Одаренные дети
методическая разработка
Эксперементальная и инновационная деятельность.
Участие в профессиональном тестировании "Работа с одаренными детьми в соответствии с ФГОС".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и перспективное планирование работы с одаренными детьми | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
«Одаренный ребенок»
по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»»
Гавриковой Ларисы Павловны
музыкального руководителя
высшей квалификационной категории
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Педагогическая проблема
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Современное общество остро нуждается в неординарной творческой личности, способной проявлять не только высокую активность, но и способности нестандартного поведения. Благодаря одаренным людям происходит развитие культуры и цивилизации на нашей планете. Они составляют «креативный класс» – стратегический ресурс, обеспечивающий государству
конкурентоспособность, возможность не только выживания, но и сохранения лидирующих позиций во всех жизненных сферах. Однако, современные образовательные программы, в большинстве своем, рассчитаны на детей – середнячков, без выдающихся способностей. В результате, одаренный ребенок быстро теряет интерес к обучению, и постепенно опускается до среднего уровня развития. Т.е. природная одаренность ребенка не развивается, а иногда и угасает.
Актуальность
Для нашей возрождающейся страны необходимо здоровое и одаренное поколение. Поколение умеющее восстановить утраченное богатство, возродить лучшее. Развитие одаренных детей необходимо начинать с дошкольного возраста. Но часто дошкольные учреждения работают на ослабленных детей. Это коррекционные группы детей с ЗПР и ОНР, логопедические группы и т. д. К группе одаренных детей, как губка впитывающих все новое, требуется один подход, а к группе детей с замедленным развитием – совершенно другой. Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных педагогах, специальных детских садах. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. И неоценимую помощь здесь может оказать музыкальное воспитание. Ведь музыка способна тонко воздействовать на внутренний мир человека. Музыкальная деятельность сочетает в себе восприятие, движение, пение, театрализацию, импровизацию, исполнительство. Данная взаимосвязь всех видов деятельности является мощным средством, как для коррекции ослабленных детей, так и для проявления неординарности и таланта одаренных детей.
Музыкальный талант:
- ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Цель программы:
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства.
Задачи программы:
- Совершенствовать систему работы с одаренными детьми на основе интеграции всех видов музыкальной деятельности.
- Создать условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
- Разработать систему ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
- Создать образовательную среду, способствующую развитию творческого потенциала одаренных детей.
Этапы и сроки реализации программы исследования
Программа реализуется тремя этапами: подготовительно - организационный, внедренческий, итоговый (результативный).
- Первый этап - подготовительно – организационный.
Цель: проектирование условий для успешного развития творческого потенциала одаренных детей.
В основе этого этапа лежит проведение констатирующего эксперимента, направленного на решение следующих задач:
- Изучение уровня развития музыкально-творческих способностей у детей;
- Обоснование критериально - диагностического определения уровней
- творческого потенциала детей;
- Составление перспективно-тематического планирования интегрированных занятий.
- Второй этап – внедренческий.
Цель: развитие одаренности детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс разработанной системы интегрированных творческих занятий.
На этом этапе будет проверяться и уточняться гипотеза исследования, будут апробированы концептуальные положения программы и внедрены в практику занятия по развитию одаренных детей средствами интеграции всех видов музыкальной деятельности, будут разработаны методические рекомендации и система взаимодействия в деятельности всех педагогов ДОУ
- Третий этап – итоговый (результативный)
- Цель: подведение и обобщение итогов опытно-экспериментальной работы, обработка диагностического контрольного уровня, осуществление обработки полученных результатов для выявления динамики роста творческого потенциала у одаренных детей.
Объект исследования – развитие одаренных детей.
Предмет исследования – интеграция всех видов музыкального искусства,
направленная на развитие одаренных детей.
Гипотеза исследования – творческий потенциал одаренных детей будет
развиваться успешно, если:
- интеграция всех видов музыкальной деятельности будет осуществляться
- планомерно в процессе взаимодействия всех субъектов дошкольного
- учреждения;
- в процессе музыкальной деятельности будут использоваться разнообразные методы, стимулирующие мотивацию детей на музыкально-художественное
- творчество;
- активация творческого процесса развития осуществляется за счет включения в работу творческих заданий и упражнений, требующих реализации имеющихся у детей музыкально-творческих способностей и опыта.
