Мастер-класс для воспитателей "Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ"
консультация

Богдашина Анна Викторовна

Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsioigrovaya_2.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12





Мастер-класс для педагогов ДОУ


Тема: Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ











Провела: Богдашина А.В.,воспитатель


г. Дивногорск

Социоигровые технологии в образовательной деятельности ДОУ.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко А. Ершовой и В. Букатовым.

Термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В понятии социоигровой стиль- два составляющих компонента социо и игра.

Именно в условиях социума возможно обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, и развиваются все психические процессы.

Игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Именно с помощью игры мы можем научить детей взаимодействовать. (Игры, направленные на умение договариваться, приходить к общему мнению).

В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей. «Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам. Данное высказывание относится как к детям, так и к самому воспитателю» - В.М. Букатов.

Основа социо-игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко).

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

ФГОС дошкольного образования направлено на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Основное место занимает игра. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Одной из таких технологий является социо-игровая технология.

Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

  • В раннем возрасте это совместные игры с предметами, хороводные игры.
  • В младшем это игры в парах, игры с правилами, хороводные игры.
  • Средний возраст – работа в парах, игры с правилами.
  • Старший возраст обучение работе в микро группах 3-4 человека.
  • В подготовительной группе – работа в микро группах 5-6 человек.

Системное использование социо -игровой технологии как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей, дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии ставятся задачи:

1.Помочь детям научиться эффективно общаться

2.Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей

3.Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества

4.Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Составляющие социоигровой технологии:

- работа в микрогруппах

- смена лидерства

- движение

- смена темпа и ритма

- интеграция нескольких видов деятельности

- воспитатель – партнер, советчик

Рассмотрим все составляющие более подробно.

Микро группа – уникальные условия для детской самостоятельности.

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Микрогруппа возникает при игровом делении детей либо по интересам (т.е. сложившаяся микрогруппа). При игровом делении на микрогруппы можно использовать:

- считалки

- разрезные картинки

- по цвету глаз

- по цвету одежды

- по буквам в имени и т.д.

- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по

этому «одинаковому» объединится в тройки;

Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации.

При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.

Смена лидерства –в процессе выполнения задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решает компания, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. В одной компании представителей может быть несколько, в зависимости от количества заданий. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным товарищам, и в дальнейшем также выступать в роли представителя компании.

Движение детей – это также один из составляющих компонентов социоигровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д. В социоигровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социоигровая технология не состоялась.

Смена темпа и ритма – при социоигровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.

Интеграция нескольких видов деятельности – в настоящее время очень актуальный момент и в социоигровой педагогике – неотъемлемая часть.

Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.

Социоигровая технология подразумевает использование различных видов деятельности: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Воспитатель – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социоигровой технологии, при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается не только на отношениях педагога с детьми, но и появляются положительные моменты в отношениях с коллегами. Например, многие педагоги некомфортно чувствуют себя на открытых занятиях, а если воспитатель сам берет на себя роль партнера с детьми, то он по-другому относится и к своим коллегам, пришедшим, на его открытое занятие.

Таким образом, данные рассмотренные выше компоненты, являются главным отличием социоигровой педагогики от традиционной.

Для развития детей большое значение имеет формирование личного опыта для оценки ребенком своих возможностей. Шулешко Е. Е. отмечал, что оценка, выработанная собственными усилиями ребенка, гораздо эффективнее способствует дальнейшей активации, чем оценка со стороны воспитателя. Детей увлекает сама возможность проявить свою инициативу и направлять ее формирование новых представлений или на применение тех, что уже были сформированы. Социоигровые технологии стимулируют развитие у детей свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно. Дружеские связи детей, их склонность играть и действовать вместе, оцениваются положительно, но обычно они не являются предметом целенаправленного воспитания. В результате возникает разобщенность детей. Каждый из них смотрит на воспитателя как на главный источник поощрения и порицания, приспосабливаясь к его требованиям в меру своих особенностей. А вот приятельские отношений начинают восприниматься как нечто неважное, второстепенное. Социоигровая технология предоставляет возможность сформировать умение у детей взаимодействовать с окружающими людьми, что безусловно пригодится в течении всей жизни.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа:

• на самом первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Плюсы социо-игрового стиля:

ν - Отношения: «ребенок-сверстники»;

ν - Педагог является равноправным партнером;

ν - Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

ν - Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными

исполнителями указаний педагога;

ν - Дети самостоятельны и инициативны;

ν - Дети сами устанавливают правила игры;

ν - Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

ν - Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль

слушающих);

ν - Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

ν - Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

ν - Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

 Практическая часть консультации

- «Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему. Или передающий называет сказку а принимающий персонажа сказки. До игры договариваемся что при передаче смотрим в глаза, если не ответил принимающий, то палочка возвращается или ктото помогает. Или вообще передающий выбирается один.

 «Чемодан».

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми.  Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

 «Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) .

УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».

Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

- сочинение сказки, общей истории

Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Рефлексия:

А сейчас попрошу ответить на предложенные вопросы:

– Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
Большое спасибо.


Литература:

1. Букатов В. М. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада. - СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»

laquo;Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»...

Мастер-класс на тему: «Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы ....

Мастер - класс «Использование Теневого театра для детей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития артистической одаренности дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с одним из видов театра в детском саду (теневым театром) и технологией его изготовления.Задачи:- сформировать у  педагогов навыки в изготовлении игрушек для теневого т...

Мастер-класс для педагогов "Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ".

quot;Применение квест-технологии в образовательном процессе в ДОУ"...

Мастер-класс для педагогов "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ".

Мастер-класс для педагогов   "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ"....

Мастер-класс для педагогов «Использование социоигровой технологии в работе с дошкольниками»

laquo;Главная забота воспитателей -не обучение, не развлечение,даже не развитие, а стольнедидактическая вещь как дружба»Е.Е.Шулешко Цель: распространение педагогического опыта по использов...

Мастер класс для педагогов "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

—Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного о...