Материалы для родительских собраний в нетрадиционной форме
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Вы набрали новую группу и вам приходиться заниматься не только адаптацией детей к детскому саду, но и психологической поддержкой родителей. Ничто так не сближает, как совместная деятельность в доверительной обстановке. Пригласив родителей на "Круглый стол", можно помочь им лучше справиться с собственными психологическими трудностями, наладить взаимоотношение с собственными детьми, заслужить их доверие и уважение через серию увлекательных, интересных и лёгких заданий, представленных вашему вниманию в этой статье. Всем успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningi_dlya_raboty_s_roditelyami.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ»
Цель: осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком;
Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок-это...», «Родители должны...»? Затем после выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т.е. рациональные, эффективные – и «мешающие», т.е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.
Домашние задания:
«Сочинение «Мой ребенок»
Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» с целью последующего обсуждения его в группе. Никаких дополнительных инструкций относительно содержания, формы или объема сочинения не дается.
Обсуждение с детьми.
Обсудить с детьми тему наказания: что для них является самым «страшным» наказанием, наказывали ли их несправедливо, будут ли они наказывать своих детей и т.д.
Практика
Практиковать общение с ребенком с позиции Взрослый.
Применение на практике неформального общения, поддержки.
Проведение семейного совета по поводу планов на выходной день.
Составить список проблем во взаимоотношениях с ребенком.
Подготовить совместно с ребенком концертный номер для Праздника Семьи.
«СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА»
Родителям и детям изобразить семью, обозначая ее членов в виде окружностей так, чтобы рисунок схематически отражал систему их взаимоотношений. Сравнение представлений о семейной структуре разных ее членов дает богатый материал для рефлексии и поиска эффективных форм взаимодействия. Далее можно обсудить «идеальную схему» взаимодействия в семье.
«ПАМЯТНИК ЧУВСТВУ»
Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой – «скульптора». «Скульпторы» получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера. Затем мы предлагаем родителям ответить на два вопроса: 1) когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку? 2) когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам? Далее рассказать о психологических механизмах «подавления» чувств и компенсации в соответствии с образовательным уровнем участников тренинга. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, осознание того, что тебя слышат и понимают».
«ПРИНЯТИЕ ЧУВСТВ»
Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
- «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»).
- «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься – давай, перейдем на другую сторону»).
- «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?»).
- «Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку»).
«ДОСТИЖЕНИЕ БАЗОВЫХ ЦЕЛЕЙ»
Психолог играет роль ребенка, пытающегося достичь признания, возможности влияния, чувства защищенности и автономии неэффективными способами (требование внимания, борьба за власть, месть, уклонение). Перед родителем ставится задача выстроить взаимодействие с ребенком. При анализе упражнения особое внимание уделяется чувствам родителей, являющимся «индикатором» ошибочных целей ребенка.
«ЗНАЕМ ЛИ МЫ СВОИХ ДЕТЕЙ?»
Родителям предлагаются вопросы для определения степени осведомленности их в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома. Вот примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей:
- Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как...., а не нравится...
- Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?
- Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?
- В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?
«ДОВЕРИЕ»
Цель: знакомство с содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности.
Психолог предлагает участникам определить степень их доверия друг другу: «Насколько мы можем открыться, довериться друг другу и новому опыту?». Один из участников встает на возвышение (это может быть устойчивый стул или стол), с которого ему предстоит упасть с закрытыми глазами на руки остальных. Упражнение обычно вызывает сильные эмоциональные реакции. Поэтому главное здесь – грамотно провести анализ чувств.
Вот примерное содержание этой беседы: «Глубинная работа над собой, своей личностью всегда сопряжена с включением механизмов сопротивления. Это может выражаться в действиях: в желании сменить тему разговора, выйти из комнаты, пойти в туалет, опоздать, смотреть в сторону, в желании поесть, покурить, прекратить общение. Или даже – заболеть... Сопротивление может проявляться в некоторых убеждениях, таких как: «Мне это не подойдет», «Я в это не верю». Мы продолжаем сопротивляться и в тех случаях, когда говорим себе: «Они не позволяют мне измениться», «Это их вина» и т.п. И самое большое сопротивление – это страх перед неизвестным: «Я не готов», «Я не хочу об этом говорить», «Я никому не доверяю». Если вы поймали себя на подобных мыслях или действиях – очень хорошо! Вы заметили свое сопротивление, осознали его. Не ругайте себя. Вместо этого скажите себе: «Что заставляет меня сопротивляться? Откуда у меня это чувство? Где оно находится в теле?» Ответив на эти вопросы, постарайтесь расслабиться – и скажите своему сопротивлению спасибо за то, что оно делает для вас что-то важное, охраняет и бережет вас, а затем – попросите его помочь вам измениться, достичь вашей цели».
«СВИНСКИЙ РОДИТЕЛЬ»
Родителям предлагается использовать данные им на карточках вербальные и невербальные реакции в импровизированном обращении к воображаемому ребенку. Приводим содержание карточек:
1) морщины на лбу;
2) вытянутый палец;
3) покачивание головой;
4) «ужасающий» взгляд;
5) притоптывание ногой;
6) руки на груди;
7) вздох;
8) «Я бы никогда в жизни...»;
9) «Если бы я был(а) на твоем месте...»;
10) «Ты осмелился(-лась)?!»
11) «Ну и что?..»
Задания подобраны таким образом, чтобы возможна была трактовка их позиционного содержания как в авторитарном, так и в равноправном контексте. Например, морщины на лбу могут быть расположены как вертикально (гнев, задумчивость), так и горизонтально (удивление, восторг). То, какой контекст мы выбираем чаще, свидетельствует о наших ригидных родительских позициях. На наших занятиях подавляющее количество родителей «выбирают» авторитарный контекст, т.е. проявляют позицию «Свинский родитель». Столкновение с неприглядной собственной сущностью фрустрирует, повергает в уныние, активизирует защитные механизмы. Преодолеть это состояние помогают арт-терапевтические приемы, один из вариантов которых описан в упр. «Рисуем свинского родителя».
«РИСУЕМ СВИНСКОГО РОДИТЕЛЯ»
Микрогруппы, состоящие из 3-4-х человек получают листы бумаги, краски – и задание изобразить «Свина», не переговариваясь друг с другом. После обсуждения полученных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть.
Психолог рассказывает о способах, которыми наш внутренний «Свин» мешает нашим гармоничным взаимоотношениям с ребенком: негативной мотивации (когда мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для детей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности, отсутствии четких границ дозволенного поведения.
«Я ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ»
Каждому участнику предлагается в течение 1 минуты рассказать о своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой и т.д.).
«НАКАЗАНИЕ»
На фоне расслабления родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: «Что вы чувствовали тогда?; Каковы были ваши телесные ощущения?; О чем вы тогда думали?; Что вам хотелось сделать?» Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию о негативных последствиях наказаний.
«ДИСЦИПЛИНА»
Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситуацию, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки перемешиваются, родители распределяются по парам. Каждая пара вытягивает себе карточку с описанием ситуации, которую надо решить с помощью предоставления выбора и логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных решений.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ПОДДЕРЖКА»
Цель: знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения.
Перед родителями ставится задача найти как можно больше различных способов поверить в силы ребенка самому и дать ему это почувствовать. Принимаются самые нереальные, нестандартные решения. Важно стимулировать творчество, способность взглянуть на проблему и своего ребенка по-новому.
В дополнение к способам, найденным родителями в результате «мозгового штурма», психолог предлагает познакомиться с понятиями неформального общения, поддержки, семейного совета.
«НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»
Цель: знакомство с понятием неформального общения.
Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.
«ПОХВАЛА И ПОДДЕРЖКА»
Родители работают в парах. В течение 5-7 минут каждой паре необходимо придумать примеры по следующей схеме: Ситуация – Похвала – Поддержка.
«СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ»
Родителям предлагается закрыть глаза и определить те части тела, которые в данный момент наиболее напряжены. Затем в парах родители помогают друг другу мягкими массажными движениями снять напряжение. Здесь уместно поговорить о важности телесного контакта для благоприятных взаимоотношений.
