Одаренные дети
методическая разработка

Гаврикова Лариса Павловна

Эксперементальная и инновационная деятельность.

Участие в профессиональном тестировании "Работа с одаренными детьми в соответствии с ФГОС".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская СОШ № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

«Одаренный ребенок»

по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»»

Гавриковой Ларисы Павловны

музыкального руководителя

высшей квалификационной категории

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

«Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

Педагогическая проблема

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Современное общество остро нуждается в неординарной творческой личности, способной проявлять не только высокую активность, но и способности нестандартного поведения. Благодаря одаренным людям происходит развитие культуры и цивилизации на нашей планете.  Они составляют «креативный класс» – стратегический ресурс, обеспечивающий государству

конкурентоспособность, возможность не только выживания, но и сохранения лидирующих позиций во всех жизненных сферах. Однако, современные образовательные программы, в большинстве своем, рассчитаны на детей – середнячков, без выдающихся способностей. В результате, одаренный ребенок быстро теряет интерес к обучению, и постепенно опускается до среднего уровня развития. Т.е. природная одаренность ребенка не развивается, а иногда и угасает.

Актуальность

Для нашей возрождающейся страны необходимо здоровое и одаренное поколение. Поколение умеющее восстановить утраченное богатство, возродить лучшее. Развитие одаренных детей необходимо начинать с дошкольного возраста. Но часто дошкольные учреждения работают на ослабленных детей. Это коррекционные группы детей с ЗПР и ОНР, логопедические группы и т. д.  К группе одаренных детей, как губка впитывающих все новое,  требуется один подход, а к группе детей с замедленным развитием – совершенно другой.  Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных педагогах, специальных детских садах. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. И неоценимую помощь здесь может оказать музыкальное воспитание. Ведь музыка способна тонко воздействовать на внутренний мир человека. Музыкальная деятельность сочетает в себе восприятие, движение, пение, театрализацию, импровизацию, исполнительство. Данная взаимосвязь всех видов деятельности является мощным средством, как для коррекции ослабленных детей, так и для проявления неординарности и таланта одаренных детей.

Музыкальный талант:

  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Цель программы:

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства.

Задачи программы:

  • Совершенствовать систему работы с одаренными детьми на основе интеграции всех видов музыкальной деятельности.
  • Создать условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
  • Разработать систему ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
  • Создать образовательную среду, способствующую развитию творческого потенциала одаренных детей.

Этапы и сроки реализации программы исследования

Программа реализуется тремя этапами: подготовительно - организационный, внедренческий, итоговый (результативный).

  1. Первый этап - подготовительно – организационный.                                                                          

Цель: проектирование условий для успешного развития творческого потенциала одаренных детей.

В основе этого этапа лежит проведение констатирующего эксперимента, направленного на решение следующих задач:

  • Изучение уровня развития музыкально-творческих способностей у детей;
  • Обоснование критериально - диагностического определения уровней
  • творческого потенциала детей;
  • Составление перспективно-тематического планирования интегрированных занятий.
  1. Второй этап – внедренческий.

Цель: развитие одаренности детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс разработанной системы интегрированных творческих занятий.

На этом этапе будет проверяться и уточняться гипотеза исследования, будут апробированы концептуальные положения программы и внедрены в практику занятия по развитию одаренных детей средствами интеграции всех видов музыкальной деятельности, будут разработаны методические рекомендации и система взаимодействия в деятельности всех педагогов ДОУ

  1. Третий этап – итоговый (результативный)
  2. Цель: подведение и обобщение итогов опытно-экспериментальной работы, обработка диагностического контрольного уровня, осуществление обработки полученных результатов для выявления динамики роста творческого потенциала у одаренных детей.

Объект исследования – развитие одаренных детей.

Предмет исследования – интеграция всех видов музыкального искусства,

направленная на развитие одаренных детей.

Гипотеза исследования – творческий потенциал одаренных детей будет

развиваться успешно, если:

  • интеграция всех видов музыкальной деятельности будет осуществляться
  • планомерно в процессе взаимодействия всех субъектов дошкольного
  • учреждения;
  • в процессе музыкальной деятельности будут использоваться разнообразные методы, стимулирующие мотивацию детей на музыкально-художественное
  • творчество;
  • активация творческого процесса развития осуществляется за счет включения в работу творческих заданий и упражнений, требующих реализации имеющихся у детей музыкально-творческих способностей и опыта.

Практическая значимость исследования

Реализация данной программы способствует:

  • созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей;
  • созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышению качества образования и воспитания дошкольников в целом;

Ожидаемый результат

  • Разработана система работы с одаренными детьми на основе интеграции всех

видов музыкальной деятельности.

  • Созданы условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
  • Разработана система ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
  • Создана образовательная среда, способствующая развитию творческого

потенциала одаренных детей.

                                Перспективный план

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во

занятй

Сентябрь

Диагностика

«Осенние мотивы»

Выявить уровень творческого

потенциала (одаренности) детей.

Через знакомство детей с

музыкальными и

художественными произведениями об осени развивать музыкальные, художественные, танцевальные

способности детей.

4

4

Октябрь

«Значение музыки в жизни человека»

«Три кита»

Формирование отношения к музыке и к искусству в целом.

Знакомить детей с различными жанрами в музыке.

4

4

Ноябрь

«Музыкальные ступеньки»

Знакомство детей с основами музыкальной грамоты

8

Декабрь

Сказка в музыке»

По балету П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского, с искусством балета, с выразительной силой музыки и танца;

Развивать у детей способность выражать свои впечатления от музыкального произведения в рисунках, пластических этюдах, театрализации.

8

Январь

«Волшебство театра»

Подготовка и показ театрализованного представления на основе музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

8

Февраль

«Танцы кукол»

Расширение представлений детей об изобразительном характере музыки.

Знакомство с творчеством Д.Д.Шостаковича.

Развивать способности детей выражать свое отношение к музыкальному произведению через изобразительное, танцевальное, исполнительское искусство.

8

Март

«Матушкина песня»

Знакомство детей с народными колыбельными песнями.

Знакомить с колыбельными песнями русских композиторов.

Развивать у детей умение интонационно – выразительно исполнять колыбельные песни.

Поощрять детей к созданию и исполнению колыбельных песен собственного сочинения.

8

Апрель

«Весенняя палитра»

Через знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями о весне развивать музыкально – творческие способности детей.

8

Май

 «Вспомним те дни»

«Прощай, дошкольное детство»

В рамках фестиваля песен военных лет развивать исполнительское творчество детей.

Демонстрация творческого таланта детей на выпускном балу.

2

6

Итого

72

     Организация деятельности взрослых и детей по реализации программы

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы

       организации детей

Примерный

объем

Непосредственно образовательная деятельность

Восприятие

Обогащение, освоение, развитие:

- представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке;

- опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений;

- слушательской культуры;

- умений элементарного музыкального анализа.

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

Музыкально-дидактическая игра Беседы интегративного характера

Беседы элементарного музыковедческого содержания

Интегративная детская деятельность

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

25

 мин.

Исполнение

Обогащение, освоение, развитие:

- певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности);

- игры на детских музыкальных инструментах;

- танцевальных умений;

- выразительности исполнения.

Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение

Музыкальные упражнения

Попевки

Распевки

Двигательные, пластические, танцевальные этюды

Танцы

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

25

 мин.

Творчество

Обогащение, освоение, развитие:

- самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа;

- умений комбинировать, создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев.

Задания  

Концерты-импровизации

Музыкальные сюжетные игры

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

15

 мин.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Восприятие

Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов

Групповые

15

мин.

Исполнение

Музыкальные подвижные игры

Интегративная детская деятельность

Концерты-импровизации

(на прогулке)

Подгрупповые

30 мин

Самостоятельная деятельность детей

Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности)

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Подгрупповые

Индивидуальные.

Список источников и литературы

1. Гильбух  Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

2. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000

.3. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М., 1992 .

5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

6. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одаренных детей» Ю.П.Семянникова.-М.:Педагогика 2003,- 115с.

7. Ковалькова О.Н. «Одаренность»: проблемы, испытания М. академия,2017.

8. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одарённых детей». М:Педагогика 2003.

9..  Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

10. В.В.Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» В.В.Чурсина. - М.Издательство «Презент», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...