План работы по самообразованию 2019-2020 уч.г.
статья (подготовительная группа)
Данный материал содержит план работы по самообразованию и отчет о проделанной работе за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план работы по самообразованию | 34.95 КБ |
Презентация "Отчет по теме самообразования" | 436.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Светлячок»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Воспитатель: Гребенникова О.В.
2019-2020 уч. г.
П. Малое Луговое
Гурьевский округ
Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Воспитатель: Гребенникова О.В.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным.
Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Содержание работы | Сроки (начало и окончание) | Практический выход |
Подготовительный этап | Сентябрь-май | Чтение методической и научной литературы. Обзор информации по теме в Интернете. Пополнение предметно-пространственной среды дидактическими играми и наглядным материалом по теме. |
Работа с детьми | Сентябрь - май
| Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки. Использование новых дидактических игр по обучению грамоте. Изготовление индивидуального материала на каждого ребенка «Касса букв» Подбор материала по формированию графических умений. Пополнение картотеки чистоговорок и скороговорок. Использование пальчиковых игр. Знакомство с обводками и штриховками. Стенгазета «Говорят дети» ко Дню Матери. Досуг «В стране звуков» |
Работа с родителями | Октябрь - май | Беседа «Артикуляционная гимнастика». Консультации для родителей «Главные направления развития речи детей старшего дошкольного возраста» Беседа «Как подготовить руку к письму?» Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Консультация «Как развивать ребёнка играя» Оформление памятки для родителей «Страна букв» Круглый стол «Как сделать своего ребенка успешным» Итоговое родительское собрание |
Самореализа ция | Сентябрь - май | Мастер - класс для родителей Принять участие в семинаре на тему: «Развитие связной речи у детей» Проекты: «Птицы на юг улетают», «Я и моя семья», «Одежда, обувь, головные уборы», «Такая разная посуда», «Подводный мир», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Скоро в школу я пойду» Отчёт о проделанной работе за учебный год. |
Цель: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;
2. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
4. Развивать связную речь, расширять словарный запас;
5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.
6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
- по слоговые и слитные способы чтения.
Методическая литература
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
- Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г
- Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
- Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
- Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
Отчет по теме самообразования
«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Воспитатель: Гребенникова О.В.
Цель: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;
2. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
4. Развивать связную речь, расширять словарный запас;
5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.
6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.
Для успешного развития детей мною в группе была создана речевая зона. Она представлена театральным и книжным уголками. В этой зоне дети могли посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ручных кукол. Использовала магнитную доску, на которой дети самостоятельно составляли рассказ по серии сюжетных картинок, определяли место звука в слове, составляли схемы предложений и по данной схеме составляли предложение. В речевом уголке детям были предложены следующие игры: «Звуковые часы», «Паровоз» - Цель: находить слова на заданный звук; «Паровоз», «Подарок», «Зоопарк», «Слоговые домики» - Цель: закрепить умение определять количество слогов в слове; «Он, она, оно, они», «Мой, моя, моё, мои» - Цель: учить склонять слова по родам.
Подобрала наглядный материал с картинками на разные звуки, по формированию графических умений.
Составила картотеку чистоговорок на все группы звуков.
Подобрала и систематизировала игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста:
1.Выделение звука на фоне слова
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Где звук?» | Развитие умений определять, где находится звук. | Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) | Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук. |
«Где спрятался звук?» | Развитие умения устанавливать место звука в слове. | У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове. | Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах. |
«Узнай звук» | Развитие умений находить слова с изучаемым звуком. | Предметные картинки | Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком. |
«Звуковые часы» | Развитие умений выделять первый звук в слове. | Круги разделенные на 6 частей с предметными картинками, прищепки. | Ребенок находит на круге картинку с предметом, в названии которого есть изучаемый звук и прищепляет на нее прищепку. |
2. Дифференциация гласных и согласных.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Найди место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка. | Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки. |
«Кто больше» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов. | |
«Найди предмет» | Закрепление знаний о гласных звуках. | У воспитателя – предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют. |
«Найди картинке место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам. |
«Поезд» | Развитие умения выделять гласные звуки. | Поезд с буквами, предметные картинки. | Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают, кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой. |
«Кто в домике живет» | Развитие умения определять наличие звука в слове. | Домик, набор предметных картинок. | В домике живут только те животные, в названиях которых есть изучаемый звук. За ответ – фишка. |
3. Постановка ударения.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Исправь ошибку» | Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки со словами (для воспитателя). | Воспитатель произносит слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка. |
«Соберем урожай» | Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины. | Детей разделить на две команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. Первая команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай. |
4. Выделение ударного слога.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Цветы» | Развитие умение определять количество слогов в слове. | Предметные картинки (цветы). | На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов. |
«Зоопарк» | Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов. | Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных. | Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек. |
«Чудесный мешочек» | Развитие умений делить слова на слоги. | Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога. | Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование. |
«Подарок» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Предметные картинки, 3 коробочки со слоговыми окошечками. | Воспитатель раскладывает на столе картинки с предметами и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 1 слог, 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово и кладут в нужную коробочку. |
«Молчанка» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка). | Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. |
«Слог – шаг» | Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. | Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога. | |
«Один – два – три» | Развитие умения слышать слог в слове. | Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный. | Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру. |
«Ударный слог» | Закрепление умений выделять ударный слог. | Карточки со словами для воспитателя. | Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог. |
5. Слог, как часть слова (для читающих детей).
