Содержание уголков детского экспериментирования
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_ugolkov_detskogo_eksperimentirovaniya.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание уголков детского экспериментирования
(консультация для педагогов)
Задачи уголка:
- развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции.
2) Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
3) Место для приборов.
4) Место для хранения материалов (природного, «бросового»).
5) Место для проведения опытов.
6) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: «Семена разных растений», «Шишки», «Камешки», «Подарки зимы ( весны, осени)», «Ткани» | - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, - красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: - лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. |
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: «Семена разных растений», «Шишки», «Камешки», «Подарки зимы ( весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»; - мини-музей (тематика различна, например «Камни», «Чудеса из стекла» и др.) | - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, - красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: - лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается. |
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня») | - материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда - проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки | - мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие и запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя» - персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. |
В помощь педагогу:
«Примерная структура занятия - экспериментирования»
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования
консультация...
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
описание программы по экспериментированию...
Экспериментирование в средней группе: содержание уголка
Все содержание уголка эксперементирование должно делится на три компонента: дидактический, стимулирующий и оборудование....
Содержание уголков экспериментирования
Содержание уголков экспериментирования в разных возрастных групрпах...
"Содержание уголка природы и экспериментирования"
Содержание уголка природы и экспериментирования в ДОУ. Необходимый материал и оборудование для уголков, оформление....
Требования к содержанию уголка экспериментирования
В материале собраны свод правил при проведении экспериментов в группе и перечень оснащения для уголков экспериментирования....
Памятка для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования"
старшая группа...