Практическая значимость исследования
Реализация данной программы способствует:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания дошкольников в целом;
Ожидаемый результат
- Разработана система работы с одаренными детьми на основе интеграции всех
видов музыкальной деятельности.
- Созданы условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
- Разработана система ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
- Создана образовательная среда, способствующая развитию творческого
потенциала одаренных детей.
Перспективный план
Месяц | Тема | Задачи | Кол-во занятй |
Сентябрь | Диагностика «Осенние мотивы» | Выявить уровень творческого потенциала (одаренности) детей. Через знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями об осени развивать музыкальные, художественные, танцевальные способности детей. | 4 4 |
Октябрь | «Значение музыки в жизни человека» «Три кита» | Формирование отношения к музыке и к искусству в целом. Знакомить детей с различными жанрами в музыке. | 4 4 |
Ноябрь | «Музыкальные ступеньки» | Знакомство детей с основами музыкальной грамоты | 8 |
Декабрь | Сказка в музыке» По балету П.И.Чайковского «Щелкунчик» | Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского, с искусством балета, с выразительной силой музыки и танца; Развивать у детей способность выражать свои впечатления от музыкального произведения в рисунках, пластических этюдах, театрализации. | 8 |
Январь | «Волшебство театра» | Подготовка и показ театрализованного представления на основе музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» | 8 |
Февраль | «Танцы кукол» | Расширение представлений детей об изобразительном характере музыки. Знакомство с творчеством Д.Д.Шостаковича. Развивать способности детей выражать свое отношение к музыкальному произведению через изобразительное, танцевальное, исполнительское искусство. | 8 |
Март | «Матушкина песня» | Знакомство детей с народными колыбельными песнями. Знакомить с колыбельными песнями русских композиторов. Развивать у детей умение интонационно – выразительно исполнять колыбельные песни. Поощрять детей к созданию и исполнению колыбельных песен собственного сочинения. | 8 |
Апрель | «Весенняя палитра» | Через знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями о весне развивать музыкально – творческие способности детей. | 8 |
Май | «Вспомним те дни» «Прощай, дошкольное детство» | В рамках фестиваля песен военных лет развивать исполнительское творчество детей. Демонстрация творческого таланта детей на выпускном балу. | 2 6 |
Итого | 72 |
Организация деятельности взрослых и детей по реализации программы
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем | ||||
Непосредственно образовательная деятельность | |||||||
Восприятие Обогащение, освоение, развитие: - представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке; - опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений; - слушательской культуры; - умений элементарного музыкального анализа. | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Музыкально-дидактическая игра Беседы интегративного характера Беседы элементарного музыковедческого содержания Интегративная детская деятельность | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | 25 мин. | ||||
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: - певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); - игры на детских музыкальных инструментах; - танцевальных умений; - выразительности исполнения. | Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальные упражнения Попевки Распевки Двигательные, пластические, танцевальные этюды Танцы | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | 25 мин. | ||||
Творчество Обогащение, освоение, развитие: - самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа; - умений комбинировать, создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев. | Задания Концерты-импровизации Музыкальные сюжетные игры | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | 15 мин. | ||||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||||||
Восприятие | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов | Групповые | 15 мин. | ||||
Исполнение | Музыкальные подвижные игры Интегративная детская деятельность Концерты-импровизации (на прогулке) | Подгрупповые | 30 мин | ||||
Самостоятельная деятельность детей | |||||||
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности) | Создание соответствующей предметно-развивающей среды | Подгрупповые Индивидуальные. |
Список источников и литературы
1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
2. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000
.3. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М., 1992 .
5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
6. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одаренных детей» Ю.П.Семянникова.-М.:Педагогика 2003,- 115с.
7. Ковалькова О.Н. «Одаренность»: проблемы, испытания М. академия,2017.
8. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одарённых детей». М:Педагогика 2003.
9.. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
10. В.В.Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» В.В.Чурсина. - М.Издательство «Презент», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".
Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку реализовать свои способности?...
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"
Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»
Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД помогает закрепл...
Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...