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Перевертыши» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами у каждого ребенка. | Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет какие два слова получились. |
«Собери слова» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами. | Воспитатель показывает детям, например, слог «ва» и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к фланелеграфу и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. В конце игры детям дается задание: назвать запомнившиеся слова. |
Показала открытое занятие «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
Консультация для педагогов: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
Работали над долгосрочным проектом «Город птиц».
Изготовила лэпбуки по лексическим темам: «Морские обитатели», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Зима», «Пожарная безопасность», «ПДД».
Работа с родителями по обучению детей грамоте.
Консультации по лексическим темам; «Развивающие игры для детей», «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребенка», «Подготовка руки ребенка к письму в школе», «Как провести с ребенком новогодние каникулы», «Как заинтересовать ребенка чтением», «В игре готовимся к школе».
Привлекала родителей к изготовлению игр, пособий.
Необычной формой работы с родителями стало изготовление стенгазеты «Моя семья», альбомов «Наши добрые поступки», «Защитники Родины»
Вывод
Наработанная система игр по обучению грамоте помогла мне эффективно решить задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.
Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать - понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы;
- по слоговые и слитные способы чтения.
Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.
Привлечение родителей к данной деятельности позволило мне успешно решать задачи педагогической грамотности родителей, формировать общее педагогическое пространство: воспитатель-ребёнок-родитель и совместными усилиями добиваться хороших результатов.
Успешность в решении задач по данной проблеме принесло мне огромное удовлетворение и пополнило мою педагогическую копилку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной , лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Цель : эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова; 2. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово; 3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений; 4. Развивать связную речь, расширять словарный запас; 5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности. 6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.
Дидактическая игра «Поезд». Цель: учить детей делить слова на слоги. Правила игры: Воспитатель говорит, что животные решили отправиться в путешествие. Детям предлагается помочь животным найти свой вагон. Дети по одному выходят к доске, берут магнит (карточку) с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов находят вагон для названного животного и прикрепляют к нему.
Дидактическая игра : «Подарок». Цель: учить детей делить слова на слоги. Правила игры: Предложить детям купить подарок другу (маме, бабушке и т.п.) и упаковать в свою коробочку (по количеству слогов в названии предмета)
Дидактическая игра: «Где спрятался звук?» Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове. Правила игры : Воспитатель называет слова или показывает предметные картинки. Дети повторяют слово и показывают карточку, на которой закрыт один из трех квадратов, в зависимости от того, где находится изучаемый звук: в начале, в середине или конце.
Дидактическая игра: «Звуковые часы» Цель: развивать умение находить предметы, названия которых начинаются с заданного звука.
Дидактическая игра: «Рассели по домикам» Цель:Совершенствовать грамматический строй речи
Дидактическая игра: «Мой, моя, моё» Цель: Совершенствовать грамматический строй речи.
Дидактическая игра «Собери слово» Цель: закреплять умение из букв составлять слова.
По лексическим темам сделаны лэпбуки
Консультации для родителей : «Как подготовить руку к письму», «Развитие мелкой моторики у детей», «Как развивать ребенка играя», «Как заинтересовать ребенка чтением», «В игре готовимся к школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год
Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.Цель:Изучить особенности формирования первичных экономических пр...
Перспективный план работы с родителями 2019-2020 год.
Перспективный план работы с родителями 2019-2020 год....
Годовой план работы ДОУ на 2019-2020 учебный год
План работы коллектива на 2019-2020 учебный год...
План работы с родителями 2019-2020 учебный год
Все педагоги ДОО направляют свою деятельность на создание позитивных переживаний и на повышение уровня воспитательно-образовательной компетентности у родителей, на предоставление им возможности прояви...
Индивидуальный план работы по самообразованию 2019 - 2020 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию....
Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г....
План работы по самообразованию 2019-2020 г.
План по самообразованию...