«ОХАПКА ОБЯЗАННОСТЕЙ»
Одного из родителей спрашивают, сможет ли он пройти по обозначенной на полу линии. Затем дают ему в руки коробки, символизирующие разного рода обязанности, которые «должен» выполнять родитель. С охапкой этих «обязанностей» пройти по линии уже куда сложнее. Интерпретируя эту аллегорию, родители приходят к выводу о том, что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к ребенку не позволяет видеть перспектив, «зашумляет» воспитательную стратегию, лишая ее цельности и гармоничности.
Единственная реальная защита ребенка от опасностей – это его здравый смысл и знание, что только он сам должен распознать эти опасности и принять по отношению к ним соответствующие решения.
«ПАРНОЕ ПРИСЕДАНИЕ»
Цель: осознание степени равноправия в актуальных взаимоотношениях с ребенком.
Родители работают в парах: необходимо стать друг к другу спиной, облокотившись о партнера так, чтобы и одному, и другому было достаточно удобно. Затем без помощи рук пары должны присесть и встать, что возможно сделать только при равномерном распределении нагрузки между участниками взаимодействия.
«О КОМ Я ЗАБОЧУСЬ»
Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение.
«ВЕСЫ ОБЯЗАННОСТЕЙ»
Предлагается составить два списка: первый – «Мои обязанности по отношению к ребенку»; второй – «Обязанности ребенка по отношению ко мне». Сопоставление, «взвешивание» этих списков дает повод для обсуждения степени справедливости сложившейся ситуации.
Забота родителя о себе – необходимое условие гармоничных взаимоотношений с ребенком.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Группа делится на две команды, каждая из которых должна в течение определенного времени привести как можно больше аргументов в пользу тезиса: «Заботясь о себе, мы заботимся о своей семье».
«ЛАВИНА»
Это упражнение описано в книге Ф.Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио». После того, как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?».
В процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов позаботиться о себе.
«ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СОЦИОМЕТРИЯ»
На листе бумаги расположены по кругу имена всех членов группы. Участники по очереди проводят от своего имени стрелку к имени того участника, который им больше всех нравится, произнося при этом такую фразу: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты...».
ГРУППОВАЯ СКАЗКА «СЕМЬЯ НА ЗАВИСТЬ»
Цель: осознание и осмысление способов конструктивного и деструктивного семейного взаимодействия
Этап 1.Инструкция. Сейчас мы с вами будем развивать сюжет сказки про семью, в которой, как говорится, «всё плохо», всё друг друга не понимают и достаточно холодно относятся друг к другу. Я начну сказку, а следующий – дополнит.
«Жила-была одна семья…»
Обсуждение.
Каков получился сюжет сказки? В чем вы видите причины плохих отношений и непонимания в «сказочной» семье? Можете ли вы найти в сюжете сказки то, что напоминает отношения в вашей семье?
Этап 2.Инструкция.Теперь мы будем создавать сказку про семью, в которой всё достаточно хорошо понимают друг друга, терпимы друг к другу, заботливы. Я начну, а следующий – дополнит.
«Жила-была одна семья…».
Обсуждение.
Каков сюжет этой сказки? Можно ли, и если да, то почему, назвать данную семью благополучной с психологической точки зрения? Что, на ваш взгляд, является главным условием хороших отношений в семье? Давайте продумаем, как можно семье со сложными отношениями стать достаточно гармоничной и «уютной».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РИСУНКИ «МОЙ ВКЛАД В СЕМЬЮ «НА ЗАВИСТЬ»
Оборудование: бумага, краски, карандаши.
Этап 1.
Инструкция.
Помните, как часто мы рисовали в детстве? Иногда то, что сложно выразить словами, проще изобразить и уже через рисунок понять. Я предлагаю вам нарисовать вашу семью, такую, какой она представляется сейчас.
Обсуждение.
Обратите внимание, как расположены на рисунке члены вашей семьи, особенно ваш ребенок. Почему у каждого члена семьи именно такая позиция?
Этап 2.
Инструкция.
Я предлагаю вам добавить в рисунок то, что сделало бы вашу семью сплоченнее, а отношения – теплее. Обязательно продумайте и отобразите дополнения к вашему образу, которые бы напрямую касались вашего ребенка.
Обсуждение.
Что вы добавили в рисунок и почему это изменит отношения в вашей семье? Что вы добавили себе? Как сделать эти изменения возможными, но уже в реальных отношениях внутри семьи и с ребенком, какими ресурсами вы для этого обладаете?
УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОДРАМЫ «МОЯ СЕМЬЯ»
Инструкция: Сейчас вам представится возможность увидеть вашу семью «со стороны». Необходимо вспомнить и воссоздать любую из реальных семейных ситуаций, поведение членов семьи в этой ситуации. Участник, выступающий в роли сценариста и режиссера, выберет из группы людей, которые будут исполнять роли членов семьи. Оставшиеся члены группы должны будут подмечать все аспекты отношений «семьи».
Примечание. Каждый из членов группы должен побывать в роли сценариста и режиссера.
Обсуждение. Какие отношения были разыграны в предложенной ситуации? По поводу чего возникла данная ситуация? Каковы причины поведения каждого из членов «семьи»? Что вы подметили во взаимодействии между членами семьи?
«В СОСТОЯНИИ»
Оборудование и материалы: Карточки с подробной характеристикой различных семейных состояний.
Инструкция.
Сначала вы выберите на столе карточку с описанием наиболее характерного состояния в котором вы, как правило, находитесь дома или возникающее у вас при мыслях о доме и семье. Затем вы выступите в роли вашего ребенка, а некоторые участники группы – вашего (ваших) родителей.
После выполнения данной части упражнения вы выберите из предложенных на карточках то состояние, которое является более приемлемым и желаемым для вас. Затем мы так же его проиграем и обсудим результаты.
Обсуждение.
В чем причина тех чувств, которые вызывает у вас семья? Удается ли вам справиться со своими чувствами, если да, то как (отчего становится легче)? Как вы чувствовали себя в роли ребенка? Как вам кажется, а что чувствует ваш ребенок? Чего бы вам хотелось от «игровых» родителей?
«ИТОГИ»
Оборудование и материалы: Карточки с неоконченными фразами «Я узнал, что…», «Теперь я знаю зачем…», «Я знаю как…», «Мой ребенок…», «Я как родитель…», «Моя семья…», «Я заметил изменения…», «Я способен…», «Я и мой ребенок…», «Родители часто…», «Если раньше я…, то теперь…».
Инструкция. На столе разложены карточки с незаконченными фразами. Закончить их позволит вам опыт, приобретенный в процессе групповых и индивидуальных занятий.
Обсуждение. Сложно ли было заканчивать фразы? Какие фразы вызывали наибольшую сложность? Что, на ваш взгляд, изменилось в вашем отношении к ребенку и взаимоотношениях с ним? С чем связаны, на ваш взгляд, проблемы вашего ребенка? Чем вы хотели бы и можете ему помочь?
«ДУША РЕБЕНКА»
Ведущий: «Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, нарисованная на листе ватмана).
- Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из вас (и у меня) есть бабочки и цветочки (бабочки и цветочки вырезаны из ярких открыток), напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка, поместите их в чашу и назовите. (При помощи скотча родители, называя качество, «помещают» бабочек и цветочки в чашу)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…».
- Как вы считаете, чего вправе ожидать опекун (попечитель) от ребенка как результат своего труда, и чего он не должен требовать и ждать?»
#детско-родительские #детско-родительские
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией....
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"
Формировать представления детей о традиционных семейных праздниках.Вызывать у детей радостные эмоции, способствующие становлении его личности, закреплять знания об окружающем мире, развивать речь, тво...
Конспект родительское собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"
Это мероприятие способствует возникновению взаимосвязи детей воспитателей и их родителей. Воспитывать у детей желание радовать своих родителей своими результатоми в творческой и интеллектуальной...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Цель: Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией. Воспиты...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Цель: Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать п...
Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»
Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»...