Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ
статья

Корельская Анастасия Дмитриевна

В данной статье представлены кинезиологические упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, двигательной активности, а также речевому развитию детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx148.47 КБ

Предварительный просмотр:

Корельская А.Д.

Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей.

Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса детьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, способствует:

  • развитию межполушарного взаимодействия;
  • развитие межполушарной специализации;
  • синхронизируют работу полушарий;
  • повышают стрессоустойчивость организма;
  • снижают утомляемость;
  • повышают способность к произвольному контролю;
  • улучшают мыслительную деятельность;
  • развивают мелкую и крупную моторику;
  • формируют пространственные представления;
  • развитие скрытых способностей;
  • способствуют улучшению памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления;
  • облегчение процесса чтения и письма;
  • устранение дислексии, дисграфии.

Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

Благодаря кинезиологическим тренировкам происходит развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, двигательной активности, речевое развитие. Важно, что чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром, днём;
  • занятия проводятся ежедневно;
  • продолжительность занятий — 10 – 15 минут;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Картотека кинезиологических упражнений

  • Упражнение «Ухо – нос»

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По

команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с

точностью наоборот".

  • Упражнение «Замок»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть

руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку,

к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем,

который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не

участвовали.

  • «Колечко» 

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному

пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно,

затем сразу двумя руками.

  •  «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг

друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на

плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется

сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

  • «Горизонтальная восьмёрка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку – НАЧАЛО ВСЕГДА ВЛЕВО ВВЕРХ - как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо  рта языком.

  • «Зеркальное рисование» 

Положите на стол чистый лист бумаги (лист прикрепить к столу). Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру (лучше использовать восковые мелки). Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы, цифры, линии и т. д. При возникновении сложностей, перед выполнением упражнения необходимо прорисовать изображение в воздухе поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно.

  •  «Звёздочки»

Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)

  • «Слоник» 

Правая рука встает на выпрямленную левую ладонь. Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот.

Настоящий серый слон мне шлет пламенный поклон

Библиографический список

  1. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
  2. Сиротюк А. Л. «Кинезиологические упражнения» - М., 2003.
  3. Сиротюк А.Л  Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
  4. Столяренко Л. Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

презентация "Кинезиологические упражнения в работе с детьми"

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие,...

ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье сберегающие технологии. ПОДБОРКА ПРОСТЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ....

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ

Кинезиологические упражнения, позволяющие улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольно...