Консультация на МО воспитателей «Социоигровые технологии в ДОУ»
консультация

Петракова Юлия Петровна

Консультация на МО воспитателей

 «Социоигровые технологии в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsioigrov_tehnolog.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

ФИЛИАЛ -  ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК»

Консультация на МО воспитателей

 «Социоигровые технологии в ДОУ»

                                                                                Подготовила воспитатель

                                                                Петракова Ю.П.

Консультация «Социоигровые технологии в ДОУ»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.

Задачи:

  1. Познакомить с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
  2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.

Ориентируясь на современные требования  в системе образования, в педагогической практике  стало актуально использовать социо-игровую технологию.

Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со   сверстниками, сущность, которой его основатели А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Системное использование социо-игровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей,  дает возможность:

-научиться эффективно общаться;

-сделать образовательный процесс более увлекательным;

-способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

-воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Золотые правила  социо-игровой технологии:

Не учить! Это правило ставит перед педагогом цель создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые.

Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.

133 зайца! В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь». Другими словами каждый ребенок на занятии, в игре ловит своего зайчика.

Когда педагог, не кривя душой, признается детям, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает — это окрыляет детей, разрушает страх допустить ошибку. Третье золотое правило, как сказал Е.Е Шулешко, не боятся быть «Иванушкой дурачком»!

Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе,  через которое идет обучение и взаимообучение дошкольников.

1.Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс ДОУ  как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.

2.В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на группы, где происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Младший дошкольный возраст предполагает объединение в группы по 2 человека, старший - от 3 до 6 человек.

Объединение детей в малые группы основывается как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике можно использовать  деление на пары по желанию детей, по разрезному материалу (картинки), по отдельным предметам (игрушкам), объединённым одним названием (признаком). Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Найди такую же игрушку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе.

Так, например, игра «Строители». Командам предлагается договориться и построить из счетных палочек геометрическую фигуру, остальные группы отгадывают.

Игра способствует тому, что дети учатся уступать друг другу, учатся видеть сверстника, переносят имеющиеся знания в практическую деятельность. Это задание может быть частью занятия по математике, конструированию.

Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

Так шаг за шагом мы переходим к следующему этапу работы, который предполагает организацию образовательную деятельность детей как игру-взаимодействие между микрогруппами детей.

Например, рассматривать картину в микрогруппе дети начинают с выполнения простых заданий: найти все предметы красного цвета или посчитать их.        

А наиболее сложным является превращение, когда детям (группой) предлагается превратиться в определенный фрагмент картины, а всем остальным угадать.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности и авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

*1. Игры-задания для рабочего настроя: 

Начало занятия должно стать определенным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение.

-Этому способствуют коммуникативные игры, приветствие: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», «Я рада тебя видеть»  и другие. 

-Можно использовать такие игры как: «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др. 

- Предложить спеть хоровую песню о дружбе, хорошем настроении.

 - заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением пришли на занятие. Рисование солнышка означает хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.

 «Волшебная палочка» «Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались игры «Сижу, на кого-то смотрю», «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг – хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.

*2.Игры социо-игрового приобщения к делу.

Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу.

Такие игры подробно описаны в «Карманной энциклопедии социо-игровых приемов обучения дошкольников», под редакцией д. п. н В. М. Букатова («Эхо», «Так и не так», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «По алфавиту», «Бытовые механизмы» и т. д.),   «Слова на одну букву (звук) » Игра начинается со слов «Я вижу… »

Для педагогов:

Игра  «Я рисую»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
- Назовите выходные дни недели. Рассчитайтесь на субботу, воскресенье. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.
Возможные фигуры: треугольник; ромб; круг; квадрат; угол; буква; птичий косяк;
Обсуждение:
- Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность?
- Что помогло при его выполнении?

1. Игра «Выложи фигуру»

- Назовите, какие цвета присутствуют на флаге России? (ответы детей).

- Рассчитайтесь на БЕЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ. Рассчитываются и объединяются в команды.

- Капитаном будет тот, у кого: в первой команде есть белый цвет в одежде, во второй синий, в третьей красный.

