Консультация для родителей «Воспитание любознательности с помощью природы»
консультация (старшая группа)

Мягкова Марина Ильинична

Ребенок очень любознателен по своей натуре.Его интересует все новое, неизвестное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ
С ПОМОЩЬЮ ПРИРОДЫ»

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.                                                                                            

 Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

- Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается.)

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем это возраст «почемучки»: «А почему травка зеленая?», «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

- Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (Безусловно, хорошо.)

Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.

- Задают ли вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (О высоком уровне развития ребенка.)

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. А. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь - узнаешь» значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Можете вспомнить какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить?

Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме -«да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.

В 5-6 лет все «почему» — это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача - поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов — один из сигналов неблагополучия в его развитии.

- Но нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы? (Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли сам, чтобы добыть эти Знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

Прежде всего –это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей  радостное,  оптимистическое состояние  жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности ,пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются.

Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников. Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности. Одним из источников, питающих этот огонек, является радость успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Воспитание любознательности средствами природы"

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детс...

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Консультация для родителей "Воспитание любознательности средствами природы"....

Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

Консультация для родителей "Воспитание любознательности средствами природы"....

Консультация для родителей "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"

Влияние природы на ребёнка и его любознательность огромно. Приобщая ребёнка к природе, мы всесто­ронне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и лю­бознательн...

Консультация для родителей "Воспитание любознательности ребенка средствами природы"

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимат...