«Формы и методы сюжетно-ролевой игры и роль воспитателя в проведении игры»
статья (старшая, подготовительная группа)

Дзюба Лариса Владимировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

 «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

Тема: «Формы и методы сюжетно-ролевой игры и роль воспитателя в проведении игры»

                                                       Воспитатель:

Дзюба Лариса Владимировна

воспитатель СП «Детский сад «Терем-теремок»

г.о. Новокуйбышевск

2020

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
   В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Актуальность.

Качественно новые социальные требования к системе образования в целом предполагают, что «… развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные… люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора… способные к сотрудничеству… » Вышеперечисленные качества современной личности формируются далеко не во «взрослой жизни». Как известно, фундамент мировоззрения, характера, привычек закладывается у человека с раннего возраста. Поэтому сегодня «развивающееся общество» особенное внимание уделяет системе образования в целом и дошкольному образованию в частности.   Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста.

        Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

Цель - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно ролевыми играми:

1. Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

2. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии. Роль является основным стержнем сюжетно - ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Предпосылки сюжетно-ролевой игры:

Первый этап - ознакомительная игра, Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Второй этап - отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

Третий этап сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Основными особенностями сюжетно ролевой игры являются:

1. Социальный мотив игры.

2. Соблюдение правил.

3. В сюжетно - ролевой игре идет эмоциональное развитие.

4. В ходе сюжетно - ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

5. Развитие воображения и творчества.

6. Развитие речи.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило носит коллективный характер. Наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевой игры.

Виды сюжетно - ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения».

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: (магазин, больница, школа, почта, парикмахерская и т. д.)

3. Игры на героически - патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле - и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов и др.).

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действие. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни.

Уровни развития сюжетно - ролевой игры:

I уровень. Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. II уровень.  В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

III уровень.  Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений с другим участником игры. Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.

Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы:

- Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

- Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).  Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой.                                                                         Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:

- исполнение воспитателем главной роли;                                                                                    - индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;                                                                                                    

 - внесение образных игрушек;                                                                                                

  - прием параллельной игры;                                                                                                    

 - прием ролевой игры с продолжением;                                                                                        

  - активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;                                                    

 - игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;                         - разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций;                                                

 - игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); - использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);                                                  - внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;                                         - создание разновозрастных игровых триад.

Основные моменты методики применения сюжетно - ролевой игры:

1. Выбор игры. Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.

2. Педагогическая разработка плана игры. Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

Приступая к разработке плана организации игровой деятельности  учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др. Продумайте и опишите содержание игры. Спланируйте возможные направления развития сюжета. Определите игровые правила. Подготовьте все необходимые атрибуты для игры. Организуйте игровую среду. Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей. Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации. Это важнейшая основа начала сюжетно-ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.

5. Распределение ролей. При распределение ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремиться удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

7. Сохранение игровой ситуации.

Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса

1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон обращения с играющими детьми, употреблять условную терминологию

2) Педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива

3) Все меры педагогического воздействия на детей педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры

5) Можно организовать коллективные соревнования между небольшими группами играющего коллектива

8. Завершение игр.

Педагог, разрабатывая план игры, должен наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание.

Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

       Идеальный детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в разных видах деятельности.

      С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями. В современной жизни при отсутствии возможности передавать игровой опыт от старших детей младшим (а так же от родителей детям) единственным носителем игровой культуры является воспитатель, способный увлечь детей темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей ее многогранности.

В игре между собой взаимосвязываются все образовательные области. Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно- ролевой и режиссерской игр должна проводиться НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций.

Очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики.

Так же должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества.

 Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры. Где воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.

Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры. Поэтому при организации жизни детей в возрастных группах нужно учитывать:

 - проведение режимных моментов, прогулок и НОД по физической культуре не меняется

 - НОД и II-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы

 - Образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.

    Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры.

1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.

 3.Выполняйте требования СанПин о режиме дня.

 4.Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

5.Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

7.Обагащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.

8.Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

9.Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.

10.Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

11.Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

 12.В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.

Роль воспитателя в сюжетно- ролевой игре.

Успех воспитания ребёнка в игре достигается прежде всего кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобразительности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем чтобы найти правильные пути и средства воспитания.  

Организация игры в старшей и подготовительной группах

Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра - фантазирование).

Роль педагога (в ходе игры второстепенная)

- Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр. - Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность. - Включает в игру застенчивых детей способствует ролевой социализации мальчиков и девочек в игре.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Вывод.

Итак, игра занимает важное место в организации жизни детей. Игры повторяются ежедневно, на «их плечах» в благоприятных условия растет и крепнет детский коллектив, с присущим ему разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов.

Процесс игры у дошкольников требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми. Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой игры. Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. Когда дети овладеют игрой, тогда мы скажем: «Теперь вы уже умеете играть сами». Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа. Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!            

Литература:

1. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание – 1990 – №2-13-17с.

2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.

3.  Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983-211с.

4.  Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. –М.: Просвещение, 1987 – 174с

 5. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. – М., 1989-121.

 6.  Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. – М., 1978-327.

  7. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка.- М.: Просвещение, 1980-64с

8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405.

9.  Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976-327.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Взаимодействие воспитателя с воспитанниками в игровой деятельности.

Сформировать у детей умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия.Задачи:1.Продолжать учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» и совместить с с...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Консультация для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника?" в старшей группе.

Консультация для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника?"....

«Сюжетно-ролевая игра» Консультация для воспитателей

Содержание:1.Актуальность обучения дошкольников сюжетно-ролевым играм.2. Теория вопроса развития игровой творческой деятельности дошкольников.     •Роль игры в развитии ребенк...

Конспект открытой формы ООД по сюжетно-ролевой игре в младшей группе "В гости к кукле на автобусе"

Цель: Развитие у детей навыков игровой деятельности и общения.Задачи:1. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (водитель - пассажир, продавец - покупатель). В игре «Автобу...

Сюжетно-ролевая игра. Виды и особенности, этапы проведения.

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста....