СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

описание программы по экспериментированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_detskoe_eksperimentirovanie.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Раздел I      ИЗМЕРЕНИЕ

Темы:

  1. Что можно измерять в мире (человека, природу, предметы).
  2. Средства измерения мира человеком (измерительные приборы длины, веса, объема).
  3. Единицы измерения температуры.
  4. Единицы измерения времени.

Познакомить детей со строением тела человека, его органами чувств, позволяющими ориентироваться в окружающем мире:

 рука как орган познания (осязает, ощупывает, совершает действия);

 ухо как орган слуха (улавливает и различает звуки, слова и т.д.);

глаз - орган зрения (видит предметы, цвет, форму и т.д.);

нос, язык - органы, позволяющие определять вкусовые ощущения, запахи.

Сформировать у детей представление об измерении как одном из способов познания мира, о единицах измерения (общепринятыми эталонами);

длины (сантиметр, метр, километр); веса (грамм, килограмм);

объема (литр, миллилитр);

температуры (градус).

В данном разделе необходимо познакомить детей с измерительными приборами, созданными человеком, как средствами познания мира, установления отношений человека с окружающим миром:

линейка,

измерительная лента,

весы (стрелочные и пружинные),

мерный сосуд,

термометр (для измерения температуры воды, воздуха и тела человека).

Познакомить детей с понятием «время» - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. Сформировать опыт использования разнообразных способов его измерения с помощью различных видов часов (приборы, позволяющие ориентироваться во времени).

Познакомить детей с историей развития измерительных приборов и происхождением мер, развитием способов измерения времени от солнечных древнеегипетских часов до современных часов на кварцевых кристаллах и атомных часов.

Развивать способности детей пользоваться измерительными приборами (узнать длину, ширину, размер предмета, его вес, собственный вес и рост, температуру окружающего воздуха, воды в сосуде, температуру своего тела). Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

Раздел II

ЗЕМЛЯ И ЕЕ МЕСТО В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ

Темы:

  1. Земля на глобусе.
  2. Портрет Земли - карта.
  3. Отчего происходит смена дня и ночи.
  4. Смена времен года.

В данном разделе детей необходимо познакомить с моделью Солнечной системы, местом планеты Земля в ней, вращением Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Способствовать установлению ребенком зависимости наступления утра, дня, вечера и ночи от положения Земли по отношению к Солнцу, а также от смены времен года.

Познакомить детей с историей возникновения календаря (росписью всех дней в году) посредством рассматривания их различных видов. Сформировать у детей представление об истории появления и использования глобуса (как модели Земли), географических карт («портрет» Земли), о значении и роли цвета на глобусе и карте (как условного обозначения). Создать условия для установления детьми причинно-следственных связей различных природно-климатических зон и условий жизни на Земле (в тайге, тундре, пустыне и пр.) посредством чтения художественной литературы, рассматривания картин, слайдов, карт, глобуса.

Сформировать у детей способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года). Развивать эмоционально-положительное отношение к занятиям экспериментированием.

Раздел III ВЕЩЕСТВО

Темы:

  1. Из чего все сделано. Три состояния вещества.
  2. Жидкость. Свойства воды.
  3. Газ. Свойства воздуха.
  1. Твердое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы).

5.        Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение; круговорот воды в природе).
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое и газообразное).

Познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более легкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трех состояний вещества и др.), со значимостью и ценностью воды в жизни человека и всех живых организмов планеты.

Сформировать представления детей о свойствах других различных жидкостей (шампунь, молоко, бензин, нефть, керосин и др.).

В данном разделе ребенок познает такие новые понятия, как плотность, вязкость, плавучесть.

Создать условия для овладения способами познания свойств жидкостей, погружение различных предметов для определения понятия «плотность», плавучесть (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла и пластмассы и др.); растворение соли, сахара, соды, марганца, шампуня, изготавливая соответствующие растворы; замораживание, нагревание, кипячение и т.д.

Познакомить детей с твердыми телами, их свойствами, значением и областью применения в жизни человека: изделиями из стекла и пластмассы, керамическими изделиями, деревянными и металлическими предметами, знакомятся с почвой, песком и глиной. Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое: свойствах воды, воздуха и твердого тела при нагревании и охлаждении, горении (расширение и сжатие, кипение, замерзание, образование продуктов горения - пепел, зола, угарный газ); природных явлениях - атмосферные осадки, круговорот воды в природе, изменение погоды, ветер, роса и иней, влажность, бури, ураганы.

Способы познания свойств твердых тел: рассматривание камней, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, керамики, металлических предметов и т.д. Познакомить детей с природными богатствами недр Земли (уголь, драгоценные камни, металлы и пр.).

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию свойств различных веществ.

Раздел IV ДВИЖЕНИЕ

Темы:

  1. Почему предметы движутся.
  2. Тяготение. Свободное падение.
  3. Виды движения.
  4. Простые механизмы.

Познакомить детей с разнообразными видами движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут, вертят головой и т.п.; машины, самолеты, механизмы и пр. перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе.

Создать условия для установления ребенком связи движения (перемещения) и действия на предмет тянущих или толкающих сил.

Сформировать у детей представление о видах движения (прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение); о трении как неотъемлемой части движения (польза трения, трение - помеха, защита от трения, преодоление трения, трение - причина нагрева и т.д.); о понятиях «скорость», «направление».

Познакомить детей с историей создания простых механизмов и их применением для облегчения и выполнения работы (рычаг, клин, блок, винт, шестерни). Сформировать у детей способы познания видов движения (катать машинки, тележки по прямой и наклонной плоскости, вращать волчок, колесо, планеты вокруг Солнца на модели, спутники по орбитам, соревноваться в скорости бега и ходьбы со сверстниками и взрослыми). Формировать у детей представления о ценности и способах применения простых механизмов (рычаг, блоки - для подъема тяжестей, тачка - для перетаскивания грузов, работа шестеренок в механическом миксере и механических часах и т.д.).

Раздел V СВЕТ И ЦВЕТ

Темы:

  1. Отражение света. Зеркало.
  1. Изменение размеров изображения с помощью различных
    линз. Преломление света.
  2. Что такое радуга? Смешение цветов.

Познакомить детей со светом как одной из форм энергии, светящимися предметами (излучающими свет): электрической лампочкой, свечами, телевизором, Солнцем (самым главным источником света на Земле); отражением света и как оно происходит (различными видами зеркальных поверхностей); преломлением света и увеличением изображения (линзы, увеличительные стекла, лупы и т.д.).

Сформировать представление о принципе разложения белого света на составляющие цвета, появлении уникального природного явления - радуги.

Расширить представления о способности человека и животных видеть, различать цвета, об использовании цвета в природе и культуре. Познакомить со строением глаза (как оптического прибора).

Сформировать у детей представления об истории развития осветительных приборов (от свечи, керосиновой лампы до современных электрических осветительных приборов). Создать условия для приобретения ребенком способов познания свойств света: рассматривание света от различных источников (свеча, фонарик, электрическая лампа), сопоставление яркости, направленности; наблюдение отражения предметов от зеркал разной формы (выпуклых, вогнутых, плоских), преломления луча света от фонарика через плоскую бутылочку; использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы,

пропускание света через струю воды; раскладывание солнечного луча на составляющие цвета (используя воду и зеркало), получение радуги, рассматривание драгоценных камней, калейдоскопа; просмотр диафильмов, смешивание цветов.

Развивать эмоционально-положительное отношение к занятиям экспериментированием.

Раздел VI ЗВУК И СЛУХ

Темы:

  1. Источники звука и его распространение.
  2. Способы восприятия звуков человеком и животными.

Расширить представления детей о способности человека и животных слышать различные звуки.

Познакомить со строением человеческого уха, позволяющего воспринимать не только звуки, но и их источники. Сформировать понятие скорости звука.

Познакомить детей с распространением звука в воздухе, воде и твердых телах, отражением звука (эхо), громкостью.

Формировать эмоционально-положительное отношение к познанию звуков посредством знакомства с интересными фактами из жизни животных и человека: способность многих животных «видеть» с помощью звука (летучие мыши), слышать звуки лапками (кузнечики), всем телом (рыбы) и т.д. Познакомить детей с использованием звука и ультразвука в медицине, геологии, подводных исследованиях.

Создать условия для приобретения детьми способов познания звуков - слушать звуки от различных источников, на разном расстоянии, различной громкости (тиканье часов, звучание колокольчика, свистка, шуршание листьев, скрип снега и т.п.), слушать звучание различных музыкальных инструментов (трещотка, гармошка, барабан и др.), слушать симфоническую музыку, распознавать звуки с закрытыми глазами, узнавать друг друга по голосу, определять названия домашних животных по голосу и т.д., подражать различным звукам животных, машин, птиц, музыкальных инструментов. Формировать представления о том, что очень громкие звуки неблагоприятны для человека, вызывают раздражительность и т.п., а следовательно, необходимо создавать вокруг себя гармоничный звуковой фон.

Раздел VII МАГНЕТИЗМ

Темы:

  1. Магнит и его свойства.
  2. Магнитные свойства Земли. Компас.

Познакомить детей с магнитом, его свойствами (притягивать к себе металлические предметы), областью применения (собрать булавки, рассыпанные по полу, определить направление пути по компасу, магниты заставляют вращаться электромоторы и производить электричество генераторами, магнитофон снабжен магнитной головкой и т.д.).

Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к познанию магнита посредством знакомства с интересными фактами из истории появления, обнаружения и использования магнита человеком.

Познакомить детей с компасом - прибором для определения сторон света. Важная часть компаса - намагниченная стрелка, которая поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: красный всегда повернут к югу, а синий указывает на север.

Сформировать у ребенка опыт использования компаса, определения с его помощью сторон света.

Познакомить детей с магнитными свойствами Земли, которая обладает собственным магнитным полем.

Создать условия для овладения способами познания свойств магнитов: определить, что магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов (железа, стали, кобальта), наоборот, притягиваются к нему; соединение двух магнитов друг с другом, поворачивание их и определение, что они то притягиваются, то отталкивают друг друга.

Стимулировать самостоятельное обнаружение детьми двух полюсов у магнита.

Познакомить детей с действием магнитного поля через бумагу.

Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности в процессе познания природного явления магнетизма.

Раздел VIII

В МИРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Темы:

1. Молния. Электрический ток. Виды электричества.

Проводники и диэлектрики. Электрические приборы.

  1. Электромагнит. Современные технологии.
    Познакомить детей с электричеством как особой формой энергии: оно может превращаться в тепловую, световую, звуковую форму энергии, а также использоваться для работы механизмов.

Расширять представления об электрических приборах.

Развивать интерес к электрическим явлениям посредством знакомства с историей открытия электричества.

Познакомить детей со статическим электричеством - молния, искры на одежде, возникающие при трении; с понятием «электромагнит» и его использованием в современных технологиях, способностью некоторых животных излучать электрические колебания.

Сформировать у детей представление о проводниках - материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах - материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и керамика, резина, пластмасса).

Познакомить детей с использованием батарейки - хранителя электричества, фонарика, с устройством простейших электрических приборов (все они имеют вилку, провод, который подключен к мотору или лампочке).

Сформировать опыт следования правилам безопасности при взаимодействии с электрическими приборами-(работать в резиновых перчатках, нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы, с электрическими приборами можно взаимодействовать только сухими руками и т.д.).

Создать условия для приобретения ребенком способов познания электричества: рассматривание устройства розетки, выключателя, вилки, структуры проводов (металлические жилы в пластмассовой оплетке), электрической лампочки, устройства фонарика; собирание простейшей электрической цепи; создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; создание статического электричества (в результате трения воздушного шарика о шерстяной свитер и т.д.).

Раздел IX

ЧЕЛОВЕК И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Обобщение знаний детей о законах существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое под действием элемента - посредника огня, закон отражения и преломления света и др.

Дети осознают, что «чудеса», происходящие в природе (восход и заход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер и др.) объяснимы и подчиняются неопровержимым физическим законам.

В данном разделе необходимо подвести детей к выводу о том, что ценность приобретенных знаний заключается в том, что приходит осознание своей ответственности за сохранение окружающего мира.

Законы физики необходимо учитывать в повседневной жизни, например, когда в мороз выносят на улицу бутылки с водой, при работе с электрическими приборами, а также познавая свойства реальных предметов окружающего мира посредством различных способов, что позволит самоутвердиться и найти свое место в окружающем мире.

ИЗМЕРЕНИЕ

1. Как человек измеряет?

Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т.п.

Задачи:

развивать представления о человеке как биологическом существе;

стимулировать ответы детей на вопросы «Кто ты?», «Какой ты?», «Чем мы видим?», «Чем мы слышим?», «Как мы узнаем о горьком и соленом?», «Для чего нужны руки?» и т.п.;

формировать понимание ребенком того, что человек – часть природы;

формировать охранное отношение к органам зрения, слуха, осязания;

совершенствовать речь детей, пополнять словарный запас новыми словами: зрение, слух, вкус;

развивать представления о способах (приложение предмета к части тела для определения длины) и единицах измерения (локоть, ладонь, фут, унция, пас, ярд) человеком предметов действительности в культурно-историческом процессе.

Материал и оборудование:

 предметы: для проведения дидактических игр «Определи на ощупь» (кубик, мячик и др.), «Угадай на вкус» (яблоко, лимон, лук, огурец и др.), «Узнай предмет по звуку» (колокольчик, бубен, коробка со спичками, свисток и др.), «Узнай по описанию»;

наглядные картинки по теме «Человек»;  таблица древнеегипетских мер, римская система мер, сопровождаемая картинками из энциклопедии.

Эксперимент. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Угадай на вкус», «Узнай предмет по звуку», «Узнай по описанию».

Измерение длины стола, ковра в группе с помощью различных систем мер:

по - древнеегипетски с помощью локтей, ладоней, пальцев; по-древнеримски - в футах, унциях и пасах.

Формулировка причины отклонений результатов измерений.

Вывод. Величины рук, ладоней и ступней у разных людей существенно отличается, поэтому единица, основанная на пропорциях тела какого-либо одного человека, будет отличаться от такой же единицы, основанной на пропорциях другого человека.

Художественная литература. Г. Остер «38 попугаев».

2. Чем можно измерять?

(единицы измерения, измерительные приборы длины, веса, объема)

Цель. Развитие способности ребенка измерять окружающие

предметы, пользуясь стандартными единицами и метрической системой.

Задачи:

формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса;

познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями);

научить способам использования измерительных приборов;

обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения;

развивать представления об истории появления метрической системы мер.

Материал и оборудование:

линейка, измерительная лента, ростомер;

 весы с разновесами (стрелочные, пружинные);

мерные сосуды 100 и 500 мл с делениями.

Эксперимент. Пользуясь линейкой, измерить длину ладони, пальцев руки, длину стола, книги.

Измерительной лентой измерить окружность головы человека, куклы.

Ростомером измерить свой рост.

Узнать свой вес, вес яблока или кубика, используя весы и разновесы.

Проверить, сколько мерок сыпучих и жидких веществ по 100 мл поместится в сосуд объемом 500 мл, 1 л, 2 л..

Вывод. Единая система мер позволяет не только определить длину (вес и объем) чего-либо, но и сравнивать полученные результаты измерения.

3. Термометр и температура

Цель. Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.

Задачи:

 познакомить детей с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре;

 сравнить разные виды термометров; формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;

систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;

пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Материал и оборудование:

термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека;

2 стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка;

репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года.

Эксперимент.

Рассмотреть, как устроен термометр.

Сравнить внешний вид и назначение разных термометров.

Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров.

Измерить температуру тела человека в группе и на улице, сравнить показания.

Измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а во второй воду налили из теплого чайника. Сравнить показания. Рассмотреть репродукции картин и определить примерную температуру воздуха в природе (холодно, тепло, жарко, прохладно).

Вывод. Термометр - это прибор для измерения температуры. У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль - граница между градусами тепла и холода. Назначение термометров бывает разным - для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид - разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри и т.п.

Температура тела человека в группе и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды может существенно отличаться в зависимости от пространства ее измерения.

Из наблюдений за природой известно, что весной бывает тепло, летом - жарко, поздней осенью и зимой - холодно. Когда говорят, что тепло, холодно, жарко, то имеют в виду температуру воздуха.

4. Часы и время

Цель. Развитие способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека.

Задачи:

развивать представления детей о человеке в истории, познакомить с древними и современными способами измерения времени;

формировать представления о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах, сутках и т.д.;

формировать представления о необходимости рационального использования времени в течение дня: на игру, учение, сон, физическую активность и т.п.;

совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.

Материал и оборудование:

часы песочные, механические, электронные;  картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

Эксперимент. Рассмотреть разные виды часов: древние и современные.

Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке можно сделать солнечные часы.

Засечь время продолжительностью 1 мин (2 мин) на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

Вывод. Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы - электронные. За 1-2 минуты можно успеть что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ, КАК СПОСОБА "ПРОЖИВАНИЯ" РЕБЕНКОМ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представленный материал является методической разработкой в помощь педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования, старшим воспитателям и соответствует требованиям ФГОС ДО и Профстандарту.Ведуще...

Содержание мероприятий с родителями по детскому экспериментированию, включая дистанционные формы

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией жить и работать всем приходится по-новомуВсех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти ...

Программа "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника"

Экспериментирование как специально- организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка  дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Про...

Диагностика освоения содержания Программы воспитанниками МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» и МБДОУ "Детский сад №43 "Сказка"

2019-2020 - старшая группа МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»2020-2021 - подготовительная группа МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»2021-2022 - 2 младшая групп...

Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (Программа «Step by Step», технология программы «Сообщество»)

    В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно акт...