Мастер – класс «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»
материал (подготовительная группа)
Мастер – класс «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_prof_oreintatsii_soloveva.docx | 792.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка»
с приоритетным осуществлением физического направления и развития воспитанников» города Невинномысска
Мастер – класс «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»
\
Дата проведения: 20.02.20
Место проведения: МБДОУ № 154
Воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 154 г. Невинномысска
Соловьева Светлана Дмитриевна
2019 - 2020 уч. год
Мастер – класс «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»
Уважаемые коллеги!
Тема нашего мастер – класса «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»
Цель: обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности людей
Задачи:
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов )
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. (Фабр Ж.)
В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А.С.)
Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку дидактических игр по профориентации в подготовительной группе.
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду.
Учитель – в школе. Врач – в больнице, в поликлинике, в школе..
Повар – на кухне, в столовой, в ресторане, в кафе..
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет, гуляет с детьми…воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать…музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни…врач.
«Четвертый лишний»
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит…парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит…прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает…продавец.
Чистит, моет, жарит, стряпает, солит, пробует…повар.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает..
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Помощник воспитателя моет, убирает, вытирает, застилает, одевает…
«Чья фраза?»
Цель: учить угадывать профессию по фразам.
Кому я кину мяч, тот отвечает на вопрос, слушаем внимательно. По фразе вы должны угадать профессию, если правильно угадали, на экране появляется картинка и название профессии.
«Все ли было вкусно, может кому добавки?» (повар).
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
«Ловись рыбка, и мала и велика» (рыбак).
«Тема сегодняшнего урока» (учитель).
«Как будем стричься?» (парикмахер).
«Ваш билетик?» (кондуктор)
«Ребята, давайте с вами поиграем» (воспитатель).
«Для человека какой профессии - это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат…продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина…дворнику.
Стиральная машина, утюг, порошок…прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос…парикмахеру.
«Хлопните в ладоши, если это надо для…(название профессии)»
Цель: упражнять детей в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат…
«Исправь ошибку».
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете».
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то…
Если бы не было врачей, то..
Если бы не было дворников, то..
Если бы не было водителей, то…
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании…), необходимых людям разных профессий.
Учителю – указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, плита…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение».
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит…(рыбу, овощи, посуду…).
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми …(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…).
Дворник зимой во дворе …(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…)
«Кто на фото?», «Найди и расскажи» (по фотографии).
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Нарисуем портрет» (речевой).
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается?...) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
«Из чего мы, готовим?» или «Что лишнее?»
Игр и упражнений очень много. Желаю успехов в их освоении!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»».
Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»»....
Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного в...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса – активизировать использование дидактических игр в деятельности воспитателей и педагогов....
Мастер-класс для педагогов "Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации"
Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых...
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»...
Мастер-класс для педагогов «Логопедические игры в работе с детьми»
Информация о речевых играх для педагогов...
Мастер - класс для родителей "Нейро игры в работе с детьми дошкольного возраста"
Находясь в поиске новых интересных форм для работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию, моим из последних открытий стало использование нейро-игр на занятиях физической...