Родительское собрание по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
план-конспект занятия
Родительское собрание по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_navykov.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Счастье – это когда тебя понимают»
Форма проведения – круглый стол.
Цель: обогатить педагогический опыт родителей по формированию коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ; познакомить с различными формами взаимодействия.
Ход мероприятия:
Приветствие: Предложить родителям встать в круг. Предложить одному из них взять в руки цветок и рассказать немного о себе (Имя, какое занятие нравится больше всего, свой любимый цвет, любимый напиток).
- Уважаемые участники нашего клуба, очень приятно видеть вас всех сегодня на нашей встрече. Надеюсь, наше общение будет полезным и продуктивным для всех.
И сразу вопрос… Что такое общение? Зачем люди общаются? Можно ли вообще не общаться? И как сделать свое общение продуктивным и полноценным.
Ответы родителей________________________
Воспитатель подводит итог:
- Мы общаемся, чтобы донести до кого бы то ни было важную информацию
- Сообщить о своих потребностях
- Передать какие то знания
- Получить реализацию потребности в коммуникации.
Беседа с родителями по вопросам
- Но всегда ли мы общаемся так, чтобы нас понимали?
- Всегда ли вы понимаете своего ребенка?
- Какие сложности вы испытываете при общении со своим ребенком?
Презентация (интерактивная)
Слайд 1
Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений с другими людьми; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека.
Слайд 2
Отношения с окружающими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других людей.
Слайд 3
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Особенности коммуникации детей с ОВЗ:
Как же формируются коммуникативные навыки у наших деток и с какими проблемами можно столкнуться, которые мешают такому формированию: (ответы родителей)
Слайд 4
- снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;
- речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;
- нежелание вступать в контакт;
- трудности понимания обращенной речи;
Слайд 5
- часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);
- замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;
- трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;
- при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);
- некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;
- другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
Слайд 6
Как развивать коммуникативные качества детей?
Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:
1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)
2) через беседы, обсуждения литературных произведений
3) в творческой деятельности
Слайд 7
- Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.
Слайд 8
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:
1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.
6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.
9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
12. Расширять общий кругозор детей
Слайд 9
Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.
Слайд 10
- Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.
Слайд 11
- Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование). В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.
Слайд 12
Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.
Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:- передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.
Слайд 13
Как простимулировать неговорящего ребенка на общение жестами:
- Можно сделать вид, что вы не понимаете ребенка, чтобы он показал жестом, чего хочет.
- Задавайте ему наводящие вопросы: Какую игрушку ты хочешь, красную или желтую?
- Знакомьте ребенка с жестами-заменителями слов. Кивок, поднять руку в сторону предмета, показать взглядом.
- Проявите терпение. Ребенок должен быть уверен, что его слышат и слушают.
В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль появляется представление о самом себе. А помогают ему в этом, прежде всего родители. И от жизненной позиции членов семьи зависят коммуникативные навыки ребенка, то как он будет чувствовать себя среди людей.
Рассмотрим примеры общения (беседа с родителями)
- Мама гуляет с маленьким ребенком во дворе. Малыш играет со сверстниками и вдруг, начинает громко плакать. Мать кидается к нему на помощь. Ругает всех вокруг, пытаясь показать ребенку, что он под защитой.
- Как вы думаете, как будут формироваться его навыки в будущем?
- Что нужно сделать, чтобы сформировать правильное отношение к ситуации у ребенка? И сформировать правильные коммуникативные навыки?
- Ребенок хочет пить, но не может просить об этом окружающих. Маме постоянно приходится угадывать желания ребенка и выполнять их по его немому согласию.
- Чем грозит ребенку такая ситуация?
- Как можно исправить ситуацию?
- Ребенок постоянно плачет, привлекая мамино внимание и не оставляя ей времени на другие дела. Мама беспрекословно подчиняется малышу лишь бы не вызывать у него негативных эмоций.
- Как в дальнейшем будет происходить общение мамы с ребенком?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Таким образом, можно сделать вывод, чтобы общение ребенка было успешным он должен уметь:
- Понимать свои потребности и уметь говорить о них (вербально, невербально)
- Понимать и уважать чужие потребности
- Уметь конструктивно выстраивать отношения с окружающими в своих интересах, но учитывать мнение окружающих.
Часто дети с ОВЗ не рождаются с негативными личностными качествами, а приобретают их в результате гиперопеки. Но надо понимать, что ребенок с ОВЗ тоже нуждается в адаптации к условиям внешней жизни, а значит, и общении с окружающими. Если понимать это и соблюдать несложные правила, то проблем в коммуникативной сфере ребенка почти не останется. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы. Спасибо за внимание и сотрудничество!
Заполнение листов по рефлексии.
Анкета для родителей
(заполняется анонимно)
- Охотно ли ваш ребенок идет на контакт с близкими._________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ваш ребенок идет на контакт с другими людьми__________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ваш ребенок относится к другим детям____________________________________________________________________________________________________________________________
- Часто ли вы ходите в гости? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие средства использует ваш ребенок при общении? (подчеркните нужное)
- Улыбка
- Мимика
- Жесты
- Звуки
- Слова
- Действия
- Что вы делаете, чтобы научить вашего ребенка общаться?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Актуальность темы. Общительност...
Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.
Коммуникативная деятельность выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступа...
«Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»(
Из опыта работы...
Родительский всеобуч на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».
Родительский всеобуч на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»....
Родительское собрание: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Родительское собрание направлено на повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования коммуникативных навыков у детей 5-7 лет....
Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)
Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....