ТРИЗ упражнения для детей дошкольного возраста.
картотека
Предварительный просмотр:
ТРИЗ упражнения для детей дошкольного возраста.
Игра "Хорошо - плохо"
(младший возраст)
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: ведущем называется любой объект или в старшем возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход:
1 вариант
Ведущий: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Дети: Потому, что она сладкая.
Ведущий: Съесть конфету - плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что хорошо - почему?","что-то плохо - почему?"
2 вариант
Ведущий: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Дети: Потому, что она сладкая.
Ведущий: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
Ведущий: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Дети: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Ознакомление с окружающим миром.
Ведущий: Человек изобрел огонь. Огонь - это хорошо, почему?
Дети: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
Ведущий: Огонь - это плохо. Почему?
Дети: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Живая система.
Ведущий: Листопад - это хорошо?
Дети: Да. Земля становится красивой, листва шелестит под ногами.
Ведущий: Листья под ногами - плохо. Почему?
Дети: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрой, если после дождя.
«Что умеет делать»
(проводится со 2 младшей группы)
Цель: на формирование умения выявлять функции объекта.
Правила игры: Ведущий называет объект. Объект можно показать или загадать с помощью игры «Данетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его
помощью.
Ход:
Ведущий: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Ведущий: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
Ведущий: Что может мяч?
Дети: прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
Ведущий: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку "Колобок". Как он может помочь Колобку?
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Базис личностной культуры.
Ведущий: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?
Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или о собаке, он может уступить место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
Ведущий: Еще
Дети: Выручать из беды или трудного положения другого человека.
Ведущий: Что может растение?
Дети: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
Ведущий: Что может дождь?
Дети: Растворить лед.
Ведущий: Когда и почему?
Дети: Когда ярко светит солнце, тепло.
Ведущий: Что еще может лед?
Дети: Лед может расколоться, треснуть.
Ведущий: А какие полезные функции у льда?
Дети: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
Ведущий: Что можно делать со льдом?
Дети: Можно раскрашивать, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
Игра «Кто кем будет?»
(со средней группы)
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход:
Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов.
Например: Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра" Маленькие человечки"
(со старшей группы)
Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.
Ход:
Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.
Человечки твердого тела -
Человечки жидкого тела -
Человечки газообразного тела -
Ведущий предлагает разделить природную среду горизонтальными линиями и в верхнем секторе "поселить" все, что несет в себе человечков газа, в центре - жидкого тела, внизу - твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.
Например: Болотная лягушка - живая природа, живет и в воде и на суше.
Древесная лягушка - на дереве, хотя дышит воздухом.
Чайка - живая природа, живет в воздухе и на воде.
"Игра "Перевирание сказки"
(с подготовительной группы)
Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволяет, позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.
Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее "перевирают".
Например:
Сказка "Царевна лягушка".
Ведущий: Было у отца 3 сына.
Дети: Не 3, а 20.
Ведущий: Однажды собрал их царь и говорит: "Пора вам жениться!"
Дети: В лес по грибы идти.
Ведущий: Сыновья отвечают: "А где нам жен искать?"
Дети: Грибы искать.
Ведущий: Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша.
Дети: Не по стреле, а по валенку.
Ведущий: У старшего сына упала стрела на боярский двор.
Дети: На елку, по шишке.
Ведущий: У среднего сына - на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.
Дети: В магазин, попала в бутылку молока.
Ведущий: У младшего сына в болото, к лягушке.
Дети: В цирк, попала в укротителя тигров.
Примечание: всю сказку рассказывать не надо.
Сказки "Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач....
"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"
quot;Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"...
Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...
Использование технологии ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста
Использование технологии ТРИЗ в обучении детейдошкольного возраста...
"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"
quot;Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"...
Технология ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста.
Знакомство педагогов с технологией ТРИЗ(Обмен опытом)...
ТРИЗ упражнения для детей дошкольного возраста.
ТРИЗ упражнения для детей дошкольного возраста....