Консультация для педагогов «Использование презентаций и развивающих игр в непрерывной образовательной деятельности».
консультация

Викулина Елена Сергеевна

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ            УЧРЕЖДЕНИЕ «ДС №5 Г.БЛАГОВЕЩЕНСКА»

Консультация для педагогов

«Использование презентаций и развивающих игр

в непрерывной образовательной деятельности».

Педсовет

«Использование ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОУ»

Подготовил воспитатель:

Викулина Е.С.

г. Благовещенск Ноябрь 2019г

 С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.

 Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.  Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

 Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

 Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

 • Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

 • Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.

 • Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

 • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

 • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

 • Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

 • Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

 • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

 • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

 • Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

 • Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?  И как, например, рассказать ребенку откуда берётся и куда девается мусор?

Сегодня, в век информации и современных технологий, было найдено простое решение этой проблемы – электронные карточки-слайды, которые автоматически сменяют друг друга каждые 1-2 секунды. Презентация – удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Детская электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью-обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы). Такой показ «карточек» намного эффективнее обычного просмотра бумажных картинок: не надо искать материал (резать журналы, клеить, хранить в конвертах), изображение на компьютере можно редактировать (резать, уменьшать, менять цвет…), использовать одну картинку в разных темах (презентациях), а самое главное – такие карточки легко и удобно хранить!

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

 Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Мы применяем в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», что позволяет нам:

 • значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков.

 • развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.

 • развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

 И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

 «Польза развивающих игр для детей»

Как уже известно, развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя – изучает цвет, форму, пространственные и числовые отношения между предметами.

В современной педагогике существует немалое количество игр для детей, которые способны развить сенсорные, двигательные и интеллектуальные способности ребенка.

Стоит помнить, что «развитие интеллекта» - это развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Сконцентрировав свое внимание только на одном аспекте, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Лучше всего проводить развивающие игры в детском саду в группе детей, так как коллективные занятия помогут развить в ребенке способности к взаимодействию с людьми и коллективный дух.

Игры для дошкольников делятся на:

настолько-печатные (лото, домино, шахматы, настольные игры и т.д.)

словесные (считалки, скороговорки, потешки и тд.)

творческие (волшебный экран, творческие наборы, картинки)

с игрушками и предметами

подвижные

Влияют:

на развитие речи 

на развитие мышления 

на развитие памяти, внимательности, умения сосредотачиваться на проблеме

на развитие воображения

Помните, что в «арсенале» должны присутствовать разнообразные развивающие игры. Но это совсем не означает, что нужно иметь их в большом количестве. Обилие игр в детском саду рассеивает внимание детей и не позволяет им хорошо овладеть правилами и содержанием. Если же развивающие игры для детей не соответствуют их возрасту, то дошкольники не смогут в них играть. А слишком простые игры не возбуждают у детей умственной активности. Будьте внимательны при подборе игр.

Новые игры для детей дошкольного возраста вводить нужно постепенно. Они должны быть доступными для детей, но вместе с тем требовать определенного напряжения сил и способствовать их развитию.

Важно помнить, что игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Малыш должен радоваться, что узнал что-то новое. Ведь эта радость является залогом успешного развития детей в раннем возрасте, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Прошли уже дни, когда учеба для ребенка начиналась с первым школьным звонком. Сейчас к поступлению в школу нужно начинать готовиться не за один год.

 Помогают им в этом  развивающие игры, призванные развить навыки и умения, которые необходимы для успешной учебы.

Стоит помнить, что заниматься с малышом-дошколенком – совсем не то же, что делать уроки с школьником. Чтоб занятия были в радость и от них была польза, необходимо соблюдать несколько правил.

 Главный вид деятельности ребенка, который младше семи лет – творческая ролевая игра. То есть основную часть времени ребенок должен играть простыми игрушками: машинками, конструкторами, куклами.

 Развивающие игры не должны занимать больше, чем один час в день для старшего дошкольного возраста (5–6 лет), в младшем же (до 4 лет) еще меньше – где-то пол часа. Чем младше ребенок, тем слабее его способность концентрировать внимание, а значит меньше времени он может заниматься одним видом работы.

 Занятие с малышом должно продолжаться до десяти минут, после чего нужно кардинально поменять род деятельности.

 Обязательно прекращайте занятие чуть раньше, чем оно надоест малышу. У дошкольника пока не сформировано произвольное внимание. Он сможет эффективно заниматься только тем, что ему будет интересно. Попытка "привить ребенку усидчивость", склоняя его делать что-то "через не хочу", может привести к противоположному результату: малыш вообще откажется от занятий.

 Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

На занятиях используются игры и дидактические задания, которые учитывают следующие особенности умственного развития:

1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.

2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

На каждом занятии прелагается наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты не просто сопровождают, «обслуживают» иллюстрации, а создают игровую ситуацию, вызывают у ребенка интерес, эмоциональный отклик, активизируют его прошлый опыт. Зрительный ряд и слуховая наглядность выступают здесь в единстве.

Занятия должны проходить эмоционально, с опорой на настроение ребенка. Работа с настольными играми чередуется с подвижными, использованием физкультминуток.

Особые игры – соревновательные, в которых самое главное для ребенка – выигрыш и успех. Именно в таких играх дошкольники учатся достигать определенной цели.

Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении ребенка, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения. 

Если ребенок беспокойный, расторможенный, ему будут полезны игры по правилам.

Ребенку замкнутому, плохо вступающему в контакт, не умеющему дружить с другими детьми, полезно играть в игры, которые помогают детям сблизиться друг с другом. Это игры-хороводы, некоторые сюжетные игры, требующие взаимодействия.

В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. У таких детей полезно повышать их самооценку, уверенность в своих силах. Нужно постоянно отмечать успехи и достижения ребенка, даже незначительные: «Смотри, каким ты стал ловким, как у тебя хорошо получается!».

В общемразвивающие игры для детей помогут им овладеть навыками, которые очень пригодятся им в школе.

 Один из важных навыков, который нужно освоить малышу перед школой – умение логически мыслить, нормально сопоставлять частное и общее, выстраивать причинные связи. Для этого существует масса игр, с помощью которых кроха без проблем овладеет навыками логического мышления.

 Развивающие игры не только помогут ребенку научиться мыслить, но и дадут представление про окружающий мир, будут способствовать дальнейшему развитию речи. Лучшее развитие пространственного мышления стимулируют головоломки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....

Методическая разработка «Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию социально-эмоциональной сферы»

Настоящие методические материалы предназначены для проведения непрерывной образовательной деятельности (НОД) по развитию социально-эмоциональной сферы  с группой детей старшего...

Презентация «Основы организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОУ: изобразительная деятельность»

Художественно-эстетическое развитие детей включает:опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности и опыт художественно-творческой деятельности.Ребе...

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для педагогов«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровлениядошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения" Опубликовано 07.03.2022

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения"...