Доклад «Презентация воспитанника как один из способов взаимодействия с родителями»
презентация
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА как одна из форм работы с родителями
Взаимодействие с родителями
Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности воспитателя, она является обязательной в дошкольном учреждении. Формы работы с родителями в детском саду могут быть разнообразными, одной из них является создание видеоотчетов о жизни детей в детском саду и создание портфолио воспитанников группы детского сада.
Я хочу поделить своим опытом создания портфолио детей моей группы.
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии ребенком своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно пригодится, очень кропотливо относятся к его заполнению.
Цель портфолио.
Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
Детский сад № 15 «Аистенок»
Доклад
«Презентация воспитанника как один из способов взаимодействия с родителями»
Подготовила:
воспитатель 1 кат.
Чеботарева Диана Тагировна
2018 г.
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА как одна из форм работы с родителями
Взаимодействие с родителями
Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности воспитателя, она является обязательной в дошкольном учреждении. Формы работы с родителями в детском саду могут быть разнообразными, одной из них является создание видеоотчетов о жизни детей в детском саду и создание портфолио воспитанников группы детского сада.
Я хочу поделить своим опытом создания портфолио детей моей группы.
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии ребенком своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно пригодится, очень кропотливо относятся к его заполнению.
Цель портфолио.
Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Особенности «Портфолио дошкольника»:
1.1. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
1.2. Использование такой формы оценки достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося.
Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы, мечты.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечают, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
1. Портфолио дошкольника - это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями и воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.
2. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.
Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей:
- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
- Портфолио-раскраска;.
- Портфолио традиционное, в виде папки.
Предлагаю посмотреть!
Портфолио представляет собой презентацию, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
Представленное мной портфолио дошкольника электронное, а приведенная структура примерна.
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, которые наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Преимуществом создания «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, воспитателя и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
Как вы успели заметить портфолио
непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясняем детям, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаем собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем подходят Вашему ребенку, по тематике. И тогда уже воспитатель совместно с родителями дополняет количество разделов на свое усмотрение. В этом случае руководствуются собственной фантазией. Если у дошкольника уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел.
Условия достижения цели при создании Портфолио
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании [3]. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Использование Портфолио в ДОУ
Возможно ли использование Портфолио в дошкольном учреждении?
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
Чаще всего в ДОУ используются:
Портфолио-раскраска - это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
Печатное портфолио- одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации [7].
По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:
- портфолио-собственностъ (собирается для себя), а в школе;
- портфолио-отчет (для преподавателя).
Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
- «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
- «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.
«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.
Что же касается портфолио для учеников младших классов, этот проект пока находится в стадии эксперимента. Его основная цель направлена не столько на результаты и достижения, сколько на развитие личной инициативы, творческих способностей, оригинального мышления, уверенности в своих силах и ответственности.
Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом дошкольной и школьной жизни: портфолио может и должен помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.
Видеоролики как одна из форм работы с родителями.
Родителям всегда интересно узнать, как проводит время их ребенок, чем он занимается, во что играет и т. д. Небольшие видеоролики позволяют поместить фотоматериалы для просмотра родителями фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей, как на занятиях, так и в других режимных моментах.
В своей работе я часто применяю такие мини видео отчеты при проведении родительских собраний и других досуговых мероприятий. Все это помогает создать у родителей положительный настрой и повысить эффективность взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Так, например, за текущий год мною были созданы видео отчеты на тему: «Вот и стали мы на год взрослей», «Праздник Осени», «Праздник Новый год», «Мы гуляем и играем», «Спортивные новости» и так далее. К праздникам вниманию пап и мам были представлены поздравительные видеоролики с участием детей: «Нашим мамам посвящается», «Доблестным защитникам», помимо этого обязательно создаю видеоролики ко Дню рождения каждого ребенка, плюс мы с детками записываем поздравления с Днем рождения для детей, которые по тем или причинам отсутствуют в детском саду в этот день.
Родители в создании видеороликов также с удовольствием принимают участие. Все материалы выкладываются в группу Вконтакте и находятся в свободном доступе для родителей группы.
Видеоролики всегда находят эмоциональный отклик и положительную оценку родителей. Каждый видеоролик встречается ими восторженно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностный проект "Издание газеты детского сада, как один из способов повышения информированности родителей". Составитель старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Повышению уровня информированности родителей о деятельности детского сада способствует использование в практике работы учреждения малотиражной газеты для родителей. Газета...
«Издание ежемесячной газеты группы, как один из способов повышения информированности родителей»
Мысль о том, что родителей необходимо поддерживать, направлять, зародилась в глубокой древности.Пример тому - БИБЛИЯ!!!...
Детское радио в ДОУ как один из способов взаимодействия с детьми
В современном мире взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников претерпевают большие изменения. Хроническая занятость родителей, их педа...
"Укрощение строптивого" или один из способов взаимодействия с агрессивным ребенком.
Маленькие агрессоры в период адаптации требуют повышенного внимания педагога. Один из способов взаимодействия с такими детьми - метод "жестикуляции" или выполнение установок прерывания дейст...
Доклад «Презентация воспитанника как один из способов взаимодействия с родителями»
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА как одна из форм работы с родителями Взаимодействие с родителямиИнформационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и ...
Педагогический проект «Издание газеты «ЯБЛОНЬКА», как один из способов повышения информированности родителей»
Газета для родителей - один из самых важных компонентов при взаимодействии с родителями воспитанников. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями,...
Проект «Издание газеты «Новости «Чебурашки», как один из способов повышения информированности родителей»
Выпуск газеты в детском саду — это, прежде всего, умение рассказать о себе языком, понятным главному потребителю услуг — родителю, а так же умение создать условия для тог...