Статья "Влияние СМИ на развитие речи детей дошкольного возраста"
статья

Гулиева Шаргия Сидгиевна

Влияние СМИ на речь дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гулиева Ш.С.

(г. Биробиджан)

Своевременное и правильное формирование речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного психического развития. Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима. Под воздействием ряда неблагоприятных факторов она может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.

В последние годы родители и педагоги все больше отмечают задержки речевого развития у детей. Многие позже начинают говорить, часто речь бедна и примитивна. Дети с трудом подбирают слова, чтобы выразить свою мысль, не редко заменяя их словами «паразитами» [6].

Одной из причин данных изменений является возросшая в последнее время популярность средств массовой информации [4].

Средства массовой информации – это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения.

К средствам массовой информации относятся:

- пресса (газеты, журналы);

- книжные издательства;

- агентства печати;

- радиовещание;

- телевидение;

- кино-, видео-, звукозапись;

- интернет [7].

Телевидение, интернет и задержка речевого развития у дошкольников тесно связаны между собой. Ученые отмечают, что дети, ежедневно уделяющие много времени СМИ, имеют проблемы с вниманием, речью [1].

Многие телевизионные передачи формируют у детей равнодушие к злу и отсутствие сострадания к людям, природе. Часто в мультфильмах, телепередачах конфликты решаются силовыми методами, и дети беспечно их копируют.

После просмотра подобных передач и фильмов ребенок не может отделить виртуальную реальность от действительности, и воспринимает такое поведение, как пример для подражания, результатом становится формирование жестокого поведения и отрицание духовных ценностей. Исследования социологов свидетельствуют о том, что 58 % молодых людей стремятся подражать поведению актеров, а 37,3% подростков готовы совершить противоправные действия, основываясь на действиях и поступках актеров [8].

Следует отметить, что в течение последних 20 лет, наша жизнь существенно изменилась. Раньше устраивали совместные вечера во дворе с гитарой, с баяном, вместе выходили с детьми на площадку, гуляли. В настоящее время в быту первое место занимают средства массовой информации. Нередко можно услышать, как мама обращается к ребенку: «Сейчас я досмотрю сериал, и мы пойдем, погуляем!». Ребенку ничего не остается, как сесть вместе с мамой и досмотреть телевизор во время ожидания. Отсюда следует, что родители приучают детей к телевидению. Часто можно заметить, как родители, возвращаясь с работы, первым делом включают телевизор, либо компьютер.

Важным моментом является то, что даже если дети не смотрят телевизор, не играют в интернет-игры, но они постоянно работают «фоном», то это тоже может стать причиной задержки речи, так как фоновый шум мешает пониманию четкой человеческой речи родителей, братьев, сестер [10].

Дети с первых лет жизни осваивают речь благодаря живому общению. В жизни звуки объемны, благодаря им дети учатся воспринимать правильную, четкую речь и говорить. У детей, которые постоянно смотрят телевизор, наблюдается дефицит внимания, нарушения слухового понимания речи.

Источником речи для ребенка дошкольного возраста являются его родители. Однако современные родители очень заняты собой, делами и редко общаются со своим ребенком. Бывают ситуации, когда родители между собой мало общаются, им даже нечего сказать друг другу. Те дети, у которых няня – это телевизор, будут молчаливы и будет отсутствовать всесторонне развитие [12].

Дети, которые много времени уделяют телевизионным передачам, мультфильмам, интернет-играм, и дети, которые этого не делают – существенно отличаются между собой. Это видно по речевому развитию, по умению воспринимать информацию, концентрировать внимание [7].

Рассмотрим плюсы и минусы влияния средств массовой информации на развитие ребенка [5].

Плюсы СМИ:

- несут познавательный характер, способствуют развитию ребенка;

- оказывают влияние на мировоззрение ребенка;

- расширяют кругозор.

Средства массовой информации наносят и вред ребенку. Так первый минус, это задержка речевого развития [9].

Известно, что благодаря диалогу ребенка и родителей происходит живое общение, при котором дошкольник учится воспринимать речь и начинает произносить первые слова. А с телевизионного экрана речь, которую слышит ребенок, не обращена прямо к нему, а значит, не требует никакого ответа.

Те дети, которые с рождения уделяют большое внимание интернету, телевидению страдают речевыми нарушениями, они предпочитают молчать, они не могут высказать свое мнение, отвечают односложными фразами, изъясняются словами-заменителями или словами-паразитами. Словарный запас у таких детей минимален.

Что касается физического развития, то и здесь СМИ оказывают неблагоприятное воздействие. Так, просмотр многообразных передач, интернет-игры заставляют детей сидеть перед экраном телевизора сутулившись, некоторые дети смотрят телевизор лежа. Это способствует ограничению физической активности, ухудшению зрения [3].

С психологической стороны, дети, которые уделяют большое внимание средствам массовой информации – агрессивны, капризны. Наблюдается забывчивость, то есть не развивается память, мышление, воображение.

Таким образом, к основным минусам влияния средств массовой информации на развитие ребенка относятся:

- нарушение речевого развития;

- нарушение концентрации внимания;

- нарушение физического здоровья;

- нарушение психологического состояния.

Чтобы СМИ приносили не вред, а пользу, нужно правильно их использовать:

- все дети дошкольного возраста любят мультфильмы, либо детские передачи, нужно тщательно выбирать их, а после просмотра совместно обсуждать просмотренное;

- выбирать правильное положение тела: лежа смотреть телевизор категорически запрещено, смотреть только сидя, с ровной спиной и на большом расстоянии от телевизора;

- если ребенку дошкольного возраста прописаны очки, то смотреть телевизор только в них [11].

Что касается возрастных норм, то они следующие:

- до двух лет – запрещены телевидение, компьютеры и всевозможные гаджеты;

- с двух до трех лет – разрешается 30 минут в сутки смотреть телевизионные передачи, например 10 минут утром, 10 минут днем и 10 минут вечером;

- с трех до 7 лет – не больше 50 минут в сутки.

Родителям важно помнить, что чем больше дошкольник уделяет внимание СМИ, тем меньше у него остается времени на общение со сверстниками, с родителями.

Чтобы отвлечь ребенка от СМИ, ему можно предложить:

- прогулки по городу;

- лепку из пластилина;

- рисование как карандашами, так и красками;

- игры в мяч, другие игры;

- чтение книг;

- изготовление различных поделок;

- совместную уборку комнаты;

- приготовление еды и многое другое [2].

Приучив ребенка делать всё вместе, сообща, дошкольник будет чувствовать себя нужным, будет знать, что его любят родные, ему уделяют внимание. Ведь все мы хотим, видеть своего ребенка всесторонне развитым, с богатым словарным запасом. Для этого нужно совсем немного – внимание и желание развивать своего ребенка.

Список литературы:

1. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. – Москва: ЦПО, 2013. – 160 c.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т. I. Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 2011. – 320 с.

3. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016. – 128 c.

4. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. – Санкт-Петербург.: Речь, 2010. – 190 c.

5. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. –  Москва: ЦПО, 2016. – 96 c.

6. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. – Ростов на Дону: Феникс, 2013 год. –  155 c.

7. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. – Москва: ТЦ Сфера, 2014 – 176 c.

8. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Метод. рекомендации / О.С. Рудик. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 192 c.

9. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – Москва: АСТ, Астрель, 2015. – 175 c.

10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. –  Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 272 c.

11. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 176 c.

12. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 48 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...