Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ
статья
В данной статье представлены кинезиологические упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, двигательной активности, а также речевому развитию детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologicheskie_uprazhneniya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 148.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Корельская А.Д.
Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей.
Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса детьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, способствует:
- развитию межполушарного взаимодействия;
- развитие межполушарной специализации;
- синхронизируют работу полушарий;
- повышают стрессоустойчивость организма;
- снижают утомляемость;
- повышают способность к произвольному контролю;
- улучшают мыслительную деятельность;
- развивают мелкую и крупную моторику;
- формируют пространственные представления;
- развитие скрытых способностей;
- способствуют улучшению памяти, внимания, речи;
- развитие мышления;
- облегчение процесса чтения и письма;
- устранение дислексии, дисграфии.
Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.
Благодаря кинезиологическим тренировкам происходит развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, двигательной активности, речевое развитие. Важно, что чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- занятия проводятся утром, днём;
- занятия проводятся ежедневно;
- продолжительность занятий — 10 – 15 минут;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Картотека кинезиологических упражнений
- Упражнение «Ухо – нос»
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По
команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с
точностью наоборот".
- Упражнение «Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть
руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку,
к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем,
который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не
участвовали.
- «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно,
затем сразу двумя руками.
- «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг
друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на
плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется
сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
- «Горизонтальная восьмёрка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку – НАЧАЛО ВСЕГДА ВЛЕВО ВВЕРХ - как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
- «Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги (лист прикрепить к столу). Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру (лучше использовать восковые мелки). Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы, цифры, линии и т. д. При возникновении сложностей, перед выполнением упражнения необходимо прорисовать изображение в воздухе поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно.
- «Звёздочки»
Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)
- «Слоник»
Правая рука встает на выпрямленную левую ладонь. Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот.
Настоящий серый слон мне шлет пламенный поклон
Библиографический список
- Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
- Сиротюк А. Л. «Кинезиологические упражнения» - М., 2003.
- Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
- Столяренко Л. Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1
данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...
презентация "Кинезиологические упражнения в работе с детьми"
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие,...
ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье сберегающие технологии. ПОДБОРКА ПРОСТЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ....
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи
Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ
Кинезиологические упражнения, позволяющие улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольно...
Кинезиологические упражнения в работе с детьми
Картотека...