«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал (средняя группа)

Сабирова Алсу Ильдусовна

Выступление на семинар.

«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида №8” НМР РТ

Выступление на семинар.

«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила:

Сабирова А.И.

г.Нижнекамск, 2017 г

«Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах.»

 Ян Амос Каменский

     ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ, одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. К.Д. Ушинский считал логику природы для ребенка самой доступной и полезной.

Сама экологическая наука предполагает выход на интеграцию, потребностью создания у ребенка целостной картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве. Окружающий мир, природа - это сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить¸ удивить. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании детей. 

Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и эстетических переживаний ребенка.

Интегрированный подход к экологическому и речевому развитию позволит формировать у дошкольников целостное, системное представление о сложных взаимосвязях, существующих в природе, освоить экологические представления, совершенствовать речевую активность, приобщить к общечеловеческим ценностям, погрузиться в красоту природы, и передать эту красоту в речевом и художественном образе.

При организации работы по развитию речи детей в процессе ознакомления с природой. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и тщательно продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание, очень важно учитывать возрастные особенности детей, что можно требовать от ребенка того или иного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства его с природой.

Для обогащения и активации словаря детей необходимо обратить внимание на:

     - отбор необходимого словарного материала;

     - правильность собственной речи;

     - создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

     Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое новое слово чётко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово это является для них новым. Во время наблюдения, экскурсии воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.

     Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закрепляются в их сознании в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях.

     Начиная со средней группы можно давать детям специальные грамматические  и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью.

     Задания постепенно усложняются: подбор к существительному прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением и др.

     Руководя работой, воспитатель стремится не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, т.е. к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.

При обучению детей рассказыванию. Воспитатель должен специально учить ребенка рассказывать о природе, т.е. с одной стороны, дать им достаточные знания, позволяющие составить относительно полный и точный рассказ о каком либо предмете или явлении природы; с другой стороны, развивать умение детей формулировать свою мысль, отобранные сведения подавать по возможности логично и последовательно.

     Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они копируют образец речи педагога, поскольку сами не могут составить полный и точный описательный или четкий сюжетный рассказ о природе, то постепенно, по мере накопления знаний и установления для себя некоторых связей, зависимостей и закономерностей в природе начинают под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли.

Виды детских рассказов о природе.

  • сюжетный рассказ на основе непосредственно труда в природе («Как мы спасли птицу»);
  • сюжетный описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и др.);
  • описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года (наш участок зимой и летом), и описание пейзажной картины;

4) описательный рассказ о (весне) сезоне в целом (Расскажи о весне; «Мое любимое время года, Что ты знаешь об осени?»);

5) описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Ветка сирени», «Осенний букет»).

     Указанная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы.

Одной из форм работы являются также беседы с детьми о природе.

     Беседа обуславливается особенностями диалогической (устной, разговорной) формы речи,  целью беседы является уточнение, закрепление или расширение знаний  детей  по какой – то определенной уже знакомой им теме. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи – жесты, мимика говорящего.        

     Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей.

     Беседа – форма  коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнить или исправить его ответ, подать реплику, задать вопрос. Можно выделить несколько типов бесед о природе :                                                                                                                          

  • беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе

наблюдений, экскурсий, прогулок);

  • беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений );
  • беседы на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин и т.д.)

     В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах  и явлениях природы , и вопросы, требующие  обобщения фактического материала, установления связей зависимостей в процессе.

     В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов, воспитатель уточняет словарь детей (н –р: солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается, почки набухают и т.д.) Таким образом: С одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой – во время бесед происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее точные слова для передачи своих мыслей.

Воспитатель может  спланировать несколько тематических обобщающих бесед, например: «Беседа об изменениях в неживой природе», «Растительный мир», «Животный мир», «Сезонный труд людей».

Такая тематическая группировка материала позволяет подвести детей к

осознанию ими довольно сложных причинно-следственных , последовательных  и временных связей: причины изменений и периодичности в природе, последовательности роста и развития растений, зависимости их от условий жизни, от времени года. В процессе таких бесед формируется одно из основных качеств связной речи – ее достоверность.

     В беседе значительное место занимает рассматривание картин и чтение

художественных произведений. Художественная литература и изобразительное искусство имеют огромное значение для уточнения, расширения знаний детей, развития умения выражать свои мысли.

Инсценирование и драматизация  сказки экологического содержания. В процессе драматизации сказок незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Дидактические игры экологического содержания в которых закрепляются представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

    Таким образом в процессе интеграции речевого и экологического образования у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи.

     Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи. Ребенок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ

Выступление на тему "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учрежде...

Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС

Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения дошкольников. Все это стимулирует их творчество. Вследств...

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....

Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"

Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партн...

Персонифицированная программа повышения квалификации воспитателя по теме: ««Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переж...