- Я хочу предложить вам игру. В коробке у меня счетные палочки. Возьмите каждые по две палочки. Один из вас начинает игру: он кладет счетную палочку в середину круга на пол. Второй кладет свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Старайтесь, чтобы получилось какое-то изображение.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не выложат все палочки.

В конце игры обсуждаем, что получилось.

2. Упражнение «Нарисуй по описанию» (общее для всех).

Каждый выполняет самостоятельно на листочке.

- Сейчас я прочитаю вам задание, вы должны будете выполнить его на листочке. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить. Задание я прочитаю два раза, вопросы задавать нельзя.

Стоял синий дом. Крыша у него была треугольная. Большое окно было красным цветом, маленькое – желтое. Дверь коричневым цветом.

Педагог дважды повторяет описание. Участники рисуют только контуры, не закрашивая карандашом. После выполнения дети в парах обмениваются листочком, педагог еще раз зачитывает задание, дети по ходу проверяют правильность выполнения. После выполнения задания проводится обсуждение и проверяющие выставляют смайлики (без ошибок – веселый, 1-2 ошибки – спокойный, больше 2-х – грустный).

Комментарий: дети учатся работать в соответствии с заданной инструкцией, взаимопроверке, правильной реакции на ошибки.

3. Игровое упражнение «Фантастические гипотезы».

Инструкция. Дети делятся на новые команды - встают в круг и рассчитываются на «кискас», «тяфкинс», «морковь». Избираются новые капитаны. Капитаны выбирают две первые попавшиеся карточки из конвертов: 1) карточку с существительным, обозначающим изображенного на ней животного; 2) карточку с глаголом, обозначающим изображенное действие. Задача - составить рассказ по картинкам на тему: «Что было бы, если…». Например: на первой картинке изображен кот, а на второй - процесс варки супа. Формируется гипотеза: «Что было бы, если бы кот мог готовить обед (варить суп)» и т. д.

Время выполнения 3–5 мин. По завершении капитаны выходят к ведущим для представления результатов.

Примечание. Игровое упражнение направлено на развитие творческого воображения и теоретического абстрактного мышления.

*3.Игры-разминки (разрядки).

Разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. 

«Руки-ноги» Играющие сидят (на стульях, на ковре). Ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.). Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться).

- Это игры, требующие передвижения: «Два конца, два кольца», «Заводные человечки», Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение», «Слухачи» «Тумба, тумба, где ключи?», «Мы летим, летим, летим», «Сел комарик на листочек».. Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника).  и др. 

*4.Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. 

Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности.

Упражнение «Рисунок по кругу». Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел).

 Упражнение «Тело в деле» Ведущий предлагает придумать определённую позу (фотографию) какого нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Так в ходе игры “Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их.

*5.Игры вольные.

Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.

В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи - вороны» и др.

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Приведем несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 3-4 лет. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника проводятся игры  «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Ходим кругом друг за другом»,

«Запрещенное движение».

Заключительная часть

В заключение хотелось бы отметить, приёмы, предлагаемые в социо-игровой технологии, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.

Работая в данном направлении,  мы сможем достигнуть следующих результатов:

  • дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
  • у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
  • дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
  • у них не будет чувства страха за ошибку.

Игра «Свеча» (обмен впечатлениями и мнениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Применение компьютерных технологий с целью оптимизации логопедической работы по коррекции ОНР"

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР...

Консультация для родителей с использованием технологии коучинга по теме: «Кризис 3 лет»

Цель консультации:помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении; сформировать представление о кризисе3 лет; развивать потребность ...

Консультация для педагогов ДОУ "Современные технологии обучения дошкольников""

В содержании консультации перечислены некоторые современные технологии обучения дошкольников, позволяющие организовать процесс дошкольного воспитания и обучения в соответствии с федеральными государст...

Консультация для воспитателей «Формирование здоровьесберегающих технологий у дошкольников»

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. И одной из сторон данного процесса должно явиться фо...

Консультация для воспитателей " Социоигровые приёмы развития коммуникативной компетенции родителей".

Использование социоигровых приёмов на родительском собрании, способствует снятию психо-эмоционального напряжения, созданию атмосферы доброжелательного общения, помогает родителям вспомнить детство и л...

Мастер-класс для воспитателей "Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ"

Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ...