Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Авиамоделирование»
методическая разработка (подготовительная группа)
Программа направлена на развитие мелкой и средней моторики, развитие технического и творческого мышления, формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных умений и навыков, способствует формированию дружеских отношений в коллективе воспитанников, развивают уверенность в себе и своих возможностях. В период обучения дети знакомятся с разными видами авиамоделирования.
Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Авиамоделирование | 62.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 61» города Магнитогорска.
Принято на заседании УТВЕРЖДЕНО:
педагогического совета Заведующий МДОУ
протокол №______ «Д/с № 61» г. Магнитогорска
от «___»_________2020г. _______ И.С. Евстифейкина
Приказ № ______
от «___»_______2020 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
научно-технической направленности
«Авиамоделирование»
Возраст детей: 6-7 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Разработчики: Ушанова Г.А., воспитатель;
Дементьева О.С., старший воспитатель.
Магнитогорск, 2019
Содержание
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
- Пояснительная записка ____________________________________ 3
- Цель и задачи программы__________________________________ 6
- Содержание программы___________________________________7
- Планируемые результаты__________________________________8
- Комплекс организационно – педагогических условий
- Учебный план___________________________________________9
- Календарный учебный график______________________________10
- Условия реализации программы____________________________ 10
- Формы аттестации_______________________________________ 10
- Материально-техническое обеспечение программы____________12
- Методические материалы__________________________________13
- Список литературы __________________________________________16
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
- Пояснительная записка
Детское моделирование – это один из видов художественно-изобразительной и научно-технической деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Моделирование привлекательное для детей старшего дошкольного возраста. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Нормативно-правовой базой для разработки рабочей программы является: Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченным возможностям здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.»).
Моделирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.
Программа направлена на развитие мелкой и средней моторики, развитие технического и творческого мышления, формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных умений и навыков, способствует формированию дружеских отношений в коллективе воспитанников, развивают уверенность в себе и своих возможностях. В период обучения дети знакомятся с разными видами авиамоделирования.
Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.
Авиамоделирование позволяет развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Также оно совершенствует остроту зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развивает мелкую мускулатуру кистей рук, восприятия формы и размеров объектов, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При сборке элементарных моделей формируется понятия о конструкциях, механизмах, деталях, их назначении и действии, идет освоение трудовых навыков.
Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
В план мероприятий рабочей программы включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; занимательные игры и упражнения, направленные на развитие умений детей. Полученные знания способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников.
Новизна программы состоит в применении нетрадиционных методов ведения занятий и контроля полученных знаний, умений и навыков. Используется технология разноуровнего обучения, так как на занятиях авиамоделизмом обучать всех на одном высоком уровне практически невозможно. Это является практически непостижимым для многих детей и означает появление у большинства из них отрицательной направленности к занятиям. Важным условием разноуровневого обучения является работа с обучающимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций: добровольный выбор воспитанников уровня усвоения учебного материала; полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки. Программа является актуальной, так как среди технических видов спорта авиамодельный приобретает все большую популярность и привлекает в свои ряды тем, что, конструируя модель, ребенок совершенствует свое техническое мастерство и мышление, работая над моделью - познает технологические приемы работы по металлу, дереву, пластмассам.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия авиамоделизмом полезны для всестороннего развития дошкольников. При изготовлении моделей воспитанники сталкиваются с решением различных вопросов, у них вырабатывается творческий подход к решению проблем.
Адресат программы
Программа разработана для детей 6 -7 лет.
В этом возрасте дети умеют подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, - всеми этими качествами характеризуется волевое поведение как важнейшее условие для решения проблемных ситуаций в проектной деятельности.
Вид группы – профильная, постоянного состава. Набор обучающихся в группу – свободный.
Число обучающихся по программе – 8 человек.
Отличительной особенностью программы является её практическая направленность. Программа отличается структурным построением, перечнем и количеством, предлагаемым авиамоделей, в нее включены новые разделы, не входящие в типовые программы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практичный.
На занятиях по программе «Авиамоделирования» применяют различные методы обучения, которые обеспечивают получение дошкольникам необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес к авиамоделизму. На выбор методов обучения существенно влияет возраст, степень развития, психофизиологическое состояние учащихся, материально-техническая база объединения: наличие материалов, инструмента, оборудования.
При изложении теоретического материала, используется:
- объяснительно-иллюстративный метод (для формирования знаний и образа действий); рассказ, объяснение или беседа - сочетается с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций, применяются ИКТ.
-репродуктивный (для формирования умений и навыков, и способов деятельности);
- проблемного изложения, эвристический, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа(для формирования сознания).
В практическом плане, чтобы выработать у учащихся практические умения и навыки, им вначале предлагается изготовить несложные модели. Затем, усложняя задание, учащиеся приучаются к самостоятельности, вводятся элементы творчества. Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта учащихся. Так используется метод инструктирования.
Формы организации деятельности учащихся на занятии
Индивидуально – групповая
Формы проведения занятий: беседа, выставка, открытое занятие, презентация, творческий отчет и т.д.
Срок освоения программы:
32 недели, 8 месяцев, 1 год.
Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий:
32 часа (1 раз в неделю, одно занятие не менее 45 минут)
- Цели и задачи программы «Авиамоделирование»
Цель программы - создание условий для формирования творческого, конструкторского мышления, интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию через конструирование элементарных авиамоделей.
Задачи программы:
Образовательные:
- Дать необходимые знания по истории воздухоплавания и авиастроения, по теории, его устройству и основам полета моделей.
- Изучить историю Российского Воздушного флота.
- Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела, формы, входящие в состав конструируемой модели;
- Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа;
- Учить создавать конструкцию модели по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
Развивающие:
- Развить самостоятельность
- Выявить и развить природные задатки и способности, способствующие успеху технической деятельности.
- Формирование конструкторских умений.
- продолжать формировать чувство формы;
- развить потребность активно мыслить;
- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития технических способностей.
Воспитательные:
- Воспитание у детей интереса к техническим видам творчества, стремление к освоению элементарного технического моделирования;
- Воспитание аккуратности в работе;
- Воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
- Формировать инициативность и самостоятельность;
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
- Содержание программы «Авиамоделирование»
Содержание программы направленно на развитие прикладных и конструкторских навыков, а выполнение ручной работы способствует развитию у детей волевых качеств характера: терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование модулей | Всего, ак.час | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практ. занятия | ||||
1 | Вводное занятие Основы элементарного конструирования авиамоделей. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | |
1.1 | Изготовление простейших моделей из бумаги | 2 | 1 | 1 | |
1.2. | История летательных аппаратов | 1 | 1 | - | |
1.3. | Основы элементарного моделирования авиа устройств | 2 | 1 | 1 | |
1.4. | Материалы и технологии для авиа моделирования. | 3 | 1 | 2 | |
1.5. | Классификация моделей и технических устройств | 2 | 1 | 1 | |
1.6. | Теория создания моделей, изучение элементарных схем. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Создание модели и техническое устройство | 3 | 1 | 2 | |
2.1. | Разработка корпуса модели | 3 | 1 | 2 | |
2.2. | Определение количества деталей и их функции | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Изготовление деталей модели | 2 | - | 2 | |
2.4. | Сборка, подгонка и регулировка деталей | 2 | - | 2 | |
2.5. | Отделка и окраска моделей | 2 | 1 | 1 | |
3. | Испытание и доработка авиамоделей. | 4 | 1 | 3 | |
4. | Итоговая аттестация Мастер - класс для родителей | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 32 | 12 | 20 | 1 |
1.4. Планируемые результаты.
Личностные:
− воспитание аккуратности, дисциплинированности;
− воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, взаимопомощь, уважение к труду окружающих).
- устойчивый интерес к конструированию и моделированию;
- формирование необходимых навыков работы с материалом;
- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности.
К концу года дети должны знать:
- название деталей авиамоделей, их назначение и применение;
- элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги и др. материалов);
- владение инструментами для работы с данными материалами;
- правила безопасности во время работы с инструментами;
К концу года дети должны уметь:
- планировать и организовывать свою работу;
- понимать элементарные схемы модели;
- выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку деталей различной формы;
- работать по трафаретам и шаблонам;
- правильно пользоваться инструментами;
- изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги, картона и другого материала;
- совместно с педагогом запускать модель.
- Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Учебный план.
№ | Наименование модулей | Всего ак.час | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практ. занятия | ||||
1 | Блок 1. Вводное занятие Основы элементарного конструирования авиамоделей. Инструктаж по технике безопасности. | 13 | 7 | 6 | |
2 | Блок 2. Создание модели и техническое устройство | 14 | 4 | 10 | |
3 | Блок 3. Испытание и доработка авиамоделей. | 4 | 1 | 3 | |
4 | Блок 4. Итоговая аттестация Мастер - класс для родителей | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 32 | 12 | 20 | 1 |
2.2. Календарно - учебный график.
Срок реализации программы | 1 учебный год с 1 октября по 31 мая |
Количество занятий в год | 32 |
Недельная образовательная нагрузка/ Объем недельной образовательной нагрузки (мин.) | 1 занятие в неделю (продолжительность одного занятия не менее 45 минут). |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ |
Каникулы | с 01января по 09 января |
2.3. Условия реализации программы.
Реализация данной Программы проходит в специально оборудованном помещении для развивающих занятий. Занятия проводятся в просторном, сухом с естественным доступом воздуха, светлом помещение, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья соответствуют росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов, раздаточного материала, магнитная доска.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
2.4. Формы аттестации. Оценочные материалы.
Образовательная программа предусматривает следующие формы контроля:
Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений, устных рекомендаций педагога, в форме коллективного обсуждения. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года и по окончанию образовательной программы (апрель-май). Итоговая аттестация проводится в форме мастер-класса для родителей по теме: «Изготовление простейшего планера»
Педагог наблюдает за работоспособностью и активностью восприятия информации обучающимися.
Критерии эффективности обучения воспитанников:
• точность и системность усвоенных знаний;
• уровень творческого применения знаний и умений и навыков;
• нравственная, трудовая, эстетическая воспитанность обучающихся.
Оценочные материалы.
Открытое занятие для родителей позволяет оценить уровень освоения обучающимися содержания проведенных занятий по «Авиа моделированию». Оценивание достижений обучающихся осуществляется по итогам выполнения контрольных заданий:
№ | Контрольные задания | Баллы |
1 | Назвать детали конструктора. | За каждое правильно выполненное задание обучающийся получает 1 балл (вручается 1 фишка) |
2 | Последовательно и правильно соединить детали схемы в соответствии с графическим изображением. Собрать заданную модель. Представить модель | |
3 | Соблюдение техники безопасности. Наведение порядка на своем рабочем месте. | |
4 | Собрать модель элементарного планера Дополнительно оцениваются элементы творчества | |
5 | Презентация и запуск модели |
В конце занятия фишки подсчитываются, выявляются победители.
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно усвоил тот теоретический и практический материал программы. В связи с этим проводится диагностика 2 раза в год.
Уровень развития ребенка | Умение правильно собрать модель по образцу, схеме, с показом педагога | Умение правильно сконструировать модель по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит модель правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает развернутые замысел творческого оформления модели, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в сборке модели по образцу, схеме, но с помощью наводящих вопросов педагога, «путем проб и ошибок» исправляет их. | Может творчески оформить, но затрудняется в объяснении особенностей своей модели. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей модели. Требуется постоянная помощь педагога. | Неустойчивость замысла –Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Сложности с оформлением. |
2.5. Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы необходимо наличие учебного кабинета в соответствии с СанПиН.
Оборудование для организации образовательного процесса:
- Столы и стулья.
- Шкафы для хранения инструментов и приспособлений.
- Аптечка (перевязочные материалы).
Технические средства обучения
- компьютер;
- проектор;
- экран.
Печатные пособия
- Схемы сборки конструкций.
- Тематические альбомы для рассматривания.
- Консультации для родителей.
Экранно-звуковые пособия
- Презентации;
- Видеофильмы, мультфильмы.
Инструменты и материалы:
Поролон:
Наиболее используемые размеры поролона в работе:
- плотность - 20 кг/м , 22 кг/м , 25 кг/м;
- толщина 5 мм, 10 мм, 20 мм, 30 мм, 50 мм, 100 мм. Хранение в специально отведенном месте.
Материалы для декорирования:
- такни, бумага, синтетическая пленка различных оттенков и фурнитуры;
- декоративные глаза, носики;
- проволока, леска, тесьма. Хранение в отдельных коробках.
Ножницы:
- с прямыми лезвиями: 18 мм, 23 мм, 25 мм, 160 мм, 175 мм, 210 мм;
- маникюрные с прямыми и округлыми лезвиями;
- округлые медицинские. Хранение в отдельных коробках.
Шило, маркеры, нож (канцелярский). Хранение инструментов по коробочкам или ящичкам.
Комплекты шаблонов и лекал.
Хранение в папках с файлами. Краски художественные масляные (в тюбиках). Хранение в отдельных коробочках.
Кисти художественные (щетина плоская все размеры). Хранение по коробкам согласно их цвету.
Жестяные баночки для растворения масляных красок. Хранение в отдельных коробочках. Чистая ветошь хранится в отдельной коробке или полиэтиленовом мешке.
