Эссе «Инклюзия как средство социальной реабилитации ребенка и его семьи»
статья
В материале представлен взгляд автора на современный подход к работе педагогов ДОУ с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности, и особенности организации сотрудничества с семьёй такого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_sangalova_n.g.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инклюзия как средство социальной реабилитации ребенка и его семьи».
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка, иногда он нас страшит…
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!
Наталья Калиман
«У вас будет ребёнок». Эта фраза для большинства будущих родителей звучит как песня. Для кого-то эти слова приятно неожиданные, для кого-то долгожданные, для кого-то выстраданные многолетним стремлением иметь детей. После этих слов для всей семьи происходит погружение в атмосферу ожидания чуда, ожидания радости, ожидания новой жизни.
Рождается малыш, и родители вместе с ним проходят нелёгкий путь роста и развития: вместе засыпают и просыпаются, болеют и выздоравливают, радуются и огорчаются, делают первые шаги и говорят первые слова, вместе познают окружающий мир.
И как же тяжело для родителя узнать, понять и признать факт, что его ребёнок имеет серьёзные нарушения в физическом, интеллектуальном или эмоционально-волевом развитии. Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс.
Пережив первый шок, большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Осознав свою ответственность перед малышом, родители начинают действовать, проявляя соответствующую активность для организации полноценного развития и воспитания своего ребенка.
Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с особенностями развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.
Несомненно, для родителя «особого» ребёнка важна и нужна социальная поддержка и психологическая помощь окружающих людей. Важно внимание и забота о ребёнке как о равноправном участнике жизни общества. И здесь одним из результативных средств социальной реабилитации ребёнка и его семьи может стать инклюзия, то есть процесс активного включения детей, родителей и педагогов в совместную деятельность.
В современном обществе у детей с ограниченными возможностями здоровья есть уникальная возможность получать эффективное инклюзивное образование в условиях дошкольного учреждения.
Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад становится местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться к жизни в обществе, так как организованная в детском саду работа обеспечивает для ребёнка систему образовательных, воспитательных и развивающих педагогических воздействий. И базовая цель этой работы – понимание, принятие и социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
За годы психологической практики мне приходилось слышать слова родителей: «Сделайте с моим ребёнком что-нибудь, чтобы был как все!». Подобное отношение – самая большая ошибка, какую могут совершить родители. Детям необходимо однозначно давать знать, что различия между людьми приемлемы и ожидаемы. Дети рождаются с заложенным в них внутренним планом того, какими они должны быть. Для реализации и развития этого внутреннего потенциала им необходимо, чтобы родители принимали их такими, как они есть, любили, поддерживали, уделяли время и внимание.
Каждый ребенок от рождения уникальный и особенный. Отличаться от других – нормально! Хочется помочь родителям детей с ОВЗ осознать это правило позитивного воспитания и сказать им: «Родители, помните, что дети могут и должны быть разными!»
Важно понимать, что инклюзивное образование имеет ценность и значимость не только для «особого» ребёнка и его семьи. Инклюзия – это возможность формирования толерантного отношения общества к детям с ОВЗ. Через совместную деятельность в детском саду такой ребёнок и его родители расширяют рамки своей социальной активности, осознают себя частью общества, а окружающие дети и взрослые учатся взаимному уважению и терпимости, учатся воспринимать человеческие различия как обычные.
В нашем дошкольном учреждении есть примеры «полной инклюзии», то есть самостоятельного посещения ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня. Понятно, что от педагогов, работающих в условиях инклюзивного процесса, требуется и методическая грамотность, и дополнительная подготовка, и дополнительные усилия по организации образовательного пространства. «Особый» ребенок занимается на занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения, акцентируется внимание на сильные стороны ребенка.
А ещё «полная инклюзия» - это беседы с ребёнком и чтение книг, моделирование игровых ситуаций и индивидуальные занятия со специалистами, совместная деятельность и игра с другими детьми, сопровождение в режимных моментах и на прогулке, праздники и конкурсы, родительские собрания и консультации, совместные проекты и социальные акции, информационная и психологическая поддержка родителей.
Инклюзивное образование обладает ресурсами, стимулирующими равноправие воспитанников и их участие во всех делах коллектива. Семьи «включенных» воспитанников становятся активными участниками образовательного процесса. Это главное правило инклюзивного образования.
Ребенок с особенностями развития – это прежде всего Ребенок! И хочется пожелать ему, чтобы его мир стал более открытым и понятным для окружающих, а окружающие каждый день становились на шаг ближе и добрее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Гарденотерапия – средство социальной реабилитации»
Знакомство родителей с основными направлениями социально-бытовой и социально-средовой реабилитации в рамках гарденотерапии....
Социальное партнерство - залог успеха социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Статья основана на опыте работы воспитателя в реабилитационном центре....
Игра как средство социальной реабилитации детей дошкольного возраста.
Игра является одним из главных средств реабилитации детей дошкольного возраста. Именно игра помогает ребёнку быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым бытовым и социальным условиям. Игра – своео...
проект «Коммуникативные танцы-игры – как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»
проект «Коммуникативные танцы-игры – как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»разработала музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....
Игра как средство социальной адаптации ребенка
Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ребенка в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестро...
Творческий игровой проект «Коммуникативные танцы-игры, как средство социальной компетенции ребенка. Танцуем вместе»
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...
Консультация для родителей "Сюжетно - ролевые игры как средство социальной адаптации ребенка."
Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми...