочками, губкой, пальчиками, ладошками и т.д.;
- используют в работе разные дополнительные материалы: разные крупы, зубочистки, коктейльные трубочки и т.д.
Применяя полученные знания и умения, дети в рисовании совершенствуют технику создания сюжета, композиции. Экспериментируют с различными изобразительными материалами, используют дополнительные элементы аппликации, декорирования.
В работах по аппликации передавая выразительность образов используем разные техники: вырезание, обрывание, бумажное скатывание; сочетаем техники; выполняем работы из бумаги разной фактуры, ткани, природного материала, создаем коллажи и аранжировки.
В лепке это динамичные образы, коллективные композиции, инсталляции, которые используются в украшении интерьера группы, детского сада, дома.
Созданный совместно с детьми игровой макет служит хорошим наглядным пособием и игровым экспонатом, позволяющим разыгрывать сюжеты, придумывать продолжение событий, вводить новых персонажей.
В процессе работы сложилась определенная структура НОД:
- первый этап — начало НОД, его цель: заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить;
- на втором этапе происходит реализация идеи. Каждый «художник» сам пробует представить, понять собственное отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмысленное в реализуемой работе. Мое участие, как педагога, состоит в том, чтобы помочь ребенку отбросить привычное стереотипное решение и попытаться найти свой вариант.
В помощь детям предлагаю различные образцы, открытки, плакаты, картинки, репродукции картин, которые помогают легче справиться с работой. Активно использую в своей деятельности ИКТ. Если ставится задача проиллюстрировать какое-либо произведение, обязательно накануне его прочитываем, либо прослушиваем и смотрим мультфильм, снятый по данной сказке. Очень часто на рисовании включаю детям музыку по теме занятия, по времени года, либо просто спокойную классическую. Это настраивает детей на позитив, улучшается работоспособность.
Дети самостоятельно создают сюжетные композиции, а затрудняющимся детям оказывается индивидуальная помощь. В середине занятия обязательна физпауза. Это гимнастика для глаз, пальчиков, рук, изменение статической позы- подъем, шаги на месте, наклоны.
Заключительный этап — анализ работ. Здесь важно умение выразительно описать образ, передать настроение и собственное отношение к изображаемому. Мы создаем условия для развития навыков общения: совместно выполненное изображение обычно способствует возникновению оживлённых диалогов детей, активно использую в своей практике приём обыгрывания сюжета рисунка, который сопровождается эмоциональными комментариями с использованием литературного материала, тем самым побуждая детей к активному речевому диалогу. Такой метод анализа позволяет заинтересовать детей, способствует желанию общаться, находясь в роли настоящих художников, что особенно ценно для детей со сниженной речевой активностью. Нужно всегда помнить, что в искусстве критерии оценки несколько иные, нежели в других видах деятельности: нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать. Каждый раз стараюсь избегать категоричности, понимая, что результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. Именно поэтому прямую оценку заменяю похвалой, поддержкой, обсуждением. Учу детей объективно оценивать работы друг друга, не забывая об уважительном отношении.
Так же в своей практике я постоянно использую индивидуальные занятия с детьми, испытывающими сложности в работе, нуждающимися в отработке различных умений и навыков.
Параллельно с внедрением программы в деятельность детей, я веду работу с родителями: выступаю на групповых собраниях, провожу индивидуальные беседы, консультации, анкетирования родителей, предлагаю занимательные творческие задания для детей дома. Так же провожу мастер-классы для родителей. На мк «Рисуем пластилином», познакомила их с нетрадиционной техникой «пластилинографией». На мастер-классе «Петриковская роспись» родители не только познакомились с элементами народной кубанской росписи, но и расписали вместе с детьми тарелочки. Надеюсь, что это поможет мамам более интересно и значимо проводить часы досуга с ребенком.
И эта совместная работа дает свои результаты: родители стали ответственней откликаться на просьбы детей и педагога, участвуют в совместных конкурсах и выставках, интересуются техникой выполнения рисунка, способами изготовления поделок. И эта поддержка, заинтересованность близкого человека, создает положительный настрой, способствует развитию творчества и желанию ребенка совершенствовать свои умения.
У родителей есть возможность видеть ежедневные работы детей в галерее творчества.
Программа И. А. Лыковой – это применение нетрадиционных материалов и техник, что способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Каждая из техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному: сначала это - пальцевая живопись; в среднем дошкольном возрасте можно знакомить с методом тычка. С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок –(рисование восковыми мелками и акварелью). В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, раздувание трубочкой, технику печати листьями, ниткографию, монотипию, мокрые рисунки, рисование щётками, набрызгом, тампонирование, трафарет, рисование по мятой бумаге, рисунок клеем, рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком, воздушным шариком, метод «сухая кисть», соленые рисунки.