2.6. Методические материалы программы «Авиамоделирование»
Дополнительная общеразвивающая программа «Авиамоделирование» отличается своей изобретательностью. Это, прежде всего оригинальность подачи материала через включение в образовательный процесс элементов творческой, изобретательской деятельности, ребенок чувствует себя первооткрывателем, что способствует формированию интереса, собственной значимости и ценности, и как следствие уверенности в себе и своих возможностях. Механизм реализации программы Учебный материал соответствует основным педагогическим принципам обучения:
- доступность;
∙ индивидуальный подход;
∙ совместная деятельность;
∙ наглядность;
∙ связь теории с практикой;
∙ самооценка результатов;
∙ последовательность и систематичность обучения и воспитания;
∙ гуманизация .
В процессе обучения и воспитания используются следующие педагогические подходы:
∙ деятельностный;
∙ практико-ориентированный;
∙ интегративный.
В педагогической практике используются:
∙ технология проектной деятельность;
∙ личностно-ориентированные технологии;
∙ технология сотрудничества.
Основные педагогические методы, используемые в практике:
- метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей;
∙ метод стимулирования;
∙ метод создания проблемных ситуаций.
Формы проведения занятий:
∙ беседы, рассказы педагога с использованием демонстрации материала с использованием ИКТ;
∙ просмотры иллюстраций, фото, мультимедиа и видео материалов;
∙ занятия-импровизации к самостоятельной работе;
∙ мастер-классы.
Основные формы занятий - теоретические и практические занятия, которые соответствуют учебно-тематическому плану образовательной программы. В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:
∙ репродуктивный (воспроизводящий);
∙ иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
∙ проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
∙ метод проектной деятельности. Основными методами обучения являются репродуктивный и объяснительно - иллюстративный. Поэтому наглядное пособие играет огромную роль в усвоении обучающимися нового материала. Это - рисунок, фотография, репродукция, слайд, видеоматериал, схемы разработки авиамоделей, готовые изделия. Основными наглядными пособиями являются: слайды (эскизы), используемые в качестве иллюстрации при выполнении изделия. Так же в качестве показа используем готовый образец авиамодели. Это дает еще более подробное представление о форме, объеме, размере, а также цветовом выборе изделия. Готовый образец служит наглядным материалом. Также большое внимание при реализации образовательной программы «Авиамоделирование» уделяется формам работы с родителями, которые направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Мастер-класс для родителей - является весьма эффективным способом привлечения внимания и развития интереса родителей и их детей. Дружный детский коллектив, поддержка родителей - лучшие помощники педагога в сопровождении детей на пути к успеху. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет организовать работу с детьми более разнообразно, эмоционально и информационно насыщенно. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом.
Методами стимулирования на занятиях могут быть: поощрение, награждение, одобрение и другие.
3. Список литературы
- Борзов Г. Обтяжка и окраска летающих моделей. -М.: ОСОАВИАХИМ, 1939. - 20 c.
- Болонкин А. Теория полета летающих моделей. -M.: ДОСААФ, 1962. - 329 c.
- Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий / Пер. с нем. -М.: ДОСААФ, 1986. - 223 с., ил.
- Гаевский О.К. Летающие модели планеров. -М.: ДОСААФ, 1955.
- Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному Авиамоделисту. -М.: Просвещение, 1979. - 128 с.
- Ермаков А. М. Простейшие авиамодели. Кн. для учащихся 5-8 кл. -М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
- Капковский Я. Летающие Крылья. -М.: ДОСААФ, 1988. - 130 с.
- Костенко И. Проектирование и расчет моделей планеров. -М.: ДОСААФ, 1958. - 202 с.
- Костенко И. Расчет и проектирование модели планера. -М.: ДОСААФ, 1959.
- Лагутин О. В. Самолет на столе.-К.: АероХобби, 1997, - 192 с.
- Лети, модель! Кн.1. / Сост. М. С. Лебединский. -М.: ДОСААФ, 1969.
- Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
- Заворотов В.А. От идеи до модели./ Кн. для учащихся 4 – 8 классов средн. шк., 2-е изд., переработанное и дополненное. – М: Просвещение, 1988 .
- 1950.
- Трунченков Н. С. Как строить летающие модели. -М.: Оборонгиз, 1951.
- Шекунов Е.Д. Как построить летающую модель / Руководство для кружков. -М.: АВИАХИМ, 1926. - 144 с.
- Воронин В., Колесников П. Советские истребители Великой Отечественной войны./ Альбом иллюстраций, художник Петровский М. – М: ДОСААФ, 1986 г.
- Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. Сделай сам. – М: Машиностроение, 1989.
- Павлов А.П. Твоя первая модель. – М: ДОСААФ, 1979 г
- Программы для кружков детского технического творчества. – М. Профиздат, 1969.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивно-технические кружки. – М: Просвещение, 1982.
- Турьян А Простейшие авиационные модели. – М.: ДОСААФ, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...