Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. С помощью сказки мы знакомим ребенка с окружающим его миром и можем ввести в воображаемый мир, где ребенок расширяет рамки своего внутреннего мира, и творит как ему нравится, раскрывая богатство своей души. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_statya.docx355.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста.

Еще Джани Родари заметил универсальное свойство сказки. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее.

Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. С помощью сказки мы знакомим ребенка с окружающим его миром и можем ввести в воображаемый мир, где ребенок расширяет рамки своего внутреннего мира, и творит как ему нравится, раскрывая богатство своей души. А мы педагоги предоставляем ему возможность сочинять развивая свою фантазию и творчество. Привлекательность воспитания сказкой заключается в том, что она позволяет развивать ребенка многогранно. На основе сказочного произведения мы организуем интересную деятельность, в которой развиваем мелкую моторику рук, физические качества ребенка, математические представления, экологические знания и художественные способности. Очень нравится нашим детям, когда герои одной знакомой сказки путешествуют в другую знакомую сказку и получается совсем новая интересная нашим детям сказка, которую сочинили все вместе, придумываем различные концовки, вводим непредвиденные ситуации, смешиваем несколько сюжетов в один, вводим нового героя. Это дает возможность ребенку уяснить, где хорошо, а где плохо, создать ситуацию, где добро восторжествовало, но без жестокости и агрессии.

Со сказками я работаю по следующей схеме:

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки.
  8. Сказка и физическая зарядка.
  9. Сказка и художественное творчество.

Вполне понятно, что предлагаемые разделы выбраны условно и работая с каждым произведением можно варьировать количество выбранных разделов и их содержание, оно зависит от возраста детей и их возможностей.

Несомненно, то, что каждый предлагаемые текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные сопутствующие. Педагог может сам выбрать из схемы те задания, которые покажутся им важными, интересными для конкретного ребенка или группы детей. Воспитатель может сам по предложенной схеме составить свою, отражающую специфику тех задач, которые они решают со своими детьми.

«Колобок»

Русская народная сказка

Нравственный урок

Всегда слушаться старших

        Воспитание добрых чувств

  • Как бы мы могли помочь колобку

            Сказка и математика

  • Колобок по отношению к волку больше или меньше (показать наглядно на игрушках)

                   Речевая зарядка

  • Вспоминаем песенку колобка

(Я Колобок румяный бок, я от бабушки ушел ….)

             Сказка и экология

  • Что могло встретиться колобку по дороге (деревья, пенек, грибы, ягоды)

Развитие мышления и воображения

  • Используя метод моделирования сказки, придумываем новый конец

              Сказка развивает руки

  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

          Физическая зарядка

  • Подвижная игра «Хитрая лиса»

Художественное творчество

  • Лепим из пластилина колобка.

Данная схема помогает воспитателю увидеть всю широту использования сказок и интеграцию образовательного материала.

Родители нам помогают в этом готовят атрибуты для наших сказок. Детям младшего возраста очень важны такие герои с которыми можно действовать. В начале мы с детьми закрепляем знание сказки, проигрываем ее, в дальнейшем мы начинает творить при помощи методов Джани Родари и технологии ТРИЗ. Погружаемся в атмосферу игры, фантазий и творчества.

Мои дети трехлетнего возраста очень любят придумывать новый конец сказки или вводить нового героя. К концу учебного года они могут моделировать сказки используя геометрические фигуры. Использовать такую форму работы эффективно можно использовать с детьми третьего года жизни и старше.

Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка - это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка. Любите сказку и творите вместе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная культура, как средство развития ребенка дошкольного возраста

Одной из важных задач всестороннего развития личности является воспитание музыкальной культуры....

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша....

Камешки «Марблс», как современное средство развития ребенка дошкольного возраста

Стеклянный шарик Марблс –далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название «марблс» (то есть мрамор...

Консультация для родителей на тему: "Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста".

Познакомить родителей с ролью игры как средством развития дошкольников....

Конспект к мастер классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Конспект к мастер классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»...

Презентация к мастер- классу.«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Презентация к мастер- классу.«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»...