Наш коллектив тоже проявляет большой интерес к программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки». Поэтому я консультирую педагогов по внедрению инновационной программы и технологии в продуктивных видах изобразительной деятельности детей в режимных моментах.
Проводя данную работу я вижу эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в выборе материала и техники выполнения работ на занятиях, в самостоятельной творческой деятельности. Ощутимо проявилось стремление детей экспериментировать в сочетании техник и доступного материала в лепке, рисовании, аппликации.
Дети с нетерпением ожидают этой увлекательной деятельности, интересуются: «А что мы сегодня будем делать? », «Когда снова будем лепить из цветного теста? ». И после этих слов понимаешь, что труды не прошли даром. Появляются новые идеи и желание наполнить мир детей чем-то интересным и увлекательным.
Каждый час и каждую минуту
Осознаю ответственность свою.
Из детских душ таинственных и хрупких
Неповторимые шедевры создаю.
Я педагог- творец и многогранник
С истоками добра-с теплом души.
И за руку со мной в страну искусства
Уверенно шагают малыши.
Глава II. Роль кружковой работы в развитии творческих способностей дошкольников
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
С целью гармоничного формирования эстетического отношения к миру в соответствии с ФГОС ДО в нашем детском саду действует 2 кружка, целью которых является развитие у детей художественно-творческих способностей средствами пластилинографии и при помощи техники оригами.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.
Рисование пластилином для детей не только веселое и увлекательное занятие, но и очень полезное. Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая – с правым. Преимущественное пользование правой или левой рукой обуславливает формирование речевых зон в правом и в левом полушарии мозга. Еще Павлов И.П. указывал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Кружок «Пластилиновая сказка» решает обучающие, технические и воспитательные задачи:
- знакомит с новым способом изображения пластилинографией;
-способствует освоению простейших действий с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;
- воспитывает у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции;
- воспитывает усидчивость, аккуратность в работе.
Оценивая результаты освоения детьми программы кружка могу сказать, что дети
- научились выполнять следующие приемы работы с пластилином: – раскатывать, сплющивать, вытягивать;
-научились пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его; не выходить за контур рисунка;
- научились пользоваться стекой;
- научились создавать выразительные образы посредством объема и цвета;
-научились анализировать свойства используемых в работе материалов.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
Программа кружка «Бумажный квадратик» решает обучающие, развивающие и воспитательные задачи:
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- знакомить детей с основными базовыми формами оригами;
- обогащает словарь ребенка специальными терминами;
- создает композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- воспитывать интерес к искусству оригами;
- расширять коммуникативные способностей детей;
- воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, приучать содержать в порядке рабочее место.
В результате освоения данной программы дети познакомились с искусством оригами;
- научились приемам работы с бумагой в технике оригами;
- называют и различают основные геометрические фигуры и базовые формы оригами;
- научились следовать устным инструкциям и изготовлению поделок по технологическим схемам,
- составлять композицию, дополняя поделку различными деталями (декорировать);
- улучшили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в коллективе;
- развили внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Заключение
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У них постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.
Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным положительным результатам. Все это придает мне уверенности в правильности выбора данной программы. Я уже вижу результат освоения программы «Цветные ладошки».
- повысился интерес детей к художественно-творческой деятельности;
- дети умеют планировать свою изобразительную деятельность: задумывать образ, подбирать материалы и инструменты, выполнять последовательные изобразительные действия для получения результата;
- свои знания и умения дети переносят в самостоятельную деятельность в группе и дома;
- довольно качественно повысились технические и изобразительные навыки у всех детей;
- дети умеют сочетать в работах разные способы, приёмы и материалы;
-дети становятся более самостоятельными, инициативными, информированными, любознательными.
Заканчивая, хочется сказать о том, изобразительная деятельность особо интересна для дошкольников, так как вызывает у них чувство радости, удивления, новизны, восхищения окружающим миром.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творческого потенциала и представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.
Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Помните, что очень многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим воспитанникам!
Литература:
1 Моисеева И. С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности— Пермь: Меркурий, 2014. — С. 79-81.
2. Лыкова И. А. Цветные ладошки Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности —Москва: Цветной мир, 2014.
3. Микляева Н. В. Развиваем способности дошкольников—Москва:Творческий центр сфера, 2010
4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» Детский дизайн-2. — М.: Скрипторий, 2007
5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 1991
6. Мусиенко С.В. «Оригами в детском саду», — СПб.: Литера, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)
Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...
Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...
Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...
Проектная работа "Развитие художественно – творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
Проектная работа...
Статья на тему: "Технология ТРИЗ как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".
quot;Каждый ребенок изночально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" Г. С. Альтшуллер...
Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств развития не только познания, но и эстетического восприятия окружающего мира ребенка. Она связана с самостоятельной, практической и твор...
Из опыта работы "Развитие художественно - творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования"
Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Существует много техник нетрадиционного р...