Консультация для родителей "Воспитание любознательности ребенка средствами природы"
консультация

Молчанова Нелли Николаевна

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

Консультация для родителей

 «Воспитание любознательности ребенка

средствами природы»

                        

Подготовила:

воспитатель высшей кв. кат.

Молчанова Н.Н.

Оренбург, 2024г.

Консультация для родителей

«Воспитание любознательности средствами природы»

Уважаемые родители!

Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как можно дольше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой.)

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему трава зеленая?», «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

Хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании ребенка, но и об его творческих способностях.

Задают ли Вам дети вопросы? Какие? Как Вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (о высоком уровне развития ребенка.)

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

А.М.Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастишь – узнаешь» — значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Не рекомендуется также давать ответы в категоричной форме – да или нет.

Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после трех лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросом.

Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.

К шести годам все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как Вы поступаете?

(Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ.

Привальный ответ доставит ему удовольствие. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время проходит и ребенок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него развилась то любознательность, которая необходима ему для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли он сам, чтобы добыть эти знания. Любознательность важна, поэтому ее необходимо развивать, повышать ее уровень.

Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника.

Это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественное проявление умственной активности, пытливости, любознательности издерживаются и притупляются. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми. Помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждый из них стал светлым праздников, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

«Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил В.А. Сухомлинский.

Развивая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса.

Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности. Одним из источников, питающих этот огонек, является радость успеха. Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главной особенностью загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка (например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе).

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые и интересные экспозиции, в них организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов о природе. Музей сразу осмотреть невозможно. Его необходимо посещать несколько раз. Ходите все вместе в музеи!

Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о самом себе как об умеющем, сообразительном, терпеливым. Все это будет способствовать формированию у ребенка высокого уровня любознательности в дошкольном возрасте. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкасается.

Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников


1. Общение с ребенком.
2. Прогулки и экскурсии в природу.
3. Наблюдение за природой и окружающим миром.
4. Беседы с ребенком.

5. Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров.

6. Чтение познавательной литературы.

7. Просмотр телевизионных передач о природе.

8. Опытническая и экспериментальная работа с детьми.

9. Загадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов.

10. Игра в шашки и шахматы.

11. Проведение викторин и конкурсов.

12. Подвижные игры.

Памятка для родителей по развитию любознательности

- Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.

- Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

- Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

- Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.

- Научите его играть в шашки и шахматы.

- Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.

- Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

- Проводите постоянные прогулки на природе, в парке, сквере, к водоему, в лес, погуляйте по дорожкам ботанического сада.

- Мастерите с детьми поделки из природного материала.

- Поощряйте экспериментирование детей.

- Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию (рекомендуемые авторы: Е. Чарушин, В. Бианки, К. Паустовский, М. Пришвин, Г. Скребицкий и другие).

Любите своего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Воспитание любознательности у детей средствами природы"

Влияние природы на ребёнка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с окружающим, с природой, её явлениями, с са...

Консультация для родителей "Учим ребенка любить природу".

помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет....

Консультация на тему: "Безопасность ребенка на природе и дома".

1.Задачи взрослых.2.Что такое безопасное поведение.3.Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников....

Консультация для родителей "Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Консультация для родителей "Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...

Консультация для родителей : «Знакомство ребенка с природой Ставропольского края»

Ставрополье… Звонко и просторно от этого имени